Исследование процедуры рассуждения через исключение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить процесс рассуждения через исключение.
Задачи:
Изучить теоретическую базу;
Подобрать методики, применяемые в исследованиях процедуры рассуждения;
Проанализировать групповые и индивидуальные результаты решения задачи.

Файлы: 1 файл

курсовая работа тамара2.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

В самых разнообразных  формах осуществляется одно из самых  сильных сплетений: логического мышления в понятиях и наглядного содержания. Неотделимо от всей чувственно – наглядной основы логическое абстрактное мышление. Единство логического и чувственно – наглядного в том, что мышление исходит из чувственного созерцания и включает в себя наглядные элементы, в то же время наглядно-образное содержание включает в себя смысловое содержание. Они как бы взаимопроникают и переходят друг в друга. Существенно и качественно отличаясь от всех других психических процессов, сохраняя специфику мышления, мыслительный процесс всегда вплетен в целостность психической жизни. Он вступает в связи и взаимопроникает во все стороны психической деятельности - потребности и чувства, волю и целеустремленность, наглядные образы – представления и словесную форму речи. Направленность на решение проблемы или задачи остается специфичным для мышления как мыслительного процесса, для мысли как его содержания – обобщенное отражение более существенных сторон существования человека в понятиях, умозаключениях и суждениях, наверное, это ведет к познанию глубочайших объективных связей мира.

Исходя из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что мышление играет важную роль в жизни человека, благодаря мышлению и мыслительному  процессу мы приходим к решению каких-либо поставленных перед нами задач.

 

1.2 Операции  мыслительной деятельности

Исходящая проблемная ситуация, с которой начинается мыслительный процесс свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлениях субъекта не адекватно. Её аспект случаен, он находится пока еще в несуществующих связях. И чтобы разрешить эту задачу в результате мыслительного процесса, необходимо прийти к более адекватному познанию аспектов поставленной задачи. Мышление идет к этому посредством многообразных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные и переходящие друг в друга стороны мыслительного процесса. Этими операциями являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все операции являются различными сторонами основной операции мышления – раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.

Сравнение, сопоставляя  вещи, явления, их свойства, вскрывает  различия и тождества. Вскрывая различия одних вещей и тождества других вещей, сравнивая их, приводит их некой  классификации. Сравнение зачастую может являться первичной формой познания. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тождество и различие являются основными категориями рассудочного познания, сначала выступая как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, существенных свойств и закономерностей. А осуществляется это другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – анализом и синтезом.

Анализ, мысленное расчленение  предмета, ситуации, явления и выявление  составляющих его элементов, сторон, моментов, частей. С помощью анализа субъект вычленяет явления из случайных и несущественных связей, в которых они часто даны в восприятии.

Анализ, расчленяющий сложное  на единицы указывает путь для  разрешения жизненно важного для всех рассматриваемых нами учений [5, с.17]

Синтез же восстанавливает  расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Анализ расчленяет проблему, синтез по - новому объединяет данные для её решения. Мысль, анализируя и синтезируя, проходит путь от расплывчатого понятия о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы, а синтезом раскрываются существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяет их практических целях. В логическом содержании анализ и синтез взаимосвязаны. Причем эта связь неразрывна. Анализ без синтеза, как правило, приводит к механическому сведению целого к сумме частей. А синтез без анализа невозможен, так как он должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов. А это уже выделяет анализ. Анализ и синтез непрерывно переходят друг в друга, они должны как две стороны целого строго покрывать друг друга. А могут и поочередно выступать на передний план. Это обусловлено в первую очередь характером материала. Если исходные данные не точны, их содержание не четко, тогда на первых этапах неизбежно будет преобладать анализ. А если к началу мыслительного процесса все данные поступают с достаточной отчетливостью, тогда мысль пойдет по преимуществу по пути синтеза. В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность к анализу или к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в четкости и точности, в анализе. Бывают по преимуществу синтетические умы, особая сила которых в широте синтеза. Но у подлинно больших умов, создающих ценное в научной мысли, анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

Абстракция – это  выделение, вычленение и извлечение одной какой–нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком–нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. Абстракция в действии, предшествующая мыслительному отвлечению возникает в практике. Поскольку действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя, прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека, то, что существенно для практического действия. Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних чувственных свойств предмета или явления, выделяя другие чувственные же свойства или качества его.

Рассматривая предметы человек, может выделить их форму, отвлекшись от их цвета, или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись от их формы. В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны. Поэтому примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон действительности от других, совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Такая изолирующая абстракция тесно связана с непроизвольным вниманием. Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания, связанной с организацией действия. От примитивной чувственной абстракции, не отрывая друг от друга, следует отличать высшую форму абстракции. Высшая форма подразумевает рассмотрение абстрактных понятий. От чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Отношения между вещами обусловлены их объективными свойствами, которые в этих отношениях выявляются. Исходя из этого, мысль может через посредство отношений между предметами выявить их абстрактные свойства. В своих высших формах абстракция является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Если мы перейдем к абстрактному, которое раскрывается через отношения к конкретным вещам, тогда мысль не отрывается от конкретного, а в любом случае к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от него мысль и отталкивается на пути к абстрактному, в любом случае будет связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему же через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания, как переплетение многообразных абстрактных определений.

Обобщение или генерализация  зарождается в плане действий, потому что индивид одним и  тем же генерализированным действием  отвечает на разные раздражения и  производит их в разных ситуациях  на основании общности лишь некоторых  их свойств. Ведь в различных ситуациях одно и то же действие вынуждено осуществляться посредством разных действий, однако сохраняется одна и та же схема. Подобная схема по существу и будет являться понятием в действии, а его не применение к другой ситуации своеобразным суждением в действии. Но не подразумевается суждение как сознательный акт, следует подразумевать их действительную основу, некий корень и прототип. Сам процесс обобщения стоит понимать как отбор и отсев того, что уже дано в изначальном виде в содержании чувственно воспринимаемых свойств предмета. Этот процесс можно назвать не тем, который обогащает и углубляет наши знания, а объединяющим. Обобщение сводится к отбрасыванию специфических, особенных, единичных признаков и сохранению тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов. Общее представляется как повторяющееся единичное. Это обобщение, очевидно, не может вывести за пределы чувственной единичности, следовательно не открывает подлинного существа того процесса, который приводит к абстрактным понятиям. Смотря с этой позиции нельзя не заметить, что процесс обобщения представляется нам как не раскрывающий новые свойства, а как простой отбор и отсев из числа тех данных, которые даны изначально. Получается, что процесс обобщения обедняет, а не углубляет и обогащает. На самом деле это в корне не так. Положительно ядро лежит в раскрытии существенных связей. Существенно связанное вот что общее. Из этого можно вывести уже в качестве вторичного, производного повторяемость общего, его общность для целого ряда или класса единичных предметов. Существенно то, что между собою связанное именно в силу этого неизбежно повторяется. Исходя из этого, обобщение может совершаться по пути сравнения, выделяющего общее в ряде предметов и явлений. Так совершается процесс обобщения на низших ступенях и в более элементарных своих формах. Высшие же формы обобщения, к ним мышление приходит через опосредование, через раскрытие отношений, связей, закономерностей развития.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, т.к. в нем объект нечто опровергает или утверждает. Рассуждение-это работа мысли над суждением.

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает  посылки, котрые обусловливают его  истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Таким образом, к операциям  мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над  суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное - умозаключением.

    1. Процесс рассуждения. Его виды.

Чрезвычайно большое  значение в процессах мышления имеют  процессы рассуждения, имеющие одну главную цель — обеспечение понимания  правил решения поставленных перед  субъектами задач. В основном процессами рассуждения занимается логика, устанавливающая типы рассуждений, необходимые условия для их существования, критерии истинности—ложности. Но, как на это довольно часто указывалось в литературе, мыслит не мышление, а субъект с его индивидными, личностными и социальными свойствами, поэтому изучение рассуждений в конкретных психологических исследованиях приобретает особую важность.

В формальной логике для  самого факта появления рассуждений  и на их основе — суждений необходимыми условиями являются посылки, логические постулаты, констатирующие определенные свойства, признаки, действия. Классический логический пример: все металлы электропроводны, олово —металл, следовательно, олово электропроводно.

В логике изучаются истинность—ложность посылок, их соотношение Друг с другом, получение на их основе суждений разного типа: истинных, ложных, полных, частичных, позитивных, негативных. Наиболее частые виды соотношений посылок между собой по пути к окончательному суждению состоят в направлении от общего к частному (дедуктивный способ, известным поклонником которого являлся Шерлок Холмс) или, наоборот, от частного к общему (индуктивный способ, которым предпочитают пользоваться так называемые “эмпирики”).

В экспериментальной  психологии рассуждения используются не столько. Для получения наглядных доказательств — суждений, сколько для формирования гипотез и эвристик поиска. Под эвристикой в данном случае понимается любая процедура, приводящая к ускорению, рационализации решения задачи. Предполагается, что в реальных актах мышления суждения получаются на основе оценивания объектов по иерархической лестнице присущих им признаков, где формируются те критерии, которые далее необходимо принимать в качестве посылок.

Рассуждение - мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получение нового вывода из нескольких посылок. Мышление принимает форму рассуждения обычно в тех случаях, когда нужно узнать что-то новое, анализируя уже известные факты или положения, а также тогда, когда истинность какого-либо суждения вызывает сомнения и требуется подтверждение, доказательство или опровержение этого суждения.

Виды (формы) рассуждения 

Рассуждение осуществляется в форме суждений и умозаключений:

-дедуктивных

-индуктивных

-гипотетических.

Дедукция - метод мышления, при котором новое положение  выводится чисто логическим путем  из предшествующих, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны  отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства. Противоположно индукции. и воображением).

Индукция (наведение) —  процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к  общему. В преобладании индуктивного мышления восточные народы отличаются от европейских, разрабатывавших прежде всего дедуктивное умозаключение.

Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) - недоказанное утверждение, предположение или  догадка. Один из методов познания, форма развития науки. Гипотеза проверяется  практикой. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений. Обоснованная и подтверждённая опытом гипотеза превращается в достоверное знание, в теорию.

Недоказанная и неопровергнутая  гипотеза называется открытой проблемой.

Использование гипотезы в школьном обучении способствует развитию у учащихся логического мышления, воображения, овладению элементами творческой деятельности. Наибольшие возможности для применения гипотезы открывает проблемное обучение.

Важную роль в рассуждении  выполняют мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.

В процессе обучения рассуждения  развиваются и совершенствуются, их структура меняется; постепенно развернутое, громоздкое рассуждение (свойственное младшим школьникам) становится более сжатым и менее  осознанным. Если такое внутреннее рассуждение совсем сжато, уже неосознанно и протекает без напряжения, легко, на фоне привычного расслабления, человек чаще говорит уже не задумываясь, иногда затрудняясь привести промежуточные звенья рассуждения и ссылаясь просто на Интуицию.

Информация о работе Исследование процедуры рассуждения через исключение