Исследование процедуры рассуждения через исключение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить процесс рассуждения через исключение.
Задачи:
Изучить теоретическую базу;
Подобрать методики, применяемые в исследованиях процедуры рассуждения;
Проанализировать групповые и индивидуальные результаты решения задачи.

Файлы: 1 файл

курсовая работа тамара2.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

 Третий заключенный видит цвет номеров двух передних, на первом — белого цвета, на втором — черного. Он не может решить, какого цвета номер у него, так как это может быть и белый, и черный с равной вероятностью. Второй заключенный, отталкиваясь от ответа третьего и видя цвет номера первого, но не зная цвета номера третьего, предполагает, что если бы его цвет был белый, как и у первого, то и тогда третьему нельзя точно назвать свой цвет. Если же у него черный цвет и у третьего — черный, то только первый сможет правильно ответить. Первый заключенный именно так и рассуждал: надо исходить из того, что на каждом этапе есть одна возможность, да и та — ложная, следовательно, надо рассуждать методом исключения ложных возможностей. Таким образом первый заключенный, правильно сказав, что цвет его номера — белый, смог добиться освобождения.

 

2.2 Изучение  процедуры рассуждения через  исключение

 

1. Результаты группового исследования.

    • Методика №1 (затраченное время составляет 20 минут)

Группа состояла из 10 человек. При ознакомлении с первым заданием, в лицах большинства  участников группы можно было увидеть  заинтересованность. Особенную заинтересованность проявил один из испытуемых, который первым делом поинтересовался что из себя представляет язык суахили. Ознакомившись с методикой, начали появляться различные версии. В группе активность проявляли 5 человек, остальные вели себя довольно пассивно. В результате обсуждения группа в лице одного участника дала правильный ответ - никупенда. Процесс их рассуждения был следующим: в первую очередь, они решили перевести слоги и у них получилось, что я-«ни», лю-«упен» (2 раза как они подумали-потому что в слове люблю 2 раза используются слоги лю), тебя – «да». И первоначальный их ответ был – ниупенупенда.

Но потом они обнаружили, что в фразах «Он любит тебя» (акупенда) и «Я бью тебя» (никупига) общее окончание не «да», а «а».

Затем они решили найти  слово «любит» общий слог получился «упенд», а местоимение «я»- «ни», и второй вариант их ответа был – ниупенда.

После моей просьбы подумать еще, они предположили, что если брать  фразу «Я тебя люблю» то тогда я  – «ни», тебя - «куп», люблю – «енда». В результате они получили верный ответ – никупенда.

    • Методика №2 (затраченное время 37 минут)

Это задание для них  оказалось сложнее. Три раза они  просили повторить его, затем  с недоуменными выражениями лица затихли. Первая их версия была, что  первый заключенный подглядел свой цвет. Вторая версия – ему подсказали. Третья – просто угадал. После моей подсказки, что отвечать начали с третьего заключенного, они практически единогласно прокричали наперебой, что тогда у 2 и 3 заключенных оказались черные карточки, а первый угадал методом исключения что у него белая карточка. После того, как я сказала, что они не слышали ответов друг друга, а только знали правильно-неправильно, все снова стихли. Правильный ответ так и не был получен.

2. Результаты индивидуального  исследования.

    • Методика №1
      1. Испытуемый №1  (девушка - затраченное время 13 минут)

Девушка сразу решила, что надо в словах найти общий  корень. Во фразах «Он любит тебя»(акупенда) и «Он любит нас»(авупенда) общий  корень «пенда» - любит. «а» - он, «ву» - нас, «ку» - тебя.

Из фразы «Я бью  тебя» она нашла следующие данные: я – «ни», тебя – «ку», бью – «пига». Из всех данных получилось слово – никупенда.

      1. Испытуемый №2 (девушка - затраченное время 11 минут)

Девушка услышав задание  заинтересовалась. Его решение она  начала с того, что ешила определить местоимения -  он, я.

Он – «а», я –  «ни». Затем она решила найти слова  «любит», «убьет», «бью», «убью», определила корень «пен» - любит, «ига» - тебя. Первоначальный ее ответ был никупига.

Проверяя свой ответ  она посмотрела на фразы «он любит  тебя»  (акупенда), «я бью тебя» (никупига) и определила, что окончания их не совпадают. Тогда она предположила, что тебя – «куп», он – «а», я – «ни», люблю – «енда». И получила слово никупенда.

      1. Испытуемый №3 (юноша - затраченное время - 10 минут)

Юноша прослушал задания, переписал и начал его решение с того, что выявил значение слов, в результате чего у него получилось следующее: бить – «пига», я – «ни», тебя – «ку», люблю – «пенда». Таким образом, он достаточно быстро нашел верный ответ – никупенда.

    • Методика №2
    1. Испытуемый №1 (затраченное время – 10 минут)

Девушка попросила повторить  задание еще пару раз. Затем нарисовала схему с заключенными на листке, и высказала версию о том, что  первый угадал, что у него белый, т.к. слышал ответы 2 и 3 цвета которых  в результате оказались черными. На мою просьбу подумать еще не согласилась. Правильный ответ получен не был.

    1. Испытуемый №2 (затраченное время – 30 минут)

Девушка очень сосредоточенно и внимательно прослушала задание, записала его  и задала вопрос-с  какого заключенного начали отвечать. На мой ответ, что с 3-го, она предположила что первый слышал ответы первых двух и методом исключения понял что у него белый. На мою просьбу подумать еще она согласилась. Подумав она очень быстро начала говорить – видимо, чтобы не забыть ход своих рассуждений, что 1 думал, что если бы у него и 2-го были черные цвета, то третий точно угадал бы свой цвет, но т.к. он его не угадал, то у 1 и 2 либо белый и черный цвета, либо два белых. Затем он подумал, что 2-ой, если бы у 1-го был черный цвет и 3-ий не угадал бы свой, понял бы, что у него белый и освободился бы, но т.к. он тоже не угадал свой цвет  значит у первого белый. Так мной был получен первый правильный ответ.

    1. Испытуемый №3 (затраченное время – 20 минут)

Юноша прослушал задание  и высказал практически сразу версию, что третий видел 1-го – белого и 2-го черного и предположил, что вероятность своего номера – белая, т.к. один черный и один белый есть, остается два белых и один черный. Он выбрал белый, а оказался черным. Второй видел первого – белого и слышал третьего – черного и по предыдущей логике вероятность быть белым выше. Он выбрал белый, а оказался черный. А первый услышал их и понял что он белый.

На мою просьбу подумать еще – ответил отказом, сославшись на то, что ему надо по делам.

Таким образом, с первым заданием справились все испытуемые, а со вторым только испытуемый №2.

 

2.3 Анализ результатов  решения задач

 

Результаты решения  задач приведены в таблице  №1

Таблица №1

Результаты проведенных  испытаний

Название методик

Затраченное время / правильность ответов

Группа

Ира

Наталья

Армен

Перевод с русского языка  на язык суахили

20 мин./ +

13 мин./ +

11 мин./ +

10 мин./ +

Король и трое заключенных

37 мин. /-

10 мин/ -

30 мин./ +

20 мин. /-


 

Исходя из полученных данных (см. Табл.№1), видно, что групповое решение задач заметно проигрывает индивидуальному. В группе было много мнений, котрые сбивали с толку порой правильный ход мыслей некоторых участников, в результате чего на решение задач было затрачено больше времени. Со вторым заданием группа не справилась совсем, кроме того, ушли они очень недовольные.

Что касается Испытуемых №№№ 1,2,3 - то среди них только Испытуемый №2 справилась с обоими заданиями  успешно. Она изначально проявила заинтересованность   в решении задач, каждое задание  она внимательно слушала и по ней было видно, что она очень хочет найти верный ответ.

Испытуемый №3 к заданиям отнесся равнодушно, спокойно, ответы он говорил быстро, но не всегда верно, куда-то спешил и особого интереса в нем я не увидела.

Испытуемый №1 с энтузиазмом приступила к первому заданию, но второе задание загнало ее в тупик. Она не знала с чего начать и не понимала как первый мог догадаться о том, что на нем  белый цвет, если он не слышал ответы предыдущих заключенных. После немногочисленных попыток она сдалась так и не найдя верного ответа.

Из нашей таблицы  видно, что особую трудность у  испытуемых вызвало второе задание. Я думаю, что это связано, возможно, с юным возрастом испытуемых. Я  думаю мало кто в их возрасте владеет  методом исключения ложных случаев. Парадоксальность  мысли о том, что истина может быть доказана через исключение неистинны, объясняет трудность, возникающую в том случае, когда требуется понять смысл проверок, состоящих в доказательстве пропозиции путем демонстрации того, что ее отрицание приводит к потиворечиям.

 

 

 

 

Заключение

 

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что  человек, добивающийся решения той  или иной задачи использует процедуру  рассуждения через исключение.

Задачи поставленные пред нами в данной работе считаем  решенными.

Теоретический анализ показал, что мышление играет важную роль в  жизни человека, благодаря мышлению и мыслительному процессу мы приходим к решению поставленной перед  нами определенной задачи.

Мыслительный процесс  представляет собой процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации, которая является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом.

В своем становлении  мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную и в зависимости от содержания решаемой задачи выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Мы выяснили, что к  операциям мыслительной деятельности относятся: сравнение, анализ и синтез, обобщение и абстракция.

В процессе мышления важную роль играют процессы рассуждения. Их главной целью является обеспечение понимания правил решения поставленных перед субъектом задач. Выделяют дедуктивную, индуктивную и гипотетическую виды рассуждений.

В данной работе мы исследовали  процедуру рассуждения через исключение. Рассуждение через исключение – есть форма дедукции, состоящая в том, что делается заключение об истинности утверждения путем доказательства ложности всех других возможных альтернатив.

В изучении процедуры  рассуждения через исключение применяют следующие методики: «Перевод с русского языка на язык суахили» и «Король и трое заключенных».

Именно эти методики были нами применены в экспериментальной  части данной работы. Мы провели  групповое и индивидуальное исследование процедуры рассуждения. В результате наилучший результат показало индивидуальное исследование, однако со вторым заданием справился только один испытуемый. Возможно, это обусловлено достаточно юным возрастом испытуемых (16-17 лет) и неумением использовать метод исключения ложных случаев, либо это обусловлено уровнем их интеллекта.

В любом случае, считаем, что цели и задачи данной работы достигнуты и выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. М., 2002
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления.-Вопросы психологии.-1999
  3. Брушлинский А.В. Мышление и общение.-Минск: Изд-во Минского гос. университета, 1990
  4. Волков Е.Н. Основные модели сознания (реформирования мышления)-Журнал практического психолога.-1996
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь.-М.: Лабиринт, 1999
  6. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981
  7. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников/Вопросы психологии.-1999
  8. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития.-М.:Институт психологии РАН, 2005
  9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.-М.,2007
  10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.-Спб.,2004
  11. Маклаков А.Г. Общая психология.- Спб.,2006
  12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.,2002
  13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-Спб.,1997
  14. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений/Сокр.пер. с фр. Т.Д.Ребеко.-М.: Институт психологии РАН,1998
  15. Рогов Е.И. Общая психология.-М.,2003
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-Спб.,2008
  17. Семенов И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии.-М.: Воронеж: МОДЭК, 2000
  18. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление.-М.: Издательство ЛКИ-2007
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999
  20. Тихомиров О.К. Психология мышления.-М.: Академия, 2005.

Информация о работе Исследование процедуры рассуждения через исключение