Исследование межличностных отношений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Каждый ребенок - уникальная личность, и поэтому в общении каждый пользуется своим подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Поэтому целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностного взаимодействия в группе сверстников младшего школьного возраста. Соответственно задачами нашего исследования являются:
1. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».
2. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.
3. Выявление социометрического статуса младших школьников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………....1-4
Глава 1. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста………………………………………………..5
1.1. Понятие межличностных отношений в группах и коллективах…………………………………………………………………..5-9
1.2Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений………………………………………………………….10-15
1.3. Развитие межличностных отношений сверстников в группе младшего школьного возраста…………………………………………....16-21
Глава 2. Исследование межличностных отношений младших школьников…………………………………………………………………….22
2.1. Организация и методы исследования………………………….22-24
2.2. Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста...........25-27
Заключение………………………………………………………………….28-29
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………....1-4

Глава 1. Специфика  межличностных отношений в группах  сверстников младшего школьного  возраста………………………………………………..5

     1.1. Понятие межличностных отношений в группах и коллективах…………………………………………………………………..5-9

     1.2Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений………………………………………………………….10-15

     1.3. Развитие межличностных отношений  сверстников в группе младшего  школьного возраста…………………………………………....16-21

Глава 2. Исследование межличностных отношений младших школьников…………………………………………………………………….22

     2.1. Организация и методы исследования………………………….22-24

     2.2. Результаты исследования особенностей  межличностных отношений в группе  сверстников младшего школьного  возраста...........25-27

Заключение………………………………………………………………….28-29

Список использованной литературы…………………………………………30

 

Введение

    В настоящее время в психологической  науке работы, посвященные проблемами изучения групповых феноменов и  развития личности в группе, вытесняются  исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.

    Ребенок - это личность, которая также  вступает в систему межличностных  взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.

    Исходя  из вышеперечисленного, объектом нашего исследования является межличностные  отношения учащихся начальных классов в группе со сверстниками.

    Предметом нашего исследования являются особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста и определение их индивидуальных особенностей.

    Каждый  ребенок - уникальная личность, и поэтому  в общении каждый пользуется своим  подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Поэтому целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностного взаимодействия в группе сверстников младшего школьного возраста. Соответственно задачами нашего исследования являются:

    1. Осуществление теоретического понятия  «межличностные отношения».

    2. Изучение межличностных отношений  как фактора личностного развития  младшего школьника.

    3. Выявление социометрического статуса  младших школьников.

    Гипотеза  исследования: индивидуальные особенности учащихся, их положение в системе межличностных отношений определяют особенности их взаимоотношений при взаимодействии со сверстниками.

    Над проблемой взаимных влияний и  воздействий детей друг на друга  работали многие известные психологи и педагоги, такие как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков.

    Каждый  из них изучал межличностные отношения  как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. И то, что Общение влияет на социальное и личностное развитие детей.

    В младшем школьном возрасте все большее  значение для развития ребенка приобретает  его общения со сверстниками. В  общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат (А.А. Реан). От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов развивающим личность. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день.

    То, что система личных взаимоотношений  долгое время, по существу, ускользала из поля зрения исследователей, и только сравнительно недавно стало предметом  исследования, обусловлено, прежде всего, тесно связанными между собой причинами. Во-первых, вне научного рассмотрения оказался сам предмет исследования - та социально-психологическая реальность, которую представляют собой личные взаимоотношения между людьми. Во-вторых, не были известны методы изучения этих отношений.

    Положение существенно изменилось, когда у  нас начали широко вести социально-психологические  исследования, в том числе изучать  взаимоотношения в малых группах. Проблемы малых групп занимают видное место в мировой социальной психологии. На всех международных психологических конгрессах этим проблемам посвящаются симпозиумы (Я.Л. Коломинский).

    Методологическим  основанием исследуемой проблемы составили  универсальные методологические принципы: принцип детерминизма, принцип развития.

    Принцип детерминизма утверждает, что любое  психическое явление или личностное образование имеет причинную  обусловленность. Психические явления  и личностные образования являются следствием определенных биологических, социальных, психологических условий.

    Принцип развития предполагает, что любое  психическое явление или личностное образование является процессом  и непрерывно развивается. Следовательно, межличностное взаимодействие в  малой группе развивается и подчиняется  всем закономерным свойствам развития: непрерывности неравномерности, пластичности, асинхронности и стадиальности.

 

     Глава 1. Специфика  межличностных отношений  в группах сверстников  младшего школьного  возраста

    1. Понятие межличностных отношений в группах и коллективах

    Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает как  способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование  общения как реальности общественных и межличностных отношений. Общение  людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов имеющих нечто общее. Существует несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые [1, с.185].

    Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений.

    Природа межличностных отношений существенно  отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Существует две большие группы таких чувств:

    - конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям.

    - дизъюнктивные чувства, разъединяющие  людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.

    Интенсивность того или другого чувства может  быть различной, и это сказывается  на деятельности группы. Однако практические отношения между людьми не складываются только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает ряд отношений, опосредованных ею.

    К. Маркс отметил: «Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которым люди как физически, так и духовно творят друг друга…» [2, с.36].

    Потребность во взаимодействии с себе подобными  объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического  развития людей и является одной из определяющих поведение человека. Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружбе и любви [3, с.105].

    Общение характеризуется как наблюдаемый  процесс, в котором актуализируется и проявляется, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

    Одним из явлений межличностных отношений  выделяют взаимоотношения - личностно  значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние [4, с.71].

    Можно с некоторыми оговорками принять  такой факт, что человек как  личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и малых групп. Большую часть своей жизни человек проводит в малой группе. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать, как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим образованием [5, с.523].

    Существование любой группы имеет общие закономерности:

    1. Группа неизбежно структурируется. 

    2. Группа развивается.

    Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из существенных видов групп является коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

    Одним из видов коллектива является учебный  коллектив. Выделяют 3 этапа формирования учебного коллектива. На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

    Второй  этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется  созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, какова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы. Лидер - определяющая сила группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

    Третий  этап развития коллектива характеризуется  высоким уровнем сплоченности - ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам наиболее значимым для группы в целом.

    Комплексным показателем взаимоотношений в  коллективе является его социально-психологический  климат - совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к членам коллектива; к руководителю.

Информация о работе Исследование межличностных отношений младших школьников