Исследование межличностных отношений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Каждый ребенок - уникальная личность, и поэтому в общении каждый пользуется своим подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Поэтому целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностного взаимодействия в группе сверстников младшего школьного возраста. Соответственно задачами нашего исследования являются:
1. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».
2. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.
3. Выявление социометрического статуса младших школьников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………....1-4
Глава 1. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста………………………………………………..5
1.1. Понятие межличностных отношений в группах и коллективах…………………………………………………………………..5-9
1.2Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений………………………………………………………….10-15
1.3. Развитие межличностных отношений сверстников в группе младшего школьного возраста…………………………………………....16-21
Глава 2. Исследование межличностных отношений младших школьников…………………………………………………………………….22
2.1. Организация и методы исследования………………………….22-24
2.2. Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста...........25-27
Заключение………………………………………………………………….28-29
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

    Для выявления структуры межличностных  отношений в группе необходимо выявить, что показатели этих объектов характеризуют  структуру межличностных отношений  в данной, определенной группе [1, с.185].

    Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, но критериях выбора. Чем  важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов [6, с.277].

    Взаимоотношения между учениками в классе - это  не отношения, которые возникают  в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел - трудовых, общественных, бытовых. Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп [4, с.75].

    Группы  сверстников остаются важными в течение всего среднего детства - от шести до двенадцати лет. Но за это время, как в их организации, так и в их значении, для ребенка происходят заметные перемены.

    В начале среднего детства группы сверстников  относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил и их состав быстро меняется. Структура самой группы отличается в этом возрасте большой гибкостью. Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее членов, когда они достигают десяти, двенадцати лет. Группа приобретает для ребенка исключительную важность. В этот период организационная структура групп становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членом группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания членов группы. Весьма важным становится деление по половому признаку. Эти строгие установки в отношении правил, комфортности и половой сегрегации становятся обычными для взаимодействия детей в конце среднего возраста [7, с.539].

    Таким образом, межличностные отношения  имеют ряд форм, особенностей, которые  реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных  факторов, влияющих на них.

 

     1.2. Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений

    Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые  он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет  не одну, а несколько ролей, различных  в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сравнительно просто, то там, где отношения складываются стихийно, определить социальную роль человека, его положение довольно трудно.

    Как уже не однократно отмечалось, в школьном классе существует две системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т. д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость - оценками, спортивные успехи - определенными разрядами.

    Совершенно  иначе оценивается положение  человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно.

    Социометрический  статус определяется числом выборов  учениками друг друга. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик демонстрирует его потребность в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия между положением, которое занимает ученик системе ответственной зависимости, и его местом в системе личных взаимоотношений.

    Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика  в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит  не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, насколько эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.

    Выделяют  два типа выборов: неустойчивые - выборы, отражающие более летучие, кратковременные  неустойчивые отношения; устойчивые - выборы, отражающие длительные, характерные для данного ученика устойчивые отношения.

    Положение человека в системе личных взаимоотношений  в группе зависит, во-первых, от качеств  самого человека и, во-вторых, от характерных  особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение (общественное мнение).

    Таким образом, положение ученика зависит  от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного  мнения [4, с.119].

    В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:

    - быть в центре внимания;

    - общаться с большим количеством  сверстников;

    - стремиться быть лидером;

    - общаться с избранным кругом  сверстников;

    - держаться в стороне;

    - придерживаться линии сотрудничества;

    - выражать доброжелательность ко  всем;

    - занять позицию соперничества;

    - выискивать у других ошибки  и недостатки;

    - стремиться оказывать помощь  другим.

    Выбор вариантов поведения ребенка  связан с различными установками  семьи, школы, сверстников; с их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. Доказано, что осмысленный опыт общения благоприятствует развитию личности ребенка [5, с.113].

    Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

    Если  для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классовому активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.

    «Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.

    Таким образом, первоклассники оценивают  своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко  проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает учитель.

    То  к концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.

    Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим  вещам.

    Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимание ими другого человека, что связанно с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений.

    Специфика социальной перцепции младших школьников сказывается и на особенностях их первого впечатления о другом человеке. В целом, становясь более  точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечатление отличается у детей ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. Физический облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается облик другого человека. Поэтому взрослые, работающие с младшими школьниками, должны учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.

    Необходимо  отметить, что, как правило, с возрастом  у детей повышаются полнота и  адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, то есть у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение склонны, его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.

    О возрастной роли сверстников к концу  младшего школьного возраста свидетельствует  и тот факт, что в 9-10 лет школьники  значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

    Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого  человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Однако если у ребенка существует, хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один- единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого [8, с.425].

    Неудовлетворительное  положение в группе сверстников  переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций [8, с.38].

    Положение ребенка в группе влияет на его  самоощущение. Ученые Криг и Лэрд оценивали  чувства одиночества, социальной тревоги  и социальной изоляции, а также  определили факторы, которые вызывают соответствующие социальные результаты по сообщениям учащихся III и V классов. Эти исследования обнаружили, что характер самоощущения детей и то, кого они обвиняют в своих низких результатах, зависит от опыта взаимодействия со сверстниками. Отвергаемые дети сообщали о более сильном чувстве одиночества и были более склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети, принятые в группу сверстников [7, с.540].

    Таким образом:

    - дети занимают различное положение  в системе личных взаимоотношений,  не у всех есть эмоциональное  благополучие;

    - то или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств;

    - определив положение каждого  ребенка в группе и его социометрический  статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.

 

     1.3. Развитие межличностных отношений сверстников в группе младшего школьного возраста

    Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе [8, с.423].

    С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью [9, с.151].

Информация о работе Исследование межличностных отношений младших школьников