Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:52, реферат
Цель научно-исследовательской работы – изучить теоретический аспект и методические основы формирования толерантности как условия успешной социализации младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность социализации личности.
2. Дать характеристику термину толерантность.
В теории социализации на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты к условиям существования в обществе, на другом – ученые, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний.
Ребенок в процессе социализации
не является пассивным звеном. Он входит
в систему общественных отношений
и сам воспроизводит их по мере
взросления. Он внушаем, он стремится
подражать, на него влияют авторитетные
и популярные личности. При этом
доминирующее влияние на него оказывают
взрослые. Общение со взрослыми помогает
ребенку устанавливать
С точки зрения психологии [1, с.32], изучая поведение человека, анализируя его поступки, можно выяснить их мотивы, которые позволяют судить о том, насколько закономерен или случаен для человека данный поступок, прогнозировать возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности. На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.
Установка – готовность,
предрасположенность
Повторение установочных ситуаций через контакты в семье, социальной группе, школе создает условия для постепенного складывания фиксированных установок, которые неприметно для человека и определяют его жизненную позицию в целом ряде случаев, и служат ориентиром в ситуациях взаимодействия.
В детстве очень многие
установки развиваются в
Установки, которых мы придерживаемся по отношению к различным фактам общественной жизни, событиям, людям, определяют наши положительные и отрицательные эмоции, наши реакции и поведение. Они могут носить позитивный характер или негативный характер предубеждения и предвзятости.
Человек постоянно находится в ситуациях непрекращающегося общения и подвергается влиянию педагогов, друзей, семьи, коллег по работе, средств массовой информации, пытающихся осознанно или бессознательно сформировать или изменить его установки, а он в свою очередь оказывает влияние на других или изменяет собственное восприятие фактов с тем, чтобы сохранить соответствие между ними и своим поведением. Человек стремится сохранить гармоничное равновесие в самом себе и в отношениях с другими людьми, избегая таких фактов, которые привели бы к нарушению и конфликтам между поведением и внутренними мотивами. Можно предположить, что установки определяют степень человеческой толерантности, подразумевающей осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости выработки и реализации процедур согласия, причем речь не идет об отказе от собственных взглядов и убеждений. Толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации [8, с.14].
По мнению психологов Е. Смирновой и В. Холмогорова, главным методом социально-эмоционального воспитания детей является усвоение моральных норм и правил поведения. Считается, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать поступки, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что тем самым ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако практика показывает: все не так просто. Да, большинство детей уже в три-четыре года отличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают: с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определенных правил поведения.
Таким образом, основа гуманного
отношения к людям, способность
к сопереживанию, к сочувствию проявляется
в самых разных жизненных ситуациях.
Поэтому считается, что у детей
нужно сформировать не только представление
о должном поведении или
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЕЧКОЙ
2.1 Характеристика социального приюта для детей и подростков
Социальный приют для
детей и подростков – стационарное
учреждение социального обслуживания,
предназначенное для временного
проживания детей и подростков, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации,
до определения совместно с
В своей курсовой работе мы
подробнее рассмотрим ГУСОСПД и
П «Доверие».Государственное
Основные задачи учреждения:
Обеспечение социальной реабилитации детей, подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Перевозка несовершеннолетних,
самовольно покинувших семьи, госучреждения,
к месту постоянного
Социально обслуживания семей,
оказавшихся в социально
Специалисты приюта осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законом ФЗ – 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими федеральными и областными законодательными актами.
Приют рассчитан на 55 мест (приемное отделение – 16, отделение реализации программ – 23, семейные воспитательные группы – 6, р.п. Красный октябрь – отделение временного пребывания – 10).
В приюте созданы условия, приближенные к домашним: уютные спальни, игровые комнаты, столовая, кабинет для индивидуальных занятий, комната психологической разгрузки, актовый зал, кабинет трудотерапии.
Учреждение оснащено необходимым корекционно-реабилитационным оборудованием; работаю, кружки по интересам (музыкальный, спортивный, по изготовлению мягкой игрушки, агитбригада, театр моды), где воспитанники осваивают трудовые навыки, развивают творческие и интеллектуальные способности.
Воспитанникам обеспечивается:
временное проживание, правовая, психолого-педагогическая,
социально-медицинская помощь, способствующая
их социальной адаптации. Ежегодно курс
реабилитации в условиях стационарных
отделений приюта проходят более 170
социально-дезадаптированных
В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние от 3 до 18 лет:
¾ оставшиеся без попечения родителей;
¾ проживающие в семьях,
находящихся в социально
¾ заблудившиеся или подкинутые;
¾ не имеющие места жительства;
¾ самовольно оставившие семью, ушедшие из общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В приюте функционируют следующие отделения:
1. приемное отделение,
которое предназначено для
2. отделение реализации
программ социальной
3. Отделение социальной
диагностики и реализации
4. Отделение социально-правовой
помощи совместно с органами
опеки и попечительства
5. Отделение перевозки
несовершеннолетних, самовольно ушедших
из семьи или государственных
учреждений, к месту постоянного
проживания, является единственным
в области. В отделение
В приюте действует служба
экстренной психологической помощи
«Телефон доверия», специалисты которого
оказывают консультативную
Информационно-диспетчерская служба создана для решения следующих задач: - сбор информации о наличии свободных мест в учреждениях социального обслуживания области;
· решение вопросов организации перевозки несовершеннолетних;
· прием и регистрация сведений по обращениям государственных учреждений и ответственных лиц по вопросам жизнеустройства детей, случаям семейного насилия, неблагополучия, фактам попрошайничества и безнадзорности несовершеннолетних.
За период работы в информационно-деспетчерскую
службу поступило 753 обращения, из них
19% процентов случаев связанно с
различными видами насилия. По каждому
обращению разрабатывалась
Для оказания максимальной психологической
помощи населению в приюте работает
субботний консультативный
Медицинской службой приюта
проводится комплексная медицинская
диагностика каждого
За 2009 год в приют поступило – 173 несовершеннолетних, (за этот же период 2008 года – 128 детей), что на 27% больше.
Из них по актам ПДН
поступило более 50% от общего числа
поступивших в приют. Для организации
перевозки поступило 22 самовольно ушедших
ребенка, 28,2% от общего числа (т.е. увеличилось
на 3,5% по сравнению с 2008 годом). Большая
часть детей, доставляемых по актам
ОВД, изначально провоцирует конфликтные
ситуации, выражая нежелание жить
под контролем в
В течении 2009 года в 2 раза увеличилось
количество детей, поступивших в
приют в связи со снятием опеки
(так как дети совершали самовольные
уходы из дома, занимались бродяжничеством).
В 2009 году среди поступивших на 15%
увеличилось количество детей старшего
возраста (более 14 лет), на 58% увеличилось
количество поступивших детей-
Среди поступивших в приют детей 62% несовершеннолетних детей состояли на учете у психиатра и нарколога, 94% детей совершали самовольные уходы из дома, пропускали занятия в школе, пропускали занятия в школе без уважительных причин; 57% детей стояли на учете в ПДН.
Сотрудниками Приюта практически
ежедневно проводятся розыскные
действия по поиску детей. Данные действия
оформляются актами о проведении
розыскных мероприятий и
С целью профилактики самовольных
уходов воспитанников из приюта педагогами-психологами
учреждения разработана и апробируется
коррекционная программа «Моё счастливое
завтра». В рамках этой программы
с несовершеннолетними
Информация о работе Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников