Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:52, реферат

Краткое описание

Цель научно-исследовательской работы – изучить теоретический аспект и методические основы формирования толерантности как условия успешной социализации младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность социализации личности.
2. Дать характеристику термину толерантность.

Файлы: 1 файл

Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников.docx

— 43.93 Кб (Скачать)

 

В теории социализации на одном  полюсе стоят авторы, рассматривающие  человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты к  условиям существования в обществе, на другом – ученые, которые видят  в личности пассивный продукт  социальных влияний.

 

Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он входит в систему общественных отношений  и сам воспроизводит их по мере взросления. Он внушаем, он стремится  подражать, на него влияют авторитетные и популярные личности. При этом доминирующее влияние на него оказывают  взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает существенное влияние  на особенности и развития его  общения со сверстниками.

 

С точки зрения психологии [1, с.32], изучая поведение человека, анализируя его поступки, можно выяснить их мотивы, которые позволяют судить о том, насколько закономерен  или случаен для человека данный поступок, прогнозировать возможность  его повторения, предотвратить возникновение  одних и поощрить развитие других черт личности. На психологическом  уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного  выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются  каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

 

Установка – готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить  объект или действовать с ним. [2, с.37].

 

Повторение установочных ситуаций через контакты в семье, социальной группе, школе создает  условия для постепенного складывания  фиксированных установок, которые  неприметно для человека и определяют его жизненную позицию в целом  ряде случаев, и служат ориентиром в  ситуациях взаимодействия.

 

В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью, окончательную  форму они приобретают к концу  юношеского возраста, а «выкристаллизовываются»  к 25-30 годам, после чего меняются с  большим трудом. Поговорка «старого учить – что мертвого лечить»  имеет определенный психологический  смысл.

 

Установки, которых мы придерживаемся по отношению к различным фактам общественной жизни, событиям, людям, определяют наши положительные и отрицательные  эмоции, наши реакции и поведение. Они могут носить позитивный характер или негативный характер предубеждения  и предвзятости.

 

Человек постоянно находится  в ситуациях непрекращающегося  общения и подвергается влиянию  педагогов, друзей, семьи, коллег по работе, средств массовой информации, пытающихся осознанно или бессознательно сформировать или изменить его установки, а  он в свою очередь оказывает влияние  на других или изменяет собственное  восприятие фактов с тем, чтобы сохранить соответствие между ними и своим поведением. Человек стремится сохранить гармоничное равновесие в самом себе и в отношениях с другими людьми, избегая таких фактов, которые привели бы к нарушению и конфликтам между поведением и внутренними мотивами. Можно предположить, что установки определяют степень человеческой толерантности, подразумевающей осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости выработки и реализации процедур согласия, причем речь не идет об отказе от собственных взглядов и убеждений. Толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации [8, с.14].

 

По мнению психологов Е. Смирновой  и В. Холмогорова, главным методом  социально-эмоционального воспитания детей является усвоение моральных  норм и правил поведения. Считается, что на материале сказок, рассказов  или драматизаций взрослые должны учить  детей оценивать поступки, «что такое  хорошо и что такое плохо». Предполагается, что тем самым ребенок будет  стремиться к совершенствованию. Однако практика показывает: все не так  просто. Да, большинство детей уже  в три-четыре года отличают «хорошие»  поступки от «плохих», прекрасно знают: с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Кроме  того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к  выполнению определенных правил поведения.

 

Таким образом, основа гуманного  отношения к людям, способность  к сопереживанию, к сочувствию проявляется  в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому считается, что у детей  нужно сформировать не только представление  о должном поведении или коммуникативные  навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка  можно научить принимать и  воспринимать чужие трудности и  радости как свои.

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЕЧКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

2.1 Характеристика социального  приюта для детей и подростков

 

 

 

Социальный приют для  детей и подростков – стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания детей и подростков, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства. Обеспечивает квалифицированную социальную реабилитацию несовершеннолетних.

 

В своей курсовой работе мы подробнее рассмотрим ГУСОСПД и  П «Доверие».Государственное учреждение социального обслуживания «Социальный  приют для детей и подростков «Доверие» открыт в соответствии с распоряжением Губернатора  Саратовской области №27-ПР от 9 февраля 2001 года.

 

Основные задачи учреждения:

 

Обеспечение социальной реабилитации детей, подростков оказавшихся в  трудной жизненной ситуации;

 

Перевозка несовершеннолетних, самовольно покинувших семьи, госучреждения, к месту постоянного проживания;

 

Социально обслуживания семей, оказавшихся в социально опасном  положении, проживающих на территории Саратовского района.

 

Специалисты приюта осуществляют свою деятельность в соответствии с  федеральным законом ФЗ – 120 «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими федеральными и областными законодательными актами.

 

Приют рассчитан на 55 мест (приемное отделение – 16, отделение  реализации программ – 23, семейные воспитательные группы – 6, р.п. Красный октябрь –  отделение временного пребывания – 10).

 

В приюте созданы условия, приближенные к домашним: уютные спальни, игровые комнаты, столовая, кабинет  для индивидуальных занятий, комната  психологической разгрузки, актовый  зал, кабинет трудотерапии.

 

Учреждение оснащено необходимым  корекционно-реабилитационным оборудованием; работаю, кружки по интересам (музыкальный, спортивный, по изготовлению мягкой игрушки, агитбригада, театр моды), где воспитанники осваивают трудовые навыки, развивают  творческие и интеллектуальные способности.

 

Воспитанникам обеспечивается: временное проживание, правовая, психолого-педагогическая, социально-медицинская помощь, способствующая их социальной адаптации. Ежегодно курс реабилитации в условиях стационарных отделений приюта проходят более 170 социально-дезадаптированных детей  и подростков.

 

В приют круглосуточно  принимаются несовершеннолетние от 3 до 18 лет:

 

¾   оставшиеся без попечения  родителей;

 

¾  проживающие в семьях, находящихся в социально опасном  положении;

 

¾  заблудившиеся или  подкинутые;

 

¾  не имеющие места  жительства;

 

¾  самовольно оставившие семью, ушедшие из общеобразовательных  учреждений для детей-сирот и  детей оставшихся без попечения  родителей.

 

В приюте функционируют следующие  отделения:

 

1. приемное отделение,  которое предназначено для первичного  медицинского обследования детей  и подростков, наблюдения за периодом  адаптации в новой среде. Данное  отделение рассчитано на 16 мест.

 

2. отделение реализации  программ социальной реабилитации  – здесь работа направлена  на оказание индивидуальной психологической,  педагогической, социальной и медицинской  помощи детям, а также на  восстановление утраченных контактов  с семьей. Отделение рассчитано  на 23 места.

 

3. Отделение социальной  диагностики и реализации программ  осуществляет социальный патронаж  семей, находящихся в социально  опасном положении. Основные категории  семей, состоящих в патронаже,  это – неполные и многодетные  семьи, в которых один родитель  или оба злоупотребляют спиртными  напитками, не работают, ведут  асоциальный образ жизни.

 

4. Отделение социально-правовой  помощи совместно с органами  опеки и попечительства осуществляют  защиту прав и законных интересов  несовершеннолетних, их дальнейшее  жизнеустройство, помогают получить  паспорт, гражданство, оформить  пенсии и социальные пособия.

 

5. Отделение перевозки  несовершеннолетних, самовольно ушедших  из семьи или государственных  учреждений, к месту постоянного  проживания, является единственным  в области. В отделение перевозки  несовершеннолетних поступают дети  с территории саратовской области,  регионов Российской Федерации,  из стран СНГ.

 

В приюте действует служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия», специалисты которого оказывают консультативную помощь подросткам и родителям в период психологического дискомфорта и  стрессовых ситуация.

 

Информационно-диспетчерская  служба создана для решения следующих  задач: - сбор информации о наличии  свободных мест в учреждениях  социального обслуживания области;

 

·  решение вопросов организации  перевозки несовершеннолетних;

 

·  прием и регистрация  сведений по обращениям государственных  учреждений и ответственных лиц  по вопросам жизнеустройства детей, случаям семейного насилия, неблагополучия, фактам попрошайничества и безнадзорности несовершеннолетних.

 

За период работы в информационно-деспетчерскую  службу поступило 753 обращения, из них 19% процентов случаев связанно с  различными видами насилия. По каждому  обращению разрабатывалась программа, включающая уведомление органов  системы профилактики о сложившиеся  ситуации, оказание консультативной помощи обратившимся, отслеживание результатов по разрешению данной проблемы.

 

Для оказания максимальной психологической  помощи населению в приюте работает субботний консультативный кабинет, куда может обратиться любой желающий по проблемам детско-родительских отношений, а также личностным проблемам.

 

Медицинской службой приюта проводится комплексная медицинская  диагностика каждого поступившего ребенка. Разрабатывается программа  реабилитации, которая включает лечение  по назначению врачей-специалистов, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. На базе учреждения работает физиотерапевтический кабинет. Лечение  в кабинете ФТО прошли 236 детей, осуществлено 1696 процедур, что способствовало более  эффективному оздоровлению воспитанников.

 

За 2009 год в приют поступило  – 173 несовершеннолетних, (за этот же период 2008 года – 128 детей), что на 27% больше.

 

Из них по актам ПДН  поступило более 50% от общего числа  поступивших в приют. Для организации  перевозки поступило 22 самовольно ушедших  ребенка, 28,2% от общего числа (т.е. увеличилось  на 3,5% по сравнению с 2008 годом). Большая  часть детей, доставляемых по актам  ОВД, изначально провоцирует конфликтные  ситуации, выражая нежелание жить под контролем в государственном  учреждении.

 

В течении 2009 года в 2 раза увеличилось  количество детей, поступивших в  приют в связи со снятием опеки (так как дети совершали самовольные  уходы из дома, занимались бродяжничеством). В 2009 году среди поступивших на 15% увеличилось количество детей старшего возраста (более 14 лет), на 58% увеличилось  количество поступивших детей-правонарушителей.

 

Среди поступивших в приют  детей 62% несовершеннолетних детей  состояли на учете у психиатра  и нарколога, 94% детей совершали  самовольные уходы из дома, пропускали занятия в школе, пропускали занятия  в школе без уважительных причин; 57% детей стояли на учете в ПДН.

 

Сотрудниками Приюта практически  ежедневно проводятся розыскные  действия по поиску детей. Данные действия оформляются актами о проведении розыскных мероприятий и подшиваются  в отдельную папку. Всего сотрудниками Приюта с сотрудниками ОУР, ПДН, Увд  по Ленинскому и Саратовскому районам  выезжают в совместные рейды по поиску несовершеннолетних.

 

С целью профилактики самовольных  уходов воспитанников из приюта педагогами-психологами  учреждения разработана и апробируется коррекционная программа «Моё счастливое завтра». В рамках этой программы  с несовершеннолетними проводятся индивидуальные психологические занятия  с целью стабилизации психо-эмоционального состояния; групповые тренинговые  занятия «Из многих жизненных  путей я выбираю свой». Кроме  того психологами с подростками  проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой  сферы, формированию навыков конструктивного  общения со сверстниками и взрослыми, сеансы релаксации для снижения уровня конфликтности и агрессивности. Воспитателями приюта разрабатывается  программа «Азбука права», направленная на профилактику правонарушений и самовольных уходов несовершеннолетних. Совместно со специалистами Центра занятости организуются профориентационные мероприятия с целью формирования положительно ориентированных жизненных планов. В приюте заседания семейного реадаптационного клуба «Родник счастья», куда приглашаются родители воспитанников, проводятся беседы, лекции, направленные на воспитание родителей, укреплению внутри семейных отношений, решение конфликтных ситуаций в семье. К участию в данных мероприятиях привлекаются такие специалисты, как инспектор ПДН, врач-нарколог; для проведения духовно-нравственного воспитания в Приют приглашается отец Александр из Храма Серафима Саровского. С февраля 2009 года проводятся занятия по программе «Жизнь по церковному календарю», проводимые директором воскресной школы Шиловой М.А. С целью организации досуга несовершеннолетних посещаются культурно-массовые учреждения города: цирк, музеи, театры, кинотеатры. Кроме этого в приюте функционируют 16 кружков («Волшебный мир кожи», «Выжигание по дереву»,кружок аэробики, кукольный театр, и др.). Проведено более 200 занятий. Воспитанники приюта посещают спортивные секции ФОК «Салют» и МОУ СОШ №100. К работе с детьми также привлекаются волонтеры из числа студентов Саратовского Государственного политехнического университета, аграрного университета, колледжа имени Гагарина, которые проводят занятия по утвержденному плану.

Информация о работе Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников