Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:52, реферат
Цель научно-исследовательской работы – изучить теоретический аспект и методические основы формирования толерантности как условия успешной социализации младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность социализации личности.
2. Дать характеристику термину толерантность.
Юрисконсультом учреждения
в план работы «Малой Академии Права»
внесены дополнительные занятия
по профилактике совершения правонарушений
и самовольных уходов. Для подростков
организовываются просмотры кинофильмов
по уголовному законодательству, игры,
викторины и др. Также в учреждении
создан «Совет профилактики», на котором
рассматриваются вопросы
За 2009 год в Приюте при взаимодействии с центром занятости населения Ленинского района трудоустроено 10 подростков, склонных к самовольным уходам.
За весь период работы в приют поступило 1030 несовершеннолетних. Большинство детей поступают по актам инспекторов по делам несовершеннолетних управления внутренних дел – 56% как оставшиеся без попечения родителей, только 12% детей поступают по личному заявлению и заявлению родителей для разрешения трудной жизненной ситуации.
Организация комплексной
социальной медико-психолого-
2.2 Деятельность социального
педагога по формированию
социализация толерантность школьный возраст
Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный социальным педагогом процесс формирования у детей толерантности. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.
Дети, поступающие в приют порой агрессивны, замкнуты, не умеют вести доброжелательный диалог, у многих подорвано физическое и психическое здоровье, что отражается на отношении к другим детям.
Цель деятельности социального педагога, в данном случае - формирование у детей положительного отношения ко всем людям, развитие социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи.
Анализируя работы многих
авторов изучающих
Для успешного формирования толерантности социальный педагог должен вести свою деятельность в трех направлениях:
1. работа с личностью;
2. работа ближайшим окружением;
3. работа с коллективом (группой);
Начинать свою деятельность по формированию толерантности у младших школьников, поступивших в приют, социальный педагог должен с диагностирования. Оно включает в себя как социологические, так и психологические методики. Самым распространенным и естественным методом в работе социального педагога является метод наблюдения. Данный метод используется для изучения внешних проявлений поведения человека. Наблюдение важно проводить в естественных условиях: в общении, игре, на уроке и т.д.
В своей деятельности социальный педагог довольно часто использует такой метод, как беседа. Этот метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания того, насколько личность толерантна.
Анкетирование – письменный метод сбора информации. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему, в данном случае терпимое отношение к окружающим.
Тестирование – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Используется для выявления уровня толерантности личности, либо группы в целом.
Чтобы предупредить возможный скепсис относительно исследований социального педагога, необходимо заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, родителей и самих учащихся [12, с.77].
Для этого любое исследование начинается:
¾ с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов;
¾ составления плана действий;
¾ информирования участников о назначении исследования.
Социально-педагогическая практика была организована на базе МОУ «СОШ №72» Ленинского района г. Саратова.
Цель практики: выявить уровень толерантности у детей 3 «А» класса, организовать социально-педагогическую деятельность по формированию толерантности у младших школьников.
Исследование предполагало
проведение тестирования на определение
доминирующих черт характера, тестирования
с родителями по определению детско-
В рамках диагностической работы было проведено тестирование, разработанное Ю.Н. Юзмухаметовой. (см. Приложение В).
Цель: определение доминирующих
черт характера. В тестировании участвовали
учащиеся 3 «А» класса. Результаты данного
исследования, показали, что в данном
классе средний показатель уровня толерантности.
А доминирующими чертами
Тестирование по выявлению
детско-родительских отношений, также
разработанное Ю.Н. Юзмухаметовой (см.
Приложение Б), было нацелено на то, чтобы
выявить взаимоотношения детей
и родителей. В его содержание
входили вопросы на тему умения родителей
слушать и слышать своих детей,
взаимопонимания и доверия в
семье. Анализ результатов был таков:
100% родителей набрали самый
В рамках формирующей работы был проведен классный час «Урок толерантности» (см. Приложение Г).
Целью данного мероприятия являлось:
Ø воспитание у школьников общечеловеческих и национально-нравственных ценностей,
Ø формирование понятия «толерантность»,
Ø развитие стремления быть терпимыми в обществе людей,
В ходе мероприятия ребятам
был предложен ряд вопросов на
тему доброжелательного отношения
к окружающим. Вопросы были устного
и письменного характера. Ребята
активно отвечали на предложенные вопросы,
а в конце урока самостоятельно
дали характеристику понятию толерантность.
Анализ результатов данного
Подводя итоги исследования
можно сделать следующий вывод:
толерантность как черта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы уже говорили, современная
социокультурная ситуация определила
насущную необходимость в формировании
толерантности в качестве условия
выживаемости человечества в будущем;
как ценности социокультурной системы;
как нормы гуманных человеческих
отношений, как мировоззрения и
осознанного ориентира
Воспитание в духе толерантности,
прежде всего, решает задачу раскрытия
смысла бытия человека в мире через
понимание характера и способов
его взаимодействия с этим миром.
Процесс образования и
Формирование толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
Формирование толерантности
это – поэтапный процесс
Информация о работе Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников