Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:52, реферат

Краткое описание

Цель научно-исследовательской работы – изучить теоретический аспект и методические основы формирования толерантности как условия успешной социализации младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность социализации личности.
2. Дать характеристику термину толерантность.

Файлы: 1 файл

Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников.docx

— 43.93 Кб (Скачать)

 

Юрисконсультом учреждения в план работы «Малой Академии Права» внесены дополнительные занятия  по профилактике совершения правонарушений и самовольных уходов. Для подростков организовываются просмотры кинофильмов  по уголовному законодательству, игры, викторины и др. Также в учреждении создан «Совет профилактики», на котором  рассматриваются вопросы поведения  трудных подростков с целью предупреждения самовольных уходов и проступков.

 

За 2009 год в Приюте при  взаимодействии с центром занятости  населения Ленинского района трудоустроено 10 подростков, склонных к самовольным  уходам.

 

За весь период работы в  приют поступило 1030 несовершеннолетних. Большинство детей поступают  по актам инспекторов по делам  несовершеннолетних управления внутренних дел – 56% как оставшиеся без попечения  родителей, только 12% детей поступают  по личному заявлению и заявлению  родителей для разрешения трудной  жизненной ситуации.

 

Организация комплексной  социальной медико-психолого-педагогической помощи в большинстве случаев  способствует нормализации обстановки в семьях воспитанников. Из 985 выбывших воспитанников в семью вернулись 450 несовершеннолетних (46%), в новую  семью, под опеку 59 детей (6%), в детские  дома и интернаты – 354 (36%), в другие государственные учреждения – 122 (12%). Таким образом, более половины детей  возвращаются в родные или замещающие семьи, что свидетельствует о  положительных результатах проводимой в учреждении работы.

 

2.2 Деятельность социального  педагога по формированию толерантности  в социальном приюте у младших  школьников

 

социализация толерантность  школьный возраст

 

Воспитание толерантности  у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный социальным педагогом  процесс формирования у детей  толерантности. Ребенок, поступая в  школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.

 

Дети, поступающие в приют  порой агрессивны, замкнуты, не умеют  вести доброжелательный диалог, у  многих подорвано физическое и психическое  здоровье, что отражается на отношении  к другим детям.

 

Цель деятельности социального  педагога, в данном случае - формирование у детей положительного отношения  ко всем людям, развитие социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи.

 

Анализируя работы многих авторов изучающих толерантность, можно убедиться, что главным  методом социально-эмоционального воспитания детей авторы считают  усвоение моральных норм и правил поведения. Дети сами по себе не могут  являться источниками предубеждений, деструктивных проявлений в межнациональных  отношениях. Они только воспроизводят  установки, которые получили в своих  семьях или которые распространены в обществе. Социальный педагог по своему профессиональному долгу  призван быть носителем и транслятором высших нравственных ценностей и  идеалов и содействовать выработки  их у воспитанников. Поэтому формирование начал нравственного сознания в  младшем школьном возрасте полностью  зависит от установок, ценностей, транслируемых  ближайшим микросоциумом, в первую очередь родителями и педагогами. Изучение особенностей ближайшего окружения  младших школьников составляет важнейшую  задачу социально-педагогических исследований.

 

Для успешного формирования толерантности социальный педагог  должен вести свою деятельность в  трех направлениях:

 

1.  работа с личностью;

 

2.  работа ближайшим  окружением;

 

3.  работа с коллективом  (группой);

 

Начинать свою деятельность по формированию толерантности у  младших школьников, поступивших  в приют, социальный педагог должен с диагностирования. Оно включает в себя как социологические, так  и психологические методики. Самым  распространенным и естественным методом  в работе социального педагога является метод наблюдения. Данный метод используется для изучения внешних проявлений поведения человека. Наблюдение важно  проводить в естественных условиях: в общении, игре, на уроке и т.д.

 

В своей деятельности социальный педагог довольно часто использует такой метод, как беседа. Этот метод  получения и непосредственной корректировки  информации в процессе словесного общения  является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность  для понимания того, насколько  личность толерантна.

 

Анкетирование – письменный метод сбора информации. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему, в данном случае терпимое отношение к окружающим.

 

Тестирование – это  метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Используется для выявления уровня толерантности  личности, либо группы в целом.

 

Чтобы предупредить возможный  скепсис относительно исследований социального педагога, необходимо заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, родителей и самих учащихся [12, с.77].

 

Для этого любое исследование начинается:

 

¾  с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов;

 

¾  составления плана  действий;

 

¾  информирования участников о назначении исследования.

 

Социально-педагогическая практика была организована на базе МОУ «СОШ №72» Ленинского района г. Саратова.

 

Цель практики: выявить  уровень толерантности у детей 3 «А» класса, организовать социально-педагогическую деятельность по формированию толерантности  у младших школьников.

 

Исследование предполагало проведение тестирования на определение  доминирующих черт характера, тестирования с родителями по определению детско-родительских взаимоотношений и проведение классного  часа «Урок толерантности».

 

В рамках диагностической  работы было проведено тестирование, разработанное Ю.Н. Юзмухаметовой. (см. Приложение В).

 

Цель: определение доминирующих черт характера. В тестировании участвовали  учащиеся 3 «А» класса. Результаты данного  исследования, показали, что в данном классе средний показатель уровня толерантности. А доминирующими чертами характера, у большинства учащихся, являются терпение, доброта и уважительное отношение к детям-инвалидам.

 

Тестирование по выявлению  детско-родительских отношений, также  разработанное Ю.Н. Юзмухаметовой (см. Приложение Б), было нацелено на то, чтобы  выявить взаимоотношения детей  и родителей. В его содержание входили вопросы на тему умения родителей  слушать и слышать своих детей, взаимопонимания и доверия в  семье. Анализ результатов был таков: 100% родителей набрали самый высокий  бал. Это значит, что они обладают редким качеством – умением слушать  и слышать своих детей.

 

В рамках формирующей работы был проведен классный час «Урок  толерантности» (см. Приложение Г).

 

Целью данного мероприятия  являлось:

 

Ø  воспитание у школьников общечеловеческих и национально-нравственных ценностей,

 

Ø  формирование понятия  «толерантность»,

 

Ø  развитие стремления быть терпимыми в обществе людей,

 

В ходе мероприятия ребятам  был предложен ряд вопросов на тему доброжелательного отношения  к окружающим. Вопросы были устного  и письменного характера. Ребята активно отвечали на предложенные вопросы, а в конце урока самостоятельно дали характеристику понятию толерантность. Анализ результатов данного мероприятия  подтвердил высокий показатель уровня толерантности в данном классе.

 

Подводя итоги исследования можно сделать следующий вывод: толерантность как черта личности у данной группы младших школьников находится на уровне выше среднего. У большинства учащихся были выявлены личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени  определяют терпимое отношение человека к окружающему миру.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как мы уже говорили, современная  социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия  выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и  осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать  толерантность как многокомпонентное  явление объективной реальности.

 

Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия  смысла бытия человека в мире через  понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит  в осмыслении человеком своего места  в мире, в овладении способами  взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности  как личностно-значимой ценности.

 

Формирование толерантности  в образовательных заведениях имеет  определенную специфику, которая состоит  в том, что эта идея получает здесь  дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования  рассматривается взаимодействие с  другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.

 

Формирование толерантности  это – поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется  наличием деструктивных факторов, ведущих  к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений.


Информация о работе Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников