Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:52, реферат

Краткое описание

Цель научно-исследовательской работы – изучить теоретический аспект и методические основы формирования толерантности как условия успешной социализации младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность социализации личности.
2. Дать характеристику термину толерантность.

Файлы: 1 файл

Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников.docx

— 43.93 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном  уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению  к инакомыслящим людям со стороны  враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных  конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция  связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в  отношениях, неумением тактично и  грамотно излагать свою позицию, не задевая  значимые аспекты жизни других людей. Особую остроту и значимость приобретает  изучение закономерностей становления  толерантного сознания у детей в  возрасте 6-7 лет, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений  в обществе.

 

В «Декларации принципов  толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание  богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и  способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение  и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания  универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах  толерантность не может служить  оправданием посягательств на эти  основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства» [4, с.6]

 

Начинать формирование качеств  толерантной личности нужно как  можно раньше. Дети копируют поведение  близких им людей, в первую очередь  родителей. Именно в семье закладывается  такое качество, как толерантность  личности. При этом в общеобразовательном  учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.

 

Исходя из вышесказанного, тема курсовой работы «формирование  толерантности как средство успешной социализации младших школьников»  является актуальной.

 

Объект исследования –  социализация младших школьников.

 

Предмет – толерантность  как условие успешной социализации младших школьников.

 

Цель научно-исследовательской  работы – изучить теоретический  аспект и методические основы формирования толерантности как условия успешной социализации младших школьников.

 

Задачи:

 

1.  Изучить сущность  социализации личности.

 

2.  Дать характеристику  термину толерантность.

 

3.  Выявить специфику  проявления и формирования толерантности  в младшем школьном возрасте.

 

4.  Проанализировать деятельность  социального педагога по формированию  толерантности у детей.

 

Методы исследования: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме.

 

Курсовая работа (общим  объемом 46 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (включающего 18 работ) и  приложения.

 

 

1. Теоретический аспект  толерантности как условиЯ успешной  социализации МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

1.1 Сущность социализации  личности

 

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный  статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

 

Социализация (от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с помощью  которого люди обучаются приспосабливаться  к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения  в поколение. Социализация рассматривается  и как процесс, и как результат. [5, с.8]

 

Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных  и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного  бытия. Социализация продолжается на протяжении всей жизни человека во взаимодействиях  его с различными факторами: условиями, ситуациями, субъектами.[8, с.85]

 

В гуманитарные науки термин социализация пришел из политэкономии, где его первоначальным значением  было обобществление земли, средств  производства и т.п. Автором термина  социализация, применительно к человеку, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория  социализации» употребил его  в значении близком к современному, – «развитие социальной природы  или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

 

Социализация человека о  взаимодействии с различными факторами  и агентами происходит с помощью  ряда механизмов. Существуют различные  подходы к рассмотрению механизмов социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. А.В. Мудрик, обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, выделил несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально психологическим можно отнести следующие.

 

Импринтинг (запечатление) –  фиксирование человеком на рецепторном  и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно  в младенческом возрасте.

 

Экзистенциальный режим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

 

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу.

 

Идентификация – процесс  неосознаваемого отождествления человеком  себя с другим человеком, группой, образцом.

 

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает  те или иные ценности свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым людям.

 

Традиционный механизм –  усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые  характерны для его семьи и  ближайшего окружения.

 

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

 

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми  для него лицами. [5, с.11]

 

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и  наращивает его, производит соответствующие  изменения в социальной и природной  среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает  социальный опыт. С другой – проявляется  индивидуальность человека, осуществляется экстериоризация и объективизация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

 

Личность формируется  и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств  ее жизни и деятельности, а также  при ее непосредственном участии  в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитее субъектности происходят под влияние социальных обстоятельств. Процесс социализации личности – основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности.

 

Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие  отношения к социальным фактам и  в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и  оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно  взаимодействовать со средой, проявлять  себя, свой духовный и физический потенциал.

 

В процессе социализации человек  овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его  мира, происходит осознание себя в  нем: складываются системы смысловых  образований личности. Этот процесс  начинается в семье и затем  продолжается в дошкольных детских  учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразовании. [5, с.10]

 

Социализация протекает  во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных  условий, более или менее активно  влияющих на их развитие. Эти действующие  на человека условия принято называть факторами. А.В. Мудрик выделил четыре группы факторов Первая группа – мегафакторы  – космос, планета, мир, которые в  той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Планета и  мир органично взаимосвязаны  и взаимозависимы. Мир возник и  развивался в природно-климатических  условиях, отличающих планету Земля  от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влияние  стало наиболее очевидным в двадцатом  столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические. Все эти и другие проблемы, и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений. Развитие средств массовой коммуникации (СМК) привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяет человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого явились изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подростков, юношей в модернизированных обществах стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

 

Вторая группа – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех народов живущих в определенных странах. Страна – это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Как полагал Мишель Монтень, люди в зависимости от климата  того места, где они живут, более  или менее воинственны, более  или менее умеренны, склонны к  послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам. Географические условия  и климат страны влияют на рождаемость  и плотность населения. Геоклиматические условия влияют на состояние здоровья жителей страны, распространение  ряда болезней, на становление этнических особенностей ее жителей.

 

Этнос исторически сложившиеся, устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальным самосознанием  и характером, стабильными особенностями  культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом. Менталитет – это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущие этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.

 

Общество – совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру  которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а  также государство.

 

Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных  учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом.

 

Третья группа – мезофакторы  – условия социализации больших  групп людей, выделяемых: по местности  и типу поселения, в которых они  живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех  или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности тем или иным субкультурам.

 

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно  через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно  влияющие на конкретных людей, которые  с ними взаимодействуют, - семья и  домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные  общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум [5, с.10].

 

Также социализация человека осуществляется широким набором  универсальных средств, содержание которых специфично для того или  иного общества, того или иного  социального слоя, того или иного  возраста социализируемого. К ним  можно отнести: способы вскармливания  младенца и ухода за ним; формируемые  бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (то колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения  и наказания в семье, в группах  сверстников, в воспитательных и  иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам  отношений в основных сферах его  жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и  духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. [5, с.10]

Информация о работе Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников