Духовно – нравственный портрет социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.
В зарубежной литературе существует множество обоснований профессионального самоопределения. Среди них теории Т.Парсонса, концепции Д.Сыопера и др. Д.Сыопер, например, рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс под воздействием различных факторов, первостепенными среди которых являются субъективные.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Деятельность специалиста по социальной работе……………………………….......9
Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности....14
Технология социальной работы……………………………………………………...23
Этика общения социального работника……………………………………………..30
Библиография…………………………………………

Файлы: 1 файл

кр сабины.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.

             Сформулирован оптимальный набор  личностных качеств, необходимых  социальному работнику, таких  как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.

             Социальная работа была и остается  одной из самых трудных профессий.  Она не всегда адекватно воспринимается  общественным мнением. Но социальная  работа является одним из самых  одухотворенных и благородных  видов деятельности человека.

             Стиль поведения социального  работника, обусловленный совокупностью  его личностных качеств, его  ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие  на систему отношений, которую  он формирует не только с  клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Раскрывая личностные качества социального работника, Холостова Е.Н. разделяет их на три  группы:

1) психологические  характеристики, являющиеся составной  частью способности к данному  виду деятельности;

2) вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование  социального работника, как личности;

3) третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта  личного обаяния. 

В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

Как показывает зарубежный опыт, от социального работника ожидается очень много. В соответствии со «Стандартами классификации практической социальной работы в США» ему необходимо иметь представление о:

- теории  и методике работы с отдельным  клиентом и их группой;

- ресурсах  и услугах, предоставляемых обществом  (общиной);

- программах  и целях социальных служб, как  в штате, так и на федеральном  уровне;

- организации  местной инфраструктуры и развитии  служб здравоохранения и социального  обеспечения;

- основах  социально-экономической и политической теории;

- расовых,  этнических и других культурных  группах в обществе (их морально-нравственных  ценностях, жизненных укладах  и вытекающих отсюда проблемах);

- результатах  профессиональных и научных исследований, которые можно использовать в практической работе;

- концепциях  и методах социального планирования;

- теории  и практике проведения наблюдений, в частности, за практической социальной работой;

- теории  и практике управления персоналом;

- социальных, психологических, статистических исследовательских методах и методиках;

- теории  и концепции управления службами  социальной защиты населения;

- факторах  окружающей среды и общества, влияющих на клиента;

- теориях  и методах психосоциальной оценки  различных видов и форм вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальном диагнозе состояния клиента;

-теории  и практике организационных и  социальных систем и методов  поощрения улучшения их работы;

- теории  и методах адвокатской практики;

- этических  стандартах и практике профессиональной социальной. работы;

- теории  и методах преподавания и обучения;

- тенденциях  в проводимой политике социальной  защиты населения;

- законах  и постановлениях на местном,  федеральном уровнях, а также  на уровне штатов, влияющих на  различные виды социальных услуг. Социальные работники заняты разными видами деятельности присполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

- воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта,

эксперта. Социальный работник дает советы, обучает  умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает  обратную связь, применяет ролевые  игры, как метод обучения;

- фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

- адвокативный  подход применяется тогда, когда  социальный работник выполняет  ролевые функции адвоката от  имени конкретного клиента или  группы клиентов, а также помощника  тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

Исследования  российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.

-Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

• анализировать  и оценивать опыт, как свой, так  и других;

• анализировать  и выявить проблемы и концепции;

• применять  на практике свои знания и понимание  проблем;

• применять  на практике исследовательские находки.

-Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

• выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;

• распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;

• содействовать  предоставлению физической заботы нуждающимся  и престарелым;

• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

• общаться вербально, невербально и письменно;

• организовывать и брать интервью при различных  обстоятельствах;

• вести  переговоры, выступать по радио, действовать  в коллективе с другими социальными  работниками;

• ставить  себя в роль адвоката своего клиента.

-Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• вырабатывать решения с индивидами или, при  необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;

• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;

• действовать  в алгоритме выработки решения;

• вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

-Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• нести  четкие и лаконичные записи;

• проводить  политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;

• готовить доклады и докладывать;

• организовывать, планировать и контролировать работу;

• добывать информацию с помощью доступной  технологии;

исследовать и распознавать потребности в  услугах;

• расширять  сферы своих услуг;

• использовать физическое окружение, окрестности  дома, микрорайона, учреждения для улучшения  качества жизни живущих или работающих в нем;

• оценивать  и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

             Социальный работник должен владеть  немалым арсеналом профессиональных  умений, навыков, обладать глубокими  знаниями в области наук о  человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности. 
 

3. Технологии социальной  работы

             Выполняя различные социальные  роли, специалист социальной работы  реализует следующие функции:

- Образовательно-воспитательную – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;

- Диагностическую – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

- Организаторскую – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адоптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, Образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

Информация о работе Духовно – нравственный портрет социального работника