Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:41, курсовая работа
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.
В зарубежной литературе существует множество обоснований профессионального самоопределения. Среди них теории Т.Парсонса, концепции Д.Сыопера и др. Д.Сыопер, например, рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс под воздействием различных факторов, первостепенными среди которых являются субъективные.
Введение………………………………………………………………………………...3
Деятельность специалиста по социальной работе……………………………….......9
Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности....14
Технология социальной работы……………………………………………………...23
Этика общения социального работника……………………………………………..30
Библиография…………………………………………
Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.
Сформулирован оптимальный
Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.
Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.
Социальная работа была и
Стиль поведения социального
работника, обусловленный
Раскрывая личностные качества социального работника, Холостова Е.Н. разделяет их на три группы:
1) психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
2) вторая
- психолого-педагогические
3) третья
- психолого-педагогические
В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.
Как показывает зарубежный опыт, от социального работника ожидается очень много. В соответствии со «Стандартами классификации практической социальной работы в США» ему необходимо иметь представление о:
- теории и методике работы с отдельным клиентом и их группой;
- ресурсах
и услугах, предоставляемых
- программах и целях социальных служб, как в штате, так и на федеральном уровне;
- организации
местной инфраструктуры и
- основах социально-экономической и политической теории;
- расовых,
этнических и других
- результатах
профессиональных и научных
- концепциях
и методах социального
- теории
и практике проведения
- теории
и практике управления
- социальных,
психологических,
- теории
и концепции управления
- факторах окружающей среды и общества, влияющих на клиента;
- теориях
и методах психосоциальной
-теории и практике организационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;
- теории
и методах адвокатской
- этических стандартах и практике профессиональной социальной. работы;
- теории
и методах преподавания и
- тенденциях
в проводимой политике
- законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг. Социальные работники заняты разными видами деятельности присполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:
- воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта,
эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
- фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
- адвокативный
подход применяется тогда,
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
-Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:
• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
• анализировать и выявить проблемы и концепции;
• применять на практике свои знания и понимание проблем;
• применять на практике исследовательские находки.
-Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
• выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
• распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
• содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
• общаться вербально, невербально и письменно;
• организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
• вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
• ставить себя в роль адвоката своего клиента.
-Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
• действовать в алгоритме выработки решения;
• вырабатывать
решения, предусматривающие
-Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• нести четкие и лаконичные записи;
• проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
• готовить доклады и докладывать;
• организовывать, планировать и контролировать работу;
• добывать информацию с помощью доступной технологии;
исследовать и распознавать потребности в услугах;
• расширять сферы своих услуг;
• использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
• оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.
Социальный работник должен
3. Технологии социальной работы
Выполняя различные социальные роли, специалист социальной работы реализует следующие функции:
- Образовательно-воспитательную – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;
- Диагностическую – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;
- Организаторскую – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адоптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, Образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;
Информация о работе Духовно – нравственный портрет социального работника