Духовно – нравственный портрет социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.
В зарубежной литературе существует множество обоснований профессионального самоопределения. Среди них теории Т.Парсонса, концепции Д.Сыопера и др. Д.Сыопер, например, рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс под воздействием различных факторов, первостепенными среди которых являются субъективные.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Деятельность специалиста по социальной работе……………………………….......9
Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности....14
Технология социальной работы……………………………………………………...23
Этика общения социального работника……………………………………………..30
Библиография…………………………………………

Файлы: 1 файл

кр сабины.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

- Прогностическую – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;

- Профилактическую и социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

- Организационно-коммуникативную – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

- Охранно-защитную – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента;

- Посредническую – специалист осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

Будучи  сотрудниками соответствующих служб, социальные работники должны чувствовать себя в первую очередь лидерами социально уязвимых групп населения.

             Для того чтобы профессионально  реализовать призвание, необходимо  знать, как люди развиваются,  взаимодействуют, изменяются, учитывать  специфику реагирования на трудности, проблемы, общественные условия жизни отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием собственной активности людей, с раскрытием возможностей их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей.

             Требуется не только отказ  от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право  и способен сам достаточно  успешно строить свою жизнь  во всем многообразии ее проявлений.

Сформировалась  концепция социальной службы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные варианты и модели, различающиеся по способам и средствам реализации в конкретных национально-региональных и местных условиях. Основным, базовым положением общей модели социальной службы является построение ее структур и применение технологий на основе территориального принципа, максимального приближения к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессии, поколений, взрослых и детей. Таким образом, сфера деятельности социального работника многогранна, многофункциональна и востребована обществом.

             Поиски путей решения проблем,  возникающих в пределах и за  пределами учебно-воспитательного  процесса, привели к необходимости  введения новых должностей для решения задач воспитания, развития и социализации личности. В школе появились такие профессии, как педагог-психолог, педагог дополнительного образования, освобожденный классный воспитатель, социальный педагог. У каждого из них своя квалификационная характеристика, своя роль, свое место в образовательном процессе.

Можно выделить следующие направления  социально-педагогической работы в  образовательном учреждении:

- Помощь  семье в решении проблем, связанных  с учебой, воспитанием, присмотром  за ребенком;

- Помощь  ребенку в устранении причин, негативного влияния на его  успеваемость и посещение учреждения;

- Привлечение  детей, родителей, общественности  к организации и проведению  социально-педагогических мероприятий,  акций;

- Распознавание,  диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

- Индивидуальное  и групповое консультирование  детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;

- Выявление  запросов, потребностей детей и  разработка мер помощи конкретным  учащимся с привлечением специалистов  из соответствующих учреждений, организаций;

- Помощь  педагогам в разрешении конфликтов  с детьми, в выявлении проблем  в учебно-воспитательной работе  и определение мер по их  преодолению;

- Проектирование, разработка планов и программ  по различным направлениям деятельности  образовательного учреждения;

- Пропаганда  и разъяснения прав детей, родителей,  педагогов;

- Решение  практических вопросов обеспечения  учебно-воспитательной работы за  пределами расписания учебных  занятий.

            Профессиональная успешность социального  работника определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими качествами:

- Веселый  характер;

- Умение  помочь;

- Дружелюбие;

- Вежливость;

- Справедливость;

и именно в этой последовательности.

Но не только от этого зависит успешность деятельности специалиста социальной работы, она зависит и от условий  труда, здесь важны:

1. Наличие  должностных обязанностей, составленных  с учетом специфики учреждения;

2. Четкое  и ясное информирование о должностных обязанностях специалиста социальной работы – (должна быть у всех членов педагогического коллектива, а не только у администрации и самого специалиста социальной работы);

3. График  работы с учетом времени на  связи во внешнем реабилитационном пространстве;

4. Собственный  кабинет;

5. Средства  на методическую литературу;

6. Возможность  профессионального роста;

7. Адекватная  оплата труда;

8. Адекватный  социальный статус.

             Содержание деятельности социального  работника необъятно, однако автором работы сделана попытка обозначить основные направления его деятельности.

Из всего  вышесказанного следует, что:

1.деятельность  социального работника многообразна  и многоканальна;

2.Направления  деятельности социального работника  могут быть разнообразны, от широкой направленности: «ребенок – семья – общество», до узкоспециальных: организатор работы с трудными детьми; специалист по организации культурного досуга детей и взрослых в микрорайоне; специалист, работающий в области охраны прав ребенка; и т.д.

3. Социальный  работник должен выполнять следующие  функции:

- организационно-коммуникативную; 

- диагностическую; 

- организаторскую; 

- прогностическую; 

- профилактическую  и социально-терапевтическую; организационно- коммуникативную; 

- охранно-защитную;

- посредническую.

На основании  полученных данных, в служебной характеристике отражаются:

1.Профессионально-этическая компетентность

- наличие  образования

- профессиональная  компетентность (знания, умения, опыт)

- степень  активности в работе

- коммуникабельность

- мотивация  к деятельности социального работника

- психологическая  устойчивость

- интеллигентность, культурный уровень

- уровень  соблюдения принципов, этика социального  работника

- отзывчивость, сопереживание, сострадание работников социальных служб.

2.Качества специалистов социальной работы, необходимые в выполнении должностных обязанностей

- умение  выслушать клиентов;

- доброжелательность, отзывчивость;

- компетентность, знания, кругозор;

- умение  логично мыслить;

- бескорыстие,  честность;

- умение  принимать практические решения;

- высокая  общая культура;

- умение  организовать помощь, добиться решения  проблем клиента (эффективность  в делах);

- личное  обаяние;

- умение  опираться на профессиональную  помощь своих коллег по работе;

- умение работать в команде;

- уважение  к точке зрения клиента. 

            Вся деятельность социального работника должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности подопечного, обеспечению охраны жизни и здоровья гражданина, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Этика общения  социального работника 

            Этические взгляды Древней Руси. Социально-этические концепции средневековья в России. Принципы нравственного регулирования жизненно важных семейных и общественных действ в "Домострое" - памятнике литературы XVI века.  
            Морально-этическая ориентация в развитии общественного призрения и благотворительных обществ в России. Нравственно-этические ценности российских народов: милосердие, гуманность, взаимопомощь, справедливость, нравственность, совесть, национальная гордость, ценность детей и благотворительность. Российский менталитет и нравственность. Этические взгляды на благотворительность П.Я.Чаадаева, В.О.Ключевского,И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, Л.Н.Толстого, П.А.Сорокина.  
Этика социального обеспечения и обслуживания в России. Сущность морально-нравственных подходов к социальной работе в современной Российской Федерации. Возникновение профессиональной этики социальной работы.  
Тема 4. Профессиональная этика социального  
работника. Основные понятия и принципы  
             Место и роль профессиональной морали в общей системе нравственных отношений современного общества. Специфичность содержания и форм моральных требований в различных профессиях. Виды профессиональной морали.  
Профессиональная этика современного социального работнка: общее и особенное. Основные понятия и принципы профессиональной этики социального работника (принцип моральной ответственности перед клиентом; принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами; принцип моральной ответственности перед обществом и др). Профессионально-этический кодекс социального работника России, принятый Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб (22 мая 1994 г.). Этические требования к профессиональному поведению и ценностям в этических кодексах социальных работников различных стран мира.  
              Условия становления в России профессиональной этики социальногоработника. Пути и средства формирования нравственно-этической культуры работников социальных служб.  
              Понятие "Правила этикета" и его содержание. Коммуникативные умения и навыки, международные нормы поведения социальных работников. Установленный порядок поведения работников социальных служб при знакомствах и представлении, обращении с коллегами и клиентами. Искусство ведения беседы, телефонных разговоров, переговоров. Этикет деловой переписки.  
              Нормы поведения на улице, в общине, в семье клиента, на работе клиента, в общественном транспорте, в общественных объединениях, церкви и т.д. Особенности этического общения с клиентами - мужчинами и женщинами. Учет национальной психологии и личных особенностей клиента. Этикет протокольных мероприятий при проведении переговоров, национальных и международных конференций, симпозиумов и пр.  
             Ценности и этические проблемы практики социальной работы (индивид - главная забота общества; взаимосвязь между работниками социальных служб и клиентом; специфика удовлетворения человеческих потребностей; взаимная ответственность социального работника и клиента).  
             Этические проблемы взаимоотношений между социальными службами, социальным работником и клиентом. Этические неопределенности. Право клиента. Мера независимости клиента (самоопределение и самостоятельность). Манипулирование поведением клиента. Моральный релятивизм социального работника. Преобладание метода индивидуальной работы с клиентом.  
             Этические аспекты первичного учета особенностей клиента. Этические стороны оценки проблемы клиента. Принципы моральных взаимоотношений с клиентом при выработке плана действий для решения проблем клиента. Этическая оценка достигнутого в работе с клиентом (клинической результативности). Этические аспекты завершающего этапа процесса социального обслуживания клиента ( проблемы естественного и вынужденного прекращения контакта).  
Этическая ответственность социальных работников перед клиентами. Этические проблемы привлечения клиента в экспериментах, научных исследованиях.  
Этика взаимоотношений с правительственными и неправительственными организациями  
             Этические проблемы взаимоотношений. Морально-этическое регулирование взаимоотношений работников государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб и служащих органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. Установление области ответственности. Преодоление нарушений профессиональных норм поведения, злоупотреблений доверием.  
Этический баланс между служащими государственных органов управления и неправительственными социальными службами, а также общественными объединениями, занимающимися социальной поддержкой различных категорий населения. Роль профессионально-этических кодексов в регулировании конфликтов.  
Проблемы управления социальным обслуживанием населения и моральные конфликты (источники, последствия и стратегия разрешения).  
             Законы, нормативно-правовые акты и этические принципы, обеспечение их органической взаимосвязи (федеральный, региональный и муниципальный уровни). Этические обязанности государственных служащих по отношению к специалистам социальных служб, коллегам из других ведомств, клиентам, общественным объединениям.  
Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания населения  
             Профессионально-этические отношения и их особенности в содружестве социальных работников. Моральные принципы сотрудничества с коллегами в интересах своих клиентов (взаимное уважение и доверие), интерес к деятельности коллег, равенство). Этика общения с коллегами по социальной работе (телефонный разговор, письменная речь, комментарии в адрес коллег и т.п.).  
              Профессионально-этический кодекс членов Межрегиональной ассоциации социальных служб. Этический кодекс Ассоциации социальных педагогов и социальных работников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Духовно – нравственный портрет социального работника