Диагностика тревожности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является подобрать методы, методики и провести диагностику уровня проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы тревожности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Возрастные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста....................................................................................................................6
1.2Понятие,сущность тревожности.......................................................................................................... 11
1.3 Особенности проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста..................................................................................................................16
Выводы по первой главе………………………………………………………..25
Глава II. Опытно-экспериментальные исследования особенностей проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста…………………................................... …….……........27
2.2 Анализ результатов.......................................................................................29
Выводы по второй главе…………………………………………………………................................31
Заключение………………………………………………………………….…....33
Список литературы…...…………………………………………………….........34

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word.docx

— 82.51 Кб (Скачать)

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Тестовый материал.

Рис. П1

 

 

 

Рис. П2

 

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

 

 

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

 

 

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

 

Приложение 2

 

 

Результаты Теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

 

 

 

ФИ ребенка

                           

негативн

индекс

уровень

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

выборы

тревожности

тревожности

 

Кулишкина Софья

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

5

36

С

 

Максименко Алина

+

-

-

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

5

36

С

 

Иванов Егор

-

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

7

50

С

 

Архипова Татьяна

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

+

4

29

С

 

Киргинцев Богдан

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

-

6

43

С

 

Купчев Сергей

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

12

86

В

 

Заливин Михаил

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

4

29

С

 

Башарова Полина

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

8

57

В

 

Ситникова Влада

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

6

43

С

 

Чумаков Александр

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

14

100

В

 

Петрова Татьяна

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

9

64

В

 

Курцев Антон

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

12

86

В

 

Семенов Павел

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

+

6

43

С

 

Алисов Артем

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

+

-

7

50

С

 

Сергеев Денис

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

+

-

+

-

9

64

В

 

Повар Ярослав

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

+

-

+

+

5

36

В

 

Злощенко Степан

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

1

7

Н

 

Туполева Снежана

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

4

29

С

 

Зябкина Арина

+

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

5

36

С

 

Волков Евгений

+

+

-

+

+

-

+

-

-

-

+

-

+

+

6

43

С

 

Понамаренко Мария

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

12

86

В

 

Синельникова Яна

-

+

-

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

+

8

57

В

 

Пушкарев Никита

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

-

+

+

+

5

36

С

 

Лисицына Илона

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

7

50

С

 

Лыков Максим

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

3

21

С

 

Пермяков Максим

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

3

21

С

 

Скуднова Анна

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

+

+

6

43

С

 

Буравцов Макар

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

+

-

7

50

С

 

Скосырских Юлия

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

2

14

Н

 

Примак Ирина

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

13

93

В


 

 

 

 

Приложение 3   

                                            АНКЕТА

для родителей

Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком). Род деятельности. Возраст детей.

Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка

мать 

отец

оба родителя

бабушка, дедушка

все члены семьи

Какой из факторов вы считаете важнейшим в воспитании вашего ребенка?

семья

сверстники, педагоги, другие специалисты

средства массовой информации

литература и искусство

Советуетесь ли вы с другими членами семьи по различным семейным вопросам?

всегда

иногда

нет

6 имеют ли место конфликты  в вашей семейной жизни?

7. всегда ли едины члены  семьи в своих требованиях  к ребенку?

всегда

иногда

нет единства

Как вы наказываете ребенка? Какая мера наказания наиболее действенна?

Какие меры поощрения вы применяете? За какие поступки?

Часто ли вы хвалите своего ребенка? За какие поступки?

Требуете ли вы от своего ребенка то, что выполнить он не может?

Обсуждает ли ребенок с вами семейные дела? В чем проявляет свое участие в заботах семьи?

В чем проявляется доброта вашего ребенка?

Какие поступки ребенка вы цените?

Лучшие традиции воспитания в вашей семье.

                                                       

 Анкета.

Ф.И.О. ребенка ______________________ Возраст _______________________

Ф.И.О. родителей ___________________________________________________

Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро

Медленно

Требует, чтобы с ним сидели

Требует, чтобы не гасили свет

Как он спит?

Крепко, спокойно

Неспокойно

Вскрикивает

Плачет

Разговаривает во сне

Как просыпается?

Сразу

Не сразу

В каком настроении просыпается Ваш ребенок?

Веселый, спокойный

Раздражительный

Грустный

В слезах

Как он ест?

Охотно, не выбирает пищу, быстро сам

Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых

С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад?

Радостное

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

Другое

В чем Вы видите причину нежелание ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с воспитателем

Трудности в отношениях со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребенка?

Да

Иногда

Нет

Если замечаете, то, при каких обстоятельствах?

В темной комнате

При наказаниях, окриках

При недовольстве взрослых его поведением

Когда слушает страшную сказку

Без видимой причины

Как проявляется страх у ребенка?

Плачет

Убегает

Впадает в ярость

Зовет взрослых

Справляется сам

Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

Часто

Иногда

Редко

Как Ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)

ответное нападение

плачет

проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное)

замыкается, "уходит в себя"

уходит, убегает от обидчика

Чему радуется Ваш ребенок?

Новой игрушке, подаркам

Встрече с близкими людьми

Встречи со сверстниками, друзьями

Когда вы вместе играете

Совместными походами на природу и т.д.

14.Что вызывает  у него огорчение? _______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

15.На что он  обижается? __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Часто ли ребенок  плачет?

Да

Нет

17.Какое обычное  состояние у ребенка?

Спокойное

Плаксивое

Возбужденное

18.Как быстро  у него проходит переживание?

Быстро

Не очень быстро

Через длительное время

19.Умеет ли Ваш  ребенок выразить свое сочувствие  близким?

Да

Редко

Нет

20.Какие эмоции  наблюдаются в игре по отношению  к предметам и игрушкам?

Доброжелательный интерес

Агрессивность

Безразличие

21.Как ребенок  относится к животным?

Доброжелательный интерес, желание поиграть

Страх

Агрессивность

Безразличие

22. Какие эмоции  преобладают по отношению сверстникам  во время игры?

Агрессивность

Безразличие

Доброжелательность

23. С кем из  детей группы Ваш ребенок наиболее  часто общается?______________________________________________________

__________________________________________________________________

24. Рассказывает  ли дома о своих взаимоотношениях  с детьми?

Да

Иногда

Нет

25. Жалуется ли  на сверстников?

Да

Иногда

Нет

26. На что жалуется  в отношениях со сверстниками?

Дети не принимают в игру

Обижают

Не хотят дружить

Отнимают игрушки

Шумят

27. Какой Ваш  ребенок в общении с другими  детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Чуткий

Уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонный чаще командовать, чем подчинятся

28. Умеет ли  ребенок отстаивать свои интересы  перед взрослыми?

Да

Не всегда

Нет

29. Умеет ли  ребенок отстаивать свои интересы  перед сверстниками?

Да

Не всегда

Нет

30. Каким образом  он отстаивает свои интересы?

Находит аргументы

Упрашивает

Вежливо требует

Агрессивно требует

Плачет

31. Как, на Ваш  взгляд, влияют детско-родительские  отношения в семье на общение  ребенка со сверстниками и  взрослыми в детском саду?

Прямого влияние не оказывает

Благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду

Сущность семейных отношений еще недостаточно понятно ребенку, поэтому ________________________________________________________

 

 

Спасибо!!!

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

эмоционально тревожных детей

 

Да

Нет

Знаете ли вы с кем дружит ваш ребенок?

1

3

С удовольствием ли ходит ваш ребенок в детский сад

3

1

Знаете ли вы в какие игры любит играть ваш ребенок

3

1

Участвуете ли вы в играх вашего ребенка

2

2

Кто из вас проводит больше времени с ребенком:

Мама

Папа

Бабушка

 

 

3

 

Насколько часто вы рассказываете детям сказки:

раз в неделю

раз в месяц

каждый день

 

2

2

 

Какие меры воздействия на детей вы чаще используете

Внушение

Выговоры

Поощрение 

 

3

1

0

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Диагностика тревожности детей старшего дошкольного возраста