Диагностика тревожности детей старшего дошкольного возраста
Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:19, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является подобрать методы, методики и провести диагностику уровня проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические аспекты проблемы тревожности детей старшего дошкольного возраста 1.1 Возрастные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста....................................................................................................................6 1.2Понятие,сущность тревожности.......................................................................................................... 11 1.3 Особенности проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста..................................................................................................................16 Выводы по первой главе………………………………………………………..25 Глава II. Опытно-экспериментальные исследования особенностей проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста 2.1 Организация и методики исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста…………………................................... …….……........27 2.2 Анализ результатов.......................................................................................29 Выводы по второй главе…………………………………………………………................................31 Заключение………………………………………………………………….…....33 Список литературы…...…………………………………………………….........34
После обработки и интерпретации
полученных с помощью этой методики данных
нам удалось определить уровень тревожности
каждого ребенка, участвующего в исследовании.
Результаты описаны в Приложении 2.Общий
результат показан в таблице 1.
Таблица 1
Общий результат
Теста тревожности
Кол-во детей
Низкий ИТ
Средний ИТ
Высокий ИТ
30
2
18
10
Количественный анализ
На основании данных протокола
вычисляется индекс тревожности ребенка
(И Т), который равен процентному отношению
числа эмоционально негативных выборов
(печальное лицо) к общему числу рисунков
(14):
где n – число эмоциональных
негативных выборов.
В зависимости от уровня индекса
тревожности дети подразделяются на 3
группы:
а) высокий уровень тревожности
(И Т выше 50%);
б) средний уровень тревожности
(И Т от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности
(И Т от 0 до 20%).
Как видно из таблиц из 30 детей
низкий индекс тревожности только у двоих,
больше половины детей (63,3%) имеют средний
уровень тревожности, из них 9 девочек
и 10 мальчиков. И 30% имеют высокий индекс
тревожности, при этом из них 5 мальчиков
и 4 девочки. Дети с высоким уровнем тревожности
во время тестирования проявляли беспокойство,
нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась
повышенная двигательная активность:
они грызли ногти, качали ногой, наматывали
волосы на палец, покусывали нижнюю губу.
У отдельных детей можно было заметить
физиологические признаки повышенной
тревожности, например у них учащалось
дыхание, потели ладони. В ходе диагностики
высокотревожные дети нередко выбирали
рисунок, на котором было изображено грустное
лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они
чаще всего говорили: «Потому что его ругают»,
«Потому что ее наказали», «Потому что
на него не обращают внимания», «Не хотят
с ней играть».
Из всего вышесказанного можно
сделать вывод о том, что уровень тревожности
у мальчиков выше чем у девочек.
Выводы по II главе.
Рисунки показывают ребенку
в строго перечисленном порядке один за
другим. Беседа проходит в отдельной комнате.
Предъявив ребенку рисунок, учитель дает
инструкцию (см. Приложение 1).
Диагностика проводились
в один день, что позволяло исключить влияние
временных ситуационных факторов. Эти
организационные мероприятия, на наш взгляд,
позволили повысить достоверность полученных
результатов.
Тест тревожности (Р. Тэммл,
М. Дорки, В. Амен) включает в себя 14 рисунков
отдельно для мальчиков и отдельно для
девочек. Каждый рисунок представляет
некоторую типичную для жизни ребенка
ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано,
дан лишь контур головы. Каждый рисунок
снабжен двумя дополнительными рисунками
детской головы, по размеру точно соответствующими
контуру лица на рисунке. На одном из них
изображено улыбающееся лицо ребенка,
на другом - печальное. Рисунки показываются
ребенку в строго перечисленном порядке
один за другим. Беседа проходит в отдельной
комнате. Выявили ,что из 30 детей низкий
индекс тревожности только у двоих, больше
половины детей (63,3%) имеют средний уровень
тревожности, из них 9 девочек и 10 мальчиков.
И 30% имеют высокий индекс тревожности,
при этом из них 5 мальчиков и 4 девочки.
Дети с высоким уровнем тревожности во
время тестирования проявляли беспокойство,
нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась
повышенная двигательная активность:
они грызли ногти, качали ногой, наматывали
волосы на палец, покусывали нижнюю губу.
У отдельных детей можно было заметить
физиологические признаки повышенной
тревожности, например у них учащалось
дыхание, потели ладони. В ходе диагностики
высокотревожные дети нередко выбирали
рисунок, на котором было изображено грустное
лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они
чаще всего говорили: «Потому что его ругают»,
«Потому что ее наказали», «Потому что
на него не обращают внимания», «Не хотят
с ней играть».
Из всего вышесказанного можно
сделать вывод о том, что уровень тревожности
у мальчиков выше чем у девочек.
Заключение
Родителем будущих первоклассников,
прежде всего, необходимо придерживаться
следующих правил:
Поддерживайте ребенка в стремлении
стать школьником.
Обсудите с ребенком те правила
и нормы, с которыми он встретится в школе.
Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу,
чтобы учиться. Когда он учится - у него
может что-то не сразу получаться.
Составьте с первоклассником
распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности на
первом этапе обучения.
Поддерживайте в ребенке желание
добиться успеха. В каждой работе обязательно
найдите то, за что его можно похвалить.
Если вас что-то беспокоит в
поведении ребенка, его учебных делах,
не стесняйтесь обратиться за консультацией
к учителю или школьному психологу.
Уважайте мнение первоклассника
о своем педагоге.
У ребенка должно оставаться
время для игровых занятий.
Список литературы
1. Арсеньева А.В. Методы коррекции
школьной тревожности в практической
деятельности преподавателя// Классное
руководство. - 2012.
2. Безруких М.М., Морозова Л.В.
Методика оценки уровня развития зрительного
восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство
по тестированию и обработке результатов.
- М.: Новая школа, 1996.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования
личности.- М-Воронеж: МОДЭК, 1997.-352 с.
4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А.
Увеличение индекса тревожности при расхождении
уровней самооценки и притязаний // Вопросы
психологии.-1993.-№1.
5. Буршит И.Е. Комплексный подход
к формированию готовности к обучению
в школе детей, не посещающих ДОУ // Изв.
Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические
науки. - 2011. - № 1.
6. Венгер А.Л. Проблемы в учебе.
Синдром хроническойнеуспешности // Психологический
центр "Адалин" .">http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l040216.shtml>.
- 05.10.2008.
7. Венгер А.Л. Психологическая
готовность детей к обучению в школе //
Развитие мышления и умственное воспитание
дошкольника. - М.: Педагогика, 1985.
8. Готовность детей к школе: Диагностика
психического развития и коррекция его
неблагоприятных вариантов (Авторы:Е.А.
Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Политова,
Е.Ю. Сушкова). - М., 1992.
9. Гринева М.С. Анализ современных
особенностей подготовки детей к школе
// Философия современного образования
и научная педагогическая мысль: от исследований
к практике: Материалы XI междисциплинарной
научно-практической конференции аспирантов
и соискателей. М., 2008.
10. Гринева М.С. Лонгитюдное исследование
личностного развития детей 5-7 лет на базе
детского сада и начальной школы // Журнал
научных публикаций аспирантов и докторантов.
2008, №9.
11. Гуткина Н.И. Психологическая
готовность к школе. - 2004. - 208 с.
12. Гуткина Н.И. Психологическая
готовность к школе. - М.: НПО «Образование»,
1996.
13. Дусказиева Ж.Г. Неэффективное
родительское отношение как фактор развития
тревожности у мальчиков и девочек старшего
дошкольного возраста // Психология психических
состояний: теория и практика: мат. 1-й Всерос.
науч.-практ. конф. 13-15 ноября 2008 г. В 2 ч.
Ч. 1. Казань: ЗАО «Новое знание», 2008.
14. Дусказиева Ж.Г. Специфика психологического
сопровождения тревожных детей в ДОУ //
Эмоционально-волевое развитие ребенка:
диагностика и коррекция: материалы 9-й
регион. науч.-практ. конф. 21-22 февраля 2007
г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.
- Красноярск, 2008.
15. Захаров А.И. Как помочь нашим
детям избавиться от страха.- СПб.: Гиппократ,1995.-
126 с.
16. Как сформировать готовность
к школьному обучению в условиях семьи?
Чему необходимо научить ребенка? Что
такое готовность к школе? (Рекомендации
для родителей) //Серия: «Готовность ребенка
к школе» /Отв. ред. Курнешова Л.Е. - М.: Центр
инноваций в педагогике, 1998.
17. Кондратьева Н.П. Особенности
личностной тревожности у младших подростков
с задержкой психического развития: Дис.
... канд. психол. наук. - Н.Новгород: НГПУ,
2002. - 241 с.
18. Кондрух Л.А. Модель формирования
у детей старшего дошкольного возраста
коммуникативной готовности к обучению
в школе //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного
процесса в образовательных учреждениях.
- Магнитогорск: МГПИ. 1996.
19. Кравцова Е.Е. Психологические
проблемы готовности детей к обучению
в школе. - М., 1991.
20. Кузьмищева М.А. Динамика представлений
об эмоциях детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста: Автореф.
дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.
21. Кученко Т. О детской тревожности
// Воспитание школьников.-2002.- №5.-С.16.
22. Лола Е. В. Адаптация детей к
школе // www.gdbangarsk.ru
23. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Шпаргалка
для взрослых: Психокоррекционная работа
с гиперактивными, агрессивными, тревожными
и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.-190
с.
24. Нижегородцева Н.В., Шадриков
В.Д. Комплексная диагностика готовности
детей к обучению в школе. Ярославль, 1999.
25. Нижегородцева Н.В., Шадриков
В.Д. Психолого-педагогическая готовность
ребенка к школе: Пособие для практических
психологов, педагогов и родителей. - М.:
ВЛАДОС, 2001.
26. Обеспечение готовности детей
к школьному обучению // Серия: «Готовность
ребенка к школе» / Отв. ред. Курнешова
Л.Е. - М.: Центр инноваций в педагогике,
1998.
27. Овчарова Р.В. Коррекция школьных
страхов и тревожности у младших школьников
// Практическая психология в начальной
школе. - М., 1998. - С. 30-50.
28. Основные причины неподготовленности
детей к школьному обучению // www.mam.ua <http://www.mam.ua>
- 28.10.2010.
29. Панфилова М.А. Тревожность
и её коррекция у детей // Школа здоровья,
2006, №1.
30. Прихожан А.М. Тревожность и
страх у младших школьников // Психическое
здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы. - М., 1994.
31. Психокоррекционная и развивающая
работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной.-
М.:Академия,1999.-160 с.
32. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные
дети: основы диагностической и коррекционной
работы психолога (Библиотека психолога-практика).
- М.: АРКТИ, 2000.
33. Сидячева Н.В. Эмоционально-волевой
компонент готовности дошкольника к школе.
Автореферат диссю- М, 2006.- 27 с.
34. Справочник для практического
психолога образовательного учреждения
по проблемам готовности ребенка к обучению
в школе//Серия «Готовность ребенка к школе»
/ Отв. ред. Курнешова Л.Е. - М.: Центр инноваций
в педагогике, 1998.
35. Стародубова Н.Г. Критерии готовности
ребенка к обучению в школе. - Бийск - 2001.
- С. 77-78.
36. Теплякова Д. Проблемы школьной
адаптации / Медицинский вестник <http://www.medvestnik.by/ru/issues/>.
- №48 (934). - 26.11.2009.
37. Тест тревожности (Р. Тэммл,
М. Дорки, В. Амен) / Дерманова И. Б. Диагностика
эмоционально-нравственного развития
- СПб., 2002. - С.19-28.
38. Ханин Ю.Л. Межличностная и внутри
групповая тревога в условиях значимой
совместной деятельности // Вопросы психологии.-1991.№5.-С.56-58.
39. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений
психологического здоровья дошкольников
и младших школьников. - М., 2003.
40. Шмигель Н.Е. Депрессия… Выход
есть! / Журнал «РиТМ Психология для всех».
- 2012. - № 2. - С. 9-11.
41. Готовность к школе: развивающие
программы / Под ред. И.В. Дубровиной, 4-е
изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
42. Екжанова Е. Диагностико-прогностический
скрининг в первых классах общеобразовательной
школы/Психодиагностика младших школьников.
- СПб.: Институт специальной педагогики
и психологии Международного университета
семьи и ребенка имени Р. Валленберга,
1998.
43. Изард К. Психология эмоций.-
СПб.: Питер,2000.-464 с.
44. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная
устойчивость школьника. - М.: Сфера,1998.-
96 с.
45. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок
идет в школу. - М.: Академия, 1998.
46. Кравцова Е.Е. Психологические
проблемы готовности детей к обучению
в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
47. Методы психодиагностического
исследования детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста: Метод.
пособие к семинарским и практическим
занятиям / Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова.
- Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 64 с.
51. Фролова О.В. Психологические
особенности тревожности в фрустрационных
ситуациях и их психологическая коррекциия
у детей с задержкой психического развития
младшего школьного возраста: Дис. ... канд.
психол. наук. - Екатеринбург: УГПУ, 2001.
- 193 с.
52. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки
и отбора детей в школы: Рекомендации практического
психолога. - СПб.: Стройлеспечать, 1996.
53. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И.
Готов ли ребенок к школе? / Беседы с учителем.
Под редакцией Л.Е. Журовой - Москва: Издательский
центр «Вентана - Граф», 2005.
54. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста /Сборник статей
под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца.
- М.: Международный образовательный и
психологический колледж, 1995.
Приложение 1
Тест тревожности
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Инструкция к тесту
Игра с младшими детьми. «Как
ты думаешь, какое лицо будет у ребенка:
веселое или печальное? Он (она) играет
с малышами».
Ребенок и мать с младенцем.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: печальное или веселое? Он (она)
гуляет со своей мамой и малышом».
Объект агрессии. «Как ты думаешь,
какое лицо будет у этого ребенка: веселое
или печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое
лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
Игра со старшими детьми. «Как
ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное? Он (она) играет
со старшими детьми».
Укладывание спать в одиночестве.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: печальное или веселое? Он (она)
идет спать».
Умывание. «Как ты думаешь, какое
лицо будет у этого ребенка: веселое или
печальное? Он (она) в ванной».
Выговор. «Как ты думаешь, какое
лицо будет у этого ребенка: веселое или
печальное?»
Игнорирование. «Как ты думаешь,
какое лицо будет у этого ребенка: печальное
или веселое?».
Агрессивное нападение. «Как
ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное?»
Собирание игрушек. «Как ты
думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное? Он (она) убирает
игрушки».
Изоляция. «Как ты думаешь, какое
лицо будет у этого ребенка: печальное
или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как
ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное? Он (она) со своими
мамой и папой».