Диагностика темперамента и характера старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и диагностика характера у подростков………………………6
1.2. Темперамент как предмет исследования и изучения……………………8
1.3. Подростковый возраст,его особенности и акцентуации характе-ра15
Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций харак-тера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфе-ре………………………………………………………………………………….23
2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной
сфе-ре…………………………………………………………………………………...23
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических мето-дик……………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литерату-ры………………………………………...…48
Приложения…………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

1 курсДиагностика темперамента и характера у подростков.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Было выявлено, что  реалистичному типу личности наиболее подходит реалистичная профессиональная среда, в меньшей степени интеллектуальная и конвенционная, и совсем не подходит социальная, предприимчивая и артистичная профессиональные среды.

Проанализированы  результаты исследовательской работы по согласованности используемых психодиагностических методик. Сопоставив результаты исследования, выявлена зависимость между темпераментом, акцентуациями характера у подростков и типами их личности в профессиональной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня уделяется достаточно внимания школьной профориентации. В  нашей стране существует система  профессиональной ориентации и люди, которые занимаются этим делом, понимают важность профессионального самоопределения, серьезностью которого является самостоятельное и осознанное нахождение смысла выполняемой работы и всей жизнедеятельности.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя в развитии во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Это постепенное формирование должно основываться на знании учащимися психологического содержания видов труда, о важности формирования профессиональной пригодности, учащихся, в том числе, должны считаться со своими особенностями, личными качествами. Поэтому выявление личностных особенностей, а именно особенностей темперамента, акцентуаций, типа личности – понятия, лежащие в основе нашего исследования. В настоящее время существуют различные типологии личности в профессиональной сфере, а так же существует большое количество методик, цель которых: определить тип личности у оптанта.

Для исследования этого  вопроса группе девятиклассников были предложены три методики: Опросник Акцентуации Личности (по К. Леонгарду), опросник Айзенка, для определения типа темперамента и опросник по Русанову.

Для того, чтобы определить характер сочетания и согласованности  между результатами методик мы проанализировали описания типов темперамента, типов акцентуаций и типов личности в профессиональной сфере и выявили возможные сочетания типов. Затем сравнили полученные сочетания с результатами исследования тридцати испытуемых.

В результате исследования мы рассмотрели понятия и подходы  к диагностике личности, темперамента, акцентуаций характера. В исследовании были сформулированы следующие выводы:

1. У испытуемых с определенным типом темперамента имеются акцентуации характера, свойственные именно данным типам, а так же у всех испытуемых их личная формула полностью, либо частично совпадает с формулами, составленными для каждого типа темперамента.

2. Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии. Тип акцентуация характера выступает как важный фактор при разработке программ по выбору профессии для подростков.

3. Тип личности может  иметь акцентуации, свойственные  типам темперамента при условии, что данный тип личности имеет соответствующий тип темперамента.

В настоящем исследовании осуществлен теоретический анализ современного состояния проблемы индивидуального характера; определены подходы к исследованию соотношения характера и темперамента.

В результате проведенного экспериментального исследования получены статистически значимые, числовые соотношения, отражающие межуровневые взаимосвязи между характером и темпераментом в структуре индивидуальности. Т.е. методами статистической обработки была подтверждена гипотеза о взаимосвязи темперамента и характера человека

По результатам исследования, зная особенности темперамента, акцентуаций характера, для каждого испытуемого можно определить сферу профессионального труда, где он будет наиболее успешен.

На наш взгляд, полученные результаты исследования позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу о том, что существует взаимосвязь между темпераментом, акцентуациями характера у подростков и типами их личности в профессиональной сфере, подтвержденной. Дальнейшая работа по проблеме исследования возможна в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения в процессе подготовки старшеклассников к выбору профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Алмаев Н. А. Адаптация опросника темперамента и характера Р. Клонинджера на русскоязычной выборке [Текст] / Н. А. Алмаев, Л. Д. Островская // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 77-86.

2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии.- 2000. - № 2. - С. 128–137.

  1. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. - 2-е изд., перераб. - СПб. [и др.] : Питер : Питер Пресс, 2007. - 362 с.
  2. Берегулина А. Е. Характер в теле: отдельные социокоммуникативные аспекты характерологии в свете работ А. Лоуэна / А. Е. Берегулина, А. А. Березкин // Психотерапия. - 2009. - № 3. - С. 29.
  3. Бух Е. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности / Ефим Бух; Московский городской педагогический университет // Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 189-196.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 461-471.
  5. Горнаков Э. И. Влияние психологии личности на общение / Э. И. Горнаков // Отдел кадров. - 2005. - № 2. - С. 80-83.
  6. Дурнев Р. А. Культура безопасности жизнедеятельности: идеал, ценности, качества личности [Текст] / Р. А. Дурнев // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - 2006. - № 5. - С. 21-25.
  7. Корреляции между динамическими характеристиками психики и показателями пупиллограммы индивида [Текст] / Ким Даехун [и др. ] // Актуальные проблемы современной науки. - 2006. - № 1. - С. 103-115.
  8. Левенталь Е. Характер - это судьба? [Текст] : [беседа с психотерапевтом Е. Левенталь] / записала Т. Ткачук // Знание-сила. - 2007. - № 9. - С. 104-
  1. Мазуркевич Е. Факторы психологического воздействия на человека / Е. Мазуркевич // ОБЖ. – 2005. - № 11.- С. 8-11.
  1. Малкина-Пых И.Г.Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2007. - 781с.
  2.   Маналова О. Н. Акмеологический ресурс индивидуального характера: акцентуации и деакцентуации черт [Текст] / Маналова О. Н. // Мир психологии. - 2008. - № 1. - С. 236-245.
  3. Пантюхина М. Л. Организация самостоятельной работы студентов с учетом их индивидуальных психологических способностей [Текст] / Пантюхина М. Л., Богданова Е. Л. // Психология обучения. - 2007. - № 10. - С. 99-107.
  4. Психологические и психофизиологические характеристики старшеклассников с риском развития компьютерной зависимости [Текст] / О. И. Федорова [и др. ] // Психология обучения. - 2007. - № 8. - С. 61-71.
  5. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера [Электронный ресурс] // Синтон : тренинг-центр : [сайт]. - СПб., 1998-2008.
  6. Русалов В. М. Атрибутивные стили и характер [Текст] / В. М. Русалов // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29, № 4. - С. 44-53.
  7. Русалов В. М. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности / В. М. Русалов, О. Н. Манолова // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 3. - С. 65-73.
  8. Семяшкин А. А. Гендерные различия во взаимосвязях когнитивных стилей и темперамента [Текст] / А. А. Семяшкин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2 (92). - С. 130-134.
22. Смирнова Е. Человек-манипулятор, как его распознать / Е. Смирнова // Секретарское дело. – 2007. - № 3. - С. 50-66.

23. Смирнова Ю. И.  Влияние личности современных  подростков на адекватность их профессионального выбора [Текст] / Смирнова Ю. И. // Психотерапия. - 2006. - № 8. - С. 35-38.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тест-опросник  Г. Айзенка для диагностики

Свойств и типа темперамента.

 

Инструкция. Вам предлагается 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. Если согласны, ставьте «плюс», если нет — «минус». Работайте быстро, не затрачивая много времени на обдумывание ответов, так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не результат слишком долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание ваших способностей, а лишь выяснение особенностей вашего поведения.

1. Часто ли  вы испытываете тягу к новым  впечатлениям, поискам приключений, смене обстановки?

2. Часто ли  вы нуждаетесь в друзьях, которые  понимают все, могут ободрить  и утешить?

3. Вы человек  беспечный, беззаботный?

4. Очень ли  вам трудно сказать кому-то  «нет»?

5. Задумываетесь  ли вы перед тем, как что-то  предпринимать?

6. Если вы  обещаете что-либо сделать, то всегда ли сдерживаете свое слово?

7. Часто ли  у вас меняется настроение?

8. Обычно вы  действуете и говорите быстро, не задумываясь?

9. Часто ли  вы чувствуете себя несчастным  человеком, без достаточных на  то причин?

10. Упорно ли вы спорите, до конца отстаивая свою точку зрения?

11. Появляется  ли у вас чувство робости  или смущения, когда хотите познакомиться с симпатичным представителем противоположного пола?

12. Выходите  ли вы иногда из себя, сердясь  не на шутку?

13. Часто ли  вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли  вы переживаете от того, что  сделали или сказали такое,  что не следовало бы?

15. Отдаете ли  вы обычно предпочтение книгам, а не встречам с друзьями?

16. Легко ли  вас обидеть?

17. Любите ли  вы часто бывать в компаниях?

18. Возникают  ли у вас мысли, которые хотели  бы скрыть от других?

19. Бывает ли  так, что иногда вы так полны  энергией, что все горит в руках,  а иногда вялы?

20. Предпочитаете  ли вы иметь меньше друзей, но зато особенно близких?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда с  вами говорят в повышенных  тонах, отвечаете ли тем же?

23. Часто ли  вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли  ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны  ли вы дать волю своим чувствам  и как следует повеселиться в компании?

26. Считаете  ли вы себя человеком возбудимым  и чувствительным?

27. Считают ли  вас окружающие живым и веселым  человеком?

28. Часто ли  вы, сделав какое-нибудь важное  дело, испытываете такое чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Когда находитесь  в обществе других людей, вы больше молчите?

30. Не бывает  ли так, что иногда вы сплетничаете?

31. Случается  ли так, что вы не можете  заснуть оттого, что в голову  лезут разные мысли?

32. Если вы  хотите узнать о чем-нибудь, то  предпочтете прочитать об этом  в книге, газете, чем спросить?

33. Бывает ли  у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится  ли вам работа, требующая постоянного  внимания?

35. Бывает ли  такое состояние, что вас бросает  в дрожь от волнения в какой-то  экстремальной ситуации?

36. Всегда ли  вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Неприятно  ли вам находиться в обществе, где подшучивают, насмехаются друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Нравится  ли вам работа, которая требует  быстроты действий?

40. Волнуетесь  ли вы по поводу неприятных событий?

41. Вы ходите  медленно, не спеша?

42. Вы когда-нибудь  опаздывали на работу или встречу?

43. Часто ли  вы видите кошмарные сны?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая  побеседовать даже с незнакомым человеком?

45. Беспокоят  ли вас какие-либо боли?

46. Вы бы почувствовали  себя очень несчастным, если бы  длительное время были лишены  широкого общения с людьми?

47. Можно ли  назвать вас нервным человеком?

48. Есть ли  среди знакомых те, которые вам явно не нравятся?

49. Можно ли  сказать, что вы уверенный в  себе человек?

50. Легко ли  вы обижаетесь, если другие указывают  на ваши ошибки в работе  или личные недостатки?

51. Считаете  ли вы, что трудно получить  настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли  вам внести оживление в довольно  скучную компанию?

54. Случается  ли говорить о вещах, в которых  вы не разбираетесь?

55. Беспокоитесь  ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли  вы шутить?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Все 57 вопросов делятся на три группы. 24 вопроса  выявляют, экстраверт вы или интроверт? Следующие 24 вопроса связаны с вашей эмоциональной устойчивостью или неустойчивостью. А оставшиеся 9 вопросов определяют, насколько вы искренни в ответах.

Обработка результатов. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Баллы по каждой из трех шкал суммируются.

 

 

Ключ  к опроснику

Шкала интроверсии—экстраверсии: 1+, 3+, 5-, 8+, 10+, 13+, 15-, 17+, 20-, 22+, 25+, 27+, 29-, 32-, 34+, 37-, 39+, 41-, 44+, 46+, 49+, 51-, 53+, 56+.

Информация о работе Диагностика темперамента и характера старших подростков