Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:49, реферат
Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, касающиеся темы;
Введение 3
Глава 1 Проявление темперамента в деловом общении 4-9
Глава 2 Проявление характера личности в деловом общении 10-14
Заключение 15
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1 Проявление темперамента в
деловом общении
Глава 2 Проявление характера личности
в деловом общении
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Успех делового общения во многом предопределяется представлением о существующих барьерах общения, к которым в первую очередь относятся личностные барьеры. Знание их помогает улучшить качество общения, более успешно достигать поставленных целей.
Темперамент является одним из барьеров, который мешает продуктивному общению. Он возникает как следствие встречи двух людей с разными типами нервной системы. Темперамент составляет природную основу личности.
Характер тесно связан с темпераментом единой физиологической основой и также является барьером, препятствующим продуктивному общению. Однако формируется он под влиянием воздействия на человека окружающей его среды, а также самовоспитания. В жизни встречаются люди не только разного темперамента, но и разного характера. Поэтому и случается, что столкновение разных характеров часто препятствует взаимопониманию.
Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной изученностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной темой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения темы заключается в том, что избранная для рассмотрения тема находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Практическое значение изучения темы является ее анализ и применение на практике.
Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, касающиеся темы;
2. Сказать об актуальности проблемы заложенной в работе;
3. Изложить
возможности решения этой
Глава 1 Проявление темперамента в деловом общении
В основе каждой личности, под которой понимается прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй ее чувств и поведения, лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
Темперамент — это проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.
Темперамент является одним из барьеров, который мешает продуктивному общению. Он возникает как следствие встречи двух людей с разными типами нервной системы. Темперамент составляет природную основу личности. Человек рождается и уходит в мир иной с одним и тем же темпераментом, т. е. в течение жизни темперамент не меняется. Темперамент ярче всего проявляется в нестандартных ситуациях. Часто человек даже слова еще не произнес, но уже все о себе “сказал” средствами невербального общения (поза, жест, выражение лица, мимика).
Традиционно выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Установлено, что каждый из четырех типов темперамента обусловлен определенным сочетанием таких свойств, как сила – слабость нервной системы, ее подвижность – инертность, уравновешенность – неуравновешенность.
Холерик – настойчив (напористый темперамент). Это социотип с сильной, неуравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает большой жизненной энергией, повышенной возбудимостью, неуравновешен, легко переключается с одного дела на другое, направлен на новации, инициативен, в коллективе не отличается уживчивостью с другими людьми, обидчив, резок и несдержан в оценках и суждениях, агрессивен, настроение изменчиво, но у него преобладает оптимистическое восприятие действительности.
Флегматик – терпелив (уравновешенный темперамент). Это социотип, который имеет сильную, уравновешенную, инертную нервную систему. Он демонстрирует устойчивость и упорство в стремлениях, сохраняет спокойствие и самообладание, нетороплив, вынослив, работоспособен, основателен в делах. Вместе с тем отличается инертностью, медленно переключается с одного задания на другое, не склонен к сопереживанию, тяжело приспосабливается к новой обстановке.
Сангвиник – быстр (гибкий темперамент). Это социотип с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает хорошей работоспособностью, быстро переключается с одного вида деятельности на другие, легко обучается, инициативен, хорошо адаптируется в новом социуме, контактен, оптимистичен, не отличается устойчивым вниманием, склонен “скользить по поверхности”.
Меланхолик – слабый тип (чувствительный темперамент). Это социотип, который имеет слабую, неуравновешенную нервную систему, с точки зрения работоспособности – это самый “невыигрышный” тип темперамента, он быстро утомляется, не уверен в себе, застенчив, трудно адаптируется, эмоционально раним, тревожен, обидчив, склонен к сопереживанию. Мало предрасположен к активному общению.
Итак, в ситуации общения представители тех или иных типов темперамента проявляют различные свойства:
- холерик – общительный, вспыльчивый, агрессивный;
- сангвиник – общительный, легкий, гибкий;
- флегматик – пассивный, миролюбивый, надежный, неэмоциональный;
- меланхолик – раздражительный, ранимый, замкнутый, тревожный.
Типы темперамента также по-разному проявляются в ситуации принятия решения – служебного или личного. Для холерика характерны поспешные решения, для сангвиника – гибкие, для флегматика – обоснованные, для меланхолика – ригидные (он не меняет свои решения при изменении ситуации). В ситуации конфликта холерик зачастую идет на обострение, обвиняет обычно не себя, а других, чаще прибегает к методу «взрыва», то есть стремится обострить противоречия, выявить их и по возможности ликвидировать. Для сангвиника в ситуации конфликта характерны гибкость, достаточная уступчивость, поиск общих позиций и согласия. Флегматику свойственно стремление отстрочить решение, всесторонне обсудить ситуацию; в коллективе такой человек предпочитает приемы коллективной психотерапии или же путь саморегуляции. Для меланхолика конфликтная ситуация очень значима и трудна; чаще наблюдается уход от решения, стремление к компромиссу, пассивность, переложение ответственности на других.
Все взаимоотношения людей
В психологии существуют методики и
тесты для определения
Особенности поведения людей с различным типом темперамента:
Внимательно наблюдая за проявлением описанных свойств человека, можно составить представление о его темпераменте. Если у человека ярко проявляются практически все описанные свойства, то можно смело относить его к определенному типу темперамента, если у него таких свойств более 70 %, то данный темперамент представлен в значительной степени.
Знание темпераментных особенностей человека позволяет прогнозировать его поведение, что очень важно в практике повседневной работы.
Вам дано от вышестоящего руководителя срочное задание: подготовить сводку по текучести кадров. Вы знаете, что самая ответственная, обстоятельная, добросовестная из подчиненных – Вера Ивановна, уж она-то не подведет. Ей вы и поручаете выполнить задание. Через два часа подходите за готовой сводкой, а Вера Ивановна отвечает, что она успела проанализировать только половину данных. Задание сорвано, вы расстроены. Извечный вопрос: “Кто виноват?” К сожалению, вы не соотнесли индивидуальные особенности подчиненных с временным фактором. Поручить срочное задание нужно было работнику с холерическим или сангвиническим типом темперамента, он возможно не так тщательно его выполнит, но к назначенному сроку вы получите готовую сводку.
Чтобы успешно преодолеть барьер темперамента, нужно уметь не только составлять представление о типе темперамента партнера, но и “подстраиваться” под его темп речи, скорость восприятия и т. д.
Совместимость между темпераментами согласно исследованиям В. И. Куликова:
С холериком
лучше всего уживается
С сангвиником лучше всего чувствует себя меланхолик, иррациональные переключения сангвиника его не только не раздражают, а, наоборот, снабжают новыми интересными впечатлениями и отвлекают от грустных мыслей.
Несовместимые темпераменты: с холериком хуже всего уживается меланхолик, которого ранит холерическая резкость и прямолинейность, в свою очередь первого выводят из себя немотивированные перепады настроения второго.
С сангвиником плохо уживается флегматик. В силу своей рациональной инертности он не поспевает за оживленным и динамичным сангвиником. В свою очередь, динамизм сангвиника в глазах флегматика выглядит как спешность, поверхностность, необязательность. Взаимные претензии к друг другу не замедлят проявиться.
Промежуточные темпераментные взаимодействия: частично совместимы холерик с сангвиником. Напряженность может возникнуть, в частности, из-за того, что оба экстраверты и поэтому в одинаковой степени стремятся лидировать. Но напряженность может быть снята за счет того, что сангвиник как гибкий тип просто сумеет уйти в сторону от назревающего столкновения.
Флегматик частично совместим с меланхоликом. В таком союзе неизбежно будут присутствовать сочувствие и уважение к внутреннему миру другого человека, но в то же время нарастает отчужденность из-за недостатка инициативности.
И в первом и во втором случаях для сохранения баланса необходимо подстраиваться друг под друга, причем это должны делать обе стороны в равной мере.
Кроме того, немаловажное значение для успешности в общении имеют знания по психологическим защитам, используемым в коммуникации.
Глава 2 Проявление характера личности в деловом общении
Характер тесно связан с темпераментом единой физиологической основой и также является барьером, препятствующим продуктивному общению. Однако формируется он под влиянием воздействия на человека окружающей его среды, а также самовоспитания.
В жизни встречаются люди не только разного темперамента, но и разного характера. Бывает и сангвиник грубияном, и флегматик с его безобидной манерой на все реагировать обнаруживает склонность к интриганству или обману.
Словом
"характер" мы оцениваем типичные,
часто повторяющиеся в
Типичные черты характера являются результатом воспитания в семье, затем в школе, в коллективе. Они становятся устойчивыми уже в подростковом возрасте и их не так легко переделать.
Поэтому и случается, что столкновение разных характеров часто препятствует взаимопониманию. Характер человека в общении проявляется прежде всего в его мировоззрениях, в его оценках и мнениях. Люди с более глубокими знаниями, жизненным опытом, культурно развитые владеют таким характером, который называют легким. Они незлопамятны, отзывчивы, мыслят масштабно. Люди же с ограниченным кругом интересов, малообщительные имеют трудный характер.
И все же характер не дается человеку от природы. Нет человека, чей характер нельзя было бы изменить, переделать.
Но обычно отрицательные черты характера проявляются ярко лишь тогда, когда человека заденут за живое.
Человек не один в мире, он живет в обществе и постоянно вступает в контакт с другими людьми, поэтому в психический мир каждого из нас постоянно входят другие люди, занимают там определенное место, создают нам хорошее или плохое настроение. Психоаналитики отмечают, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле.