Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи. 
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте……………………………………………………………………6 
1.1. Понятие и диагностика характера у подростков………………………6
1.2. Темперамент как предмет исследования и изучения……………………8
1.3. Подростковый возраст,его особенности и акцентуации характе-ра15
Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций харак-тера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфе-ре………………………………………………………………………………….23
2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной 
сфе-ре…………………………………………………………………………………...23
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических мето-дик……………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литерату-ры………………………………………...…48
Приложения…………………………………………………………………….51
Для наглядности представим данные на рисунке 2.
Рис.2 Результаты опросника акцентуации личности по К. Леонгарду по выявлению типа акцентуации характера
У 3 подростков был 
выявлен тип акцентуации 
У 4 подростков был 
выявлен тип акцентуации 
У 6 подростков был 
выявлен тип акцентуации 
У 3 подростков был 
выявлен тип акцентуации 
У 6 подростков был выявлен тип акцентуации характера "Эмотивный". Эти подростки предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают с "полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не "выплескивают" наружу.
У 4 подростков был выявлен тип акцентуации характера "Злопамятный". У этих подростков наблюдается умеренность общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступают инициатором, активной стороной. Стремятся добиваться высоких показателей в любом деле.
Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени. Вопросы направлены на выяснение обычного поведения. Необходимо отвечать быстро, не задумываясь, ставя крестик или галочку при ответе «да».
ОСТ содержит следующие шкалы:
Предметная эргичность - в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.
ВЗ: человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.
НЗ: означают пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
СЗ: человек избирателен в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.
Социальная эргичность - связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
ВЗ: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.
НЗ: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.
СЗ: человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.
Пластичность - выражается в скорости 
переключения с одного вида деятельности 
на другой, перехода от одних форм мышления 
к другим в процессе взаимодействия с 
предметной средой, в стремлении к разнообразию 
или однообразию форм предметной деятельности.  
ВЗ - легкость переключения с одного вида 
деятельности на другой, быстрый переход 
с одних форм мышления на другие в процессе 
взаимодействия с предметной средой, стремление 
к разнообразию форм предметной деятельности.  
НЗ - склонность к монотонной работе, боязнь 
и избегание разнообразных форм поведения, 
вязкость, консервативные формы деятельности.
Социальная пластичность 
- содержит вопросы, направленные на выяснение 
степени легкости или трудности переключения 
в процессе общения от одного человека 
к другому, склонности к разнообразию 
коммуникативных программ.  
ВЗ - широкий набор коммуникативных программ, 
автоматическое включение в социальные 
связи, легкость вступления в социальные 
контакты, легкость переключения в процессе 
общения, наличие большого количества 
коммуникативных заготовок, коммуникативная 
импульсивность.  
НЗ - трудность в подборе форм социального 
взаимодействия, низкий уровень готовности 
к вступлению в социальные контакты, стремление 
к поддержанию монотонных контактов.
Темп или Скорость 
- включает вопросы о быстроте моторно-двигательных 
актов при выполнении предметной 
деятельности.  
ВЗ - высокий темп поведения, высокая скорость 
выполнения операций при осуществлении 
предметной деятельности, моторно-двигательная 
быстрота, высокая психическая скорость 
при выполнении конкретных заданий.  
НЗ - замедленность действий, низкая скорость 
моторно-двигательных операций.
Социальный темп - включает 
вопросы, направленные на выявление 
скоростных характеристик речедвигательных 
актов в процессе общения.  
ВЗ - речедвигательная быстрота, быстрота 
говорения, высокие скорости и возможности 
речедвигательного аппарата.  
НЗ - слабо развита речедвигательная система, 
речевая медлительность, медленная вербализация.
Эмоциональность - включает 
в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, 
чувствительность, чувствительность к 
не удачам в работе.  
ВЗ - высокая чувствительность к расхождению 
между задуманным и ожидаемым, планируемым 
и результатами реального действия, ощущения 
неуверенности, тревоги, неполноценности, 
высокое беспокойство по поводу работы, 
чувствительность к неудачам, к несовпадению 
между задуманным, ожидаемым, планируемым 
и результатами реального действия.  
НЗ - незначительное эмоциональное реагирование 
при неудачах, нечувствительность к неуспеху 
дела, спокойствие, уверенность в себе.
Социальная эмоциональность 
- включает вопросы, касающиеся эмоциональной 
чувствительности в коммуникативной сфере.  
ВЗ - высокая эмоциональность в коммуникативной 
сфере, высокая чувствительность к неудачам 
в общении.  
НЗ - низкая эмоциональность в коммуникативной 
сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, 
отсутствие чувствительности к неудачам 
в общении, уверенность в себе и ситуациях 
общения.
«К» - контрольная шкала 
(шкала социальной желательности 
ответов) включает вопросы на откровенность 
и искренность высказываний.  
ВЗ - неадекватная оценка своего поведения, 
желание выглядеть лучше, чем есть на самом 
деле.  
НЗ - адекватное восприятие своего поведения.
Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале "К" (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.
При сопоставлении данных методики Г.Ю. Айзенка и В.М. Русалова, были получены такие данные о степени выраженности у подростков с разным типом темперамента таких параметров, как предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; скорость; социальный скорость; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль (таблица 3).
Таблица 3. Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (средние значения)
Свойства темперамента  | 
  Сангвини  | 
  Холерик  | 
  флегматик  | 
  Меланхолик  | 
предметная эргичность  | 
  7,85  | 
  7,31  | 
  3,87  | 
  2,54  | 
социальная эргичность  | 
  8,42  | 
  8,69  | 
  4,62  | 
  3,09  | 
Пластичность  | 
  8,43  | 
  6,83  | 
  4,37  | 
  3,63  | 
социальная пластичность  | 
  7,57  | 
  70,07  | 
  3,74  | 
  3,72  | 
Темп  | 
  7  | 
  7,38  | 
  4,12  | 
  5  | 
социальный темп  | 
  8  | 
  8  | 
  4,12  | 
  4,64  | 
эмоциональность  | 
  2,85  | 
  6,76  | 
  2,27  | 
  7,18  | 
социальная эмоциональность  | 
  2,28  | 
  8  | 
  2,37  | 
  8,18  | 
Контроль  | 
  1,58  | 
  4,77  | 
  6,5  | 
  8,54  | 
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических методик
Занесены результаты исследований по проведённым методикам в сводную таблицу 4, что поможет сравнить полученные данные.
Таблица 4. Сводная таблица результатов исследований
Шифр испытуемого  | 
  Результаты исследования темперамента по методике Айзенка  | 
  Результаты исследования акцентуации характера по К. Леонгарду.  | 
001  | 
  сангвиник  | 
  Педантичный  | 
002  | 
  холерик  | 
  возбудимый, оптимист  | 
003  | 
  сангвиник  | 
  педантичный, оптимист  | 
004  | 
  холерик  | 
  возбудимый, циклический  | 
005  | 
  сангвиник  | 
  Тревожный  | 
006  | 
  меланхолик  | 
  Интроверт  | 
007  | 
  сангвиник  | 
  мягкосердечный, оптимист  | 
008  | 
  холерик  | 
  злопамятный, тревожный  | 
009  | 
  сангвиник  | 
  Циклический  | 
010  | 
  холерик  | 
  циклический, мягкосердечный  | 
011  | 
  холерик  | 
  Возбудимый  | 
012  | 
  сангвиник  | 
  Оптимист  | 
013  | 
  холерик  | 
  демонстративный, возбудимый  | 
014  | 
  холерик  | 
  Интроверт  | 
015  | 
  сангвиник  | 
  Тревожный  | 
016  | 
  сангвиник  | 
  Злопамятный  | 
017  | 
  холерик  | 
  Экстраверт  | 
018  | 
  холерик  | 
  Циклический  | 
019  | 
  сангвиник  | 
  Мягкосердечный  | 
020  | 
  меланхолик  | 
  Пессимист  | 
021  | 
  холерик  | 
  Экзальтированный  | 
022  | 
  сангвиник  | 
  Демонстративный  | 
023  | 
  холерик  | 
  Злопамятный  | 
024  | 
  флегматик  | 
  Экстраверт  | 
025  | 
  холерик  | 
  Оптимист  | 
026  | 
  сангвиник  | 
  Циклический  | 
027  | 
  холерик  | 
  Педантичный  | 
028  | 
  холерик  | 
  Циклический  | 
029  | 
  холерик  | 
  Злопамятный  | 
030  | 
  холерик  | 
  демонстративный, оптимист  | 
Информация о работе Диагностика темперамента и характера старших подростков