Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и диагностика характера у подростков………………………6
1.2. Темперамент как предмет исследования и изучения……………………8
1.3. Подростковый возраст,его особенности и акцентуации характе-ра15
Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций харак-тера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфе-ре………………………………………………………………………………….23
2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной
сфе-ре…………………………………………………………………………………...23
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических мето-дик……………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литерату-ры………………………………………...…48
Приложения…………………………………………………………………….51
Для наглядности представим данные на рисунке 2.
Рис.2 Результаты опросника акцентуации личности по К. Леонгарду по выявлению типа акцентуации характера
У 3 подростков был
выявлен тип акцентуации
У 4 подростков был
выявлен тип акцентуации
У 6 подростков был
выявлен тип акцентуации
У 3 подростков был
выявлен тип акцентуации
У 6 подростков был выявлен тип акцентуации характера "Эмотивный". Эти подростки предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают с "полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не "выплескивают" наружу.
У 4 подростков был выявлен тип акцентуации характера "Злопамятный". У этих подростков наблюдается умеренность общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступают инициатором, активной стороной. Стремятся добиваться высоких показателей в любом деле.
Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени. Вопросы направлены на выяснение обычного поведения. Необходимо отвечать быстро, не задумываясь, ставя крестик или галочку при ответе «да».
ОСТ содержит следующие шкалы:
Предметная эргичность - в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.
ВЗ: человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.
НЗ: означают пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
СЗ: человек избирателен в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.
Социальная эргичность - связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
ВЗ: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.
НЗ: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.
СЗ: человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.
Пластичность - выражается в скорости
переключения с одного вида деятельности
на другой, перехода от одних форм мышления
к другим в процессе взаимодействия с
предметной средой, в стремлении к разнообразию
или однообразию форм предметной деятельности.
ВЗ - легкость переключения с одного вида
деятельности на другой, быстрый переход
с одних форм мышления на другие в процессе
взаимодействия с предметной средой, стремление
к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ - склонность к монотонной работе, боязнь
и избегание разнообразных форм поведения,
вязкость, консервативные формы деятельности.
Социальная пластичность
- содержит вопросы, направленные на выяснение
степени легкости или трудности переключения
в процессе общения от одного человека
к другому, склонности к разнообразию
коммуникативных программ.
ВЗ - широкий набор коммуникативных программ,
автоматическое включение в социальные
связи, легкость вступления в социальные
контакты, легкость переключения в процессе
общения, наличие большого количества
коммуникативных заготовок, коммуникативная
импульсивность.
НЗ - трудность в подборе форм социального
взаимодействия, низкий уровень готовности
к вступлению в социальные контакты, стремление
к поддержанию монотонных контактов.
Темп или Скорость
- включает вопросы о быстроте моторно-двигательных
актов при выполнении предметной
деятельности.
ВЗ - высокий темп поведения, высокая скорость
выполнения операций при осуществлении
предметной деятельности, моторно-двигательная
быстрота, высокая психическая скорость
при выполнении конкретных заданий.
НЗ - замедленность действий, низкая скорость
моторно-двигательных операций.
Социальный темп - включает
вопросы, направленные на выявление
скоростных характеристик речедвигательных
актов в процессе общения.
ВЗ - речедвигательная быстрота, быстрота
говорения, высокие скорости и возможности
речедвигательного аппарата.
НЗ - слабо развита речедвигательная система,
речевая медлительность, медленная вербализация.
Эмоциональность - включает
в себя вопросы, оценивающие эмоциональность,
чувствительность, чувствительность к
не удачам в работе.
ВЗ - высокая чувствительность к расхождению
между задуманным и ожидаемым, планируемым
и результатами реального действия, ощущения
неуверенности, тревоги, неполноценности,
высокое беспокойство по поводу работы,
чувствительность к неудачам, к несовпадению
между задуманным, ожидаемым, планируемым
и результатами реального действия.
НЗ - незначительное эмоциональное реагирование
при неудачах, нечувствительность к неуспеху
дела, спокойствие, уверенность в себе.
Социальная эмоциональность
- включает вопросы, касающиеся эмоциональной
чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ - высокая эмоциональность в коммуникативной
сфере, высокая чувствительность к неудачам
в общении.
НЗ - низкая эмоциональность в коммуникативной
сфере, нечувствительность к оценкам товарищей,
отсутствие чувствительности к неудачам
в общении, уверенность в себе и ситуациях
общения.
«К» - контрольная шкала
(шкала социальной желательности
ответов) включает вопросы на откровенность
и искренность высказываний.
ВЗ - неадекватная оценка своего поведения,
желание выглядеть лучше, чем есть на самом
деле.
НЗ - адекватное восприятие своего поведения.
Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале "К" (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.
При сопоставлении данных методики Г.Ю. Айзенка и В.М. Русалова, были получены такие данные о степени выраженности у подростков с разным типом темперамента таких параметров, как предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; скорость; социальный скорость; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль (таблица 3).
Таблица 3. Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (средние значения)
Свойства темперамента |
Сангвини |
Холерик |
флегматик |
Меланхолик |
предметная эргичность |
7,85 |
7,31 |
3,87 |
2,54 |
социальная эргичность |
8,42 |
8,69 |
4,62 |
3,09 |
Пластичность |
8,43 |
6,83 |
4,37 |
3,63 |
социальная пластичность |
7,57 |
70,07 |
3,74 |
3,72 |
Темп |
7 |
7,38 |
4,12 |
5 |
социальный темп |
8 |
8 |
4,12 |
4,64 |
эмоциональность |
2,85 |
6,76 |
2,27 |
7,18 |
социальная эмоциональность |
2,28 |
8 |
2,37 |
8,18 |
Контроль |
1,58 |
4,77 |
6,5 |
8,54 |
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических методик
Занесены результаты исследований по проведённым методикам в сводную таблицу 4, что поможет сравнить полученные данные.
Таблица 4. Сводная таблица результатов исследований
Шифр испытуемого |
Результаты исследования темперамента по методике Айзенка |
Результаты исследования акцентуации характера по К. Леонгарду. |
001 |
сангвиник |
Педантичный |
002 |
холерик |
возбудимый, оптимист |
003 |
сангвиник |
педантичный, оптимист |
004 |
холерик |
возбудимый, циклический |
005 |
сангвиник |
Тревожный |
006 |
меланхолик |
Интроверт |
007 |
сангвиник |
мягкосердечный, оптимист |
008 |
холерик |
злопамятный, тревожный |
009 |
сангвиник |
Циклический |
010 |
холерик |
циклический, мягкосердечный |
011 |
холерик |
Возбудимый |
012 |
сангвиник |
Оптимист |
013 |
холерик |
демонстративный, возбудимый |
014 |
холерик |
Интроверт |
015 |
сангвиник |
Тревожный |
016 |
сангвиник |
Злопамятный |
017 |
холерик |
Экстраверт |
018 |
холерик |
Циклический |
019 |
сангвиник |
Мягкосердечный |
020 |
меланхолик |
Пессимист |
021 |
холерик |
Экзальтированный |
022 |
сангвиник |
Демонстративный |
023 |
холерик |
Злопамятный |
024 |
флегматик |
Экстраверт |
025 |
холерик |
Оптимист |
026 |
сангвиник |
Циклический |
027 |
холерик |
Педантичный |
028 |
холерик |
Циклический |
029 |
холерик |
Злопамятный |
030 |
холерик |
демонстративный, оптимист |
Информация о работе Диагностика темперамента и характера старших подростков