Диагностика темперамента и характера старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и диагностика характера у подростков………………………6
1.2. Темперамент как предмет исследования и изучения……………………8
1.3. Подростковый возраст,его особенности и акцентуации характе-ра15
Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций харак-тера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфе-ре………………………………………………………………………………….23
2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной
сфе-ре…………………………………………………………………………………...23
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических мето-дик……………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литерату-ры………………………………………...…48
Приложения…………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

1 курсДиагностика темперамента и характера у подростков.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

 

Для наглядности представим данные на рисунке 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Результаты опросника акцентуации личности по К. Леонгарду по выявлению типа акцентуации характера

 

У 3 подростков был  выявлен тип акцентуации характера "Педантичный". Эти подростки в конфликты вступают редко, вступая в них скорее пассивны. Охотно уступают лидерство другим подросткам.

У 4 подростков был  выявлен тип акцентуации характера "Оптимист". Эти подростки чрезмерно  контактны, словоохотливы. Они нередко  сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Они привлекательны для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность.

У 6 подростков был  выявлен тип акцентуации характера "Циклотимный". Этим подросткам свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми.

У 3 подростков был  выявлен тип акцентуации характера "Тревожный". Этим подросткам свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры.

У 6 подростков был выявлен тип акцентуации характера "Эмотивный". Эти подростки предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают с "полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не "выплескивают" наружу.

У 4 подростков был выявлен тип акцентуации  характера "Злопамятный". У этих подростков наблюдается умеренность  общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступают инициатором, активной стороной. Стремятся добиваться высоких показателей в любом деле.

  1. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ) (см. Приложение 3)

Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени. Вопросы направлены на выяснение обычного поведения. Необходимо отвечать быстро, не задумываясь, ставя крестик или галочку при ответе «да».

ОСТ содержит следующие  шкалы:

Предметная  эргичность - в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

ВЗ: человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

НЗ: означают пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.

СЗ: человек избирателен  в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.

Социальная  эргичность - связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.

ВЗ: человек часто  испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.

НЗ: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.

СЗ: человек избирателен  в установлении контактов. Легко  находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

Пластичность - выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.  
ВЗ - легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.  
НЗ - склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

Социальная пластичность - содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.  
ВЗ - широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.  
НЗ - трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

Темп или Скорость - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.  
ВЗ - высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.  
НЗ - замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление  скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.  
ВЗ - речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.  
НЗ - слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.  
ВЗ - высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.  
НЗ - незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.  
ВЗ - высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.  
НЗ - низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

«К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности  ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.  
ВЗ - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.  
НЗ - адекватное восприятие своего поведения.

Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов  испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале "К" (контрольные вопросы  на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.

При сопоставлении  данных методики Г.Ю. Айзенка и В.М. Русалова, были получены такие данные о степени выраженности у подростков с разным типом темперамента таких параметров, как предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; скорость; социальный скорость; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль (таблица 3).

 

Таблица 3. Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (средние значения)

 

Свойства темперамента

Сангвини

Холерик

флегматик

Меланхолик

предметная эргичность

7,85

7,31

3,87

2,54

социальная эргичность

8,42

8,69

4,62

3,09

Пластичность

8,43

6,83

4,37

3,63

социальная пластичность

7,57

70,07

3,74

3,72

Темп

7

7,38

4,12

5

социальный темп

8

8

4,12

4,64

эмоциональность

2,85

6,76

2,27

7,18

социальная эмоциональность

2,28

8

2,37

8,18

Контроль

1,58

4,77

6,5

8,54


 

 

 

2.2. Анализ  результатов исследовательской  работы по согласованности данных используемых психодиагностических методик

Занесены результаты исследований по проведённым методикам в сводную таблицу 4, что поможет сравнить полученные данные.

 

Таблица 4. Сводная таблица результатов исследований

Шифр испытуемого

Результаты исследования темперамента по методике Айзенка

Результаты исследования акцентуации характера по К. Леонгарду.

001

сангвиник

Педантичный

002

холерик

возбудимый, оптимист

003

сангвиник

педантичный, оптимист

004

холерик

возбудимый, циклический

005

сангвиник

Тревожный

006

меланхолик

Интроверт

007

сангвиник

мягкосердечный, оптимист

008

холерик

злопамятный, тревожный

009

сангвиник

Циклический

010

холерик

циклический, мягкосердечный

011

холерик

Возбудимый

012

сангвиник

Оптимист

013

холерик

демонстративный, возбудимый

014

холерик

Интроверт

015

сангвиник

Тревожный

016

сангвиник

Злопамятный

017

холерик

Экстраверт

018

холерик

Циклический

019

сангвиник

Мягкосердечный

020

меланхолик

Пессимист

021

холерик

Экзальтированный

022

сангвиник

Демонстративный

023

холерик

Злопамятный

024

флегматик

Экстраверт

025

холерик

Оптимист

026

сангвиник

Циклический

027

холерик

Педантичный

028

холерик

Циклический

029

холерик

Злопамятный

030

холерик

демонстративный, оптимист

Информация о работе Диагностика темперамента и характера старших подростков