Диагностика темперамента и характера старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и диагностика характера у подростков………………………6
1.2. Темперамент как предмет исследования и изучения……………………8
1.3. Подростковый возраст,его особенности и акцентуации характе-ра15
Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций харак-тера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфе-ре………………………………………………………………………………….23
2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной
сфе-ре…………………………………………………………………………………...23
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических мето-дик……………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литерату-ры………………………………………...…48
Приложения…………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

1 курсДиагностика темперамента и характера у подростков.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

 

Ответы на опросник Айзенка, состоящий из 57 вопросов, позволили  отнести испытуемых к соответствующим  типам темперамента.

11 : 30 * 100% = 37% опрошенных  отнесены к сангвиниками. Их тип  темперамента основывается на  сильной, подвижной, уравновешенной  нервной системе. Большая подвижность нервных процессов, наблюдается у сангвиников, способствует быстрому протеканию процессов возбуждения, быстрой сменяемости процессов возбуждения и торможения. Отсюда яркие проявления эмоциональной живости, быстрой смене чувств. И.П. Павлов указывает на двойственность этого темперамента: если раздражители быстро меняются, поддерживается новизна и интерес впечатлений – у сангвиника создается состояние активного возбуждения. Если воздействия длительны и однообразны, то сангвиник теряет интерес к делу, появляется безразличие, скука.

Настроение сангвиника быстро меняется, то он радостен, беззаботен, то печален и озабочен, но хорошее настроение преобладает.

Сангвиники общительны, быстро сходятся с людьми, легко  налаживают хорошие отношения.

Могут проявляться  неустойчивость чувств, легкомысленное отношение к делу, переоценка себя и своих возможностей, несерьезное отношение к делу, людям.

16 : 30 * 100% = 53%

испытуемых можно  отнести к холерикам. Этот тип  основывается на сильной, подвижной, но неуравновешенной (с преобладанием  возбуждения) нервной системе. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно  активны, подвижны, неуравновешенны, возбудимы. Но запас нервной энергии быстро истощается в процессе работы и может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает, ухудшается. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что не дает ему возможности объективно расценивать поступки людей и часто создает конфликтные ситуации в коллективе.

2 : 30 * 100% = 7 %

испытуемых относятся  к меланхолическому типу темперамента, в основе которого лежит слабый тип нервной системы, психические процессы протекают медленно, в работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы, работоспособность низкая, быстро утомляются. В трудных условиях теряется, опускает руки, но в привычной обстановке он отличный работник. Чувства и эмоциональные состояния возникают медленно. Но отличаются глубокой, большой силой и длительностью, легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения. Склонны к одиночеству, избегают новых знакомств, ощущают неловкость в новой обстановке.

1 : 30 * 100% = 3%

флегматичный тип, который основывается на сильной, уравновешенной, но инертной нервной деятельности. Для флегматика характерны медлительность, спокойствие, склонность к порядку, к привычной обстановке, работоспособен, упорен, основателен, но малоактивен, может долго работать в неблагоприятных условиях. Чувства внешне выражены слабо, невыразительны. В отношениях с людьми всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение устойчивое. Речь спокойная, без эмоций. К новой обстановке приспосабливается медленно, колеблется в принятии решений. Может проявляться равнодушие, безразличие, лень, реактивность9.

Исследование акцентуаций  личности испытуемых по опроснику К.Леонгдарда позволило отнести оптантов к  двенадцати типам акцентуаций в следующем процентном отношении:

  1. Демонстративный – 10%
  2. Злопамятный – 13%
  3. Педантичный – 10%
  4. Возбудимый – 13%
  5. Оптимист – 20%
  6. Цикличный – 20%
  7. Пессимист – 3%
  8. Экзальтированный – 3%
  9. Тревожный – 10%
  10. Мягкосердечный – 7%
  11. Экстраверт – 7%
  12. Интроверт – 3%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. Взаимосвязь между типами темперамента и типами акцентуаций

 

Тип темперамента

Тип акцентуации

демонстративный

злопамятный

Педантичный

возбудимый

оптимист

циклический

пессимистичный

экзальтированный

тревожный

мягкосердечный

экстраверт

интроверт

Холерик

+

+

 

+

+

+

 

+

   

+

 

Сангвиник

+

     

+

+

 

+

   

+

 

меланхолик

 

+

       

+

 

+

+

 

+

Флегматик

   

+

     

+

       

+


 

В таблице 5 представлены результаты, полученные в ходе исследования по методикам. Числовое значение показывает количество испытуемых в процентном отношении, имеющих определенный тип акцентуации и тип темперамента (у некоторых испытуемых имеются по две акцентуации.

Таким образом, в результате проведенного исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера  у подростков в профессиональной сфере учащихся 9 класса, нами были выявлены типы личности подростков в профессиональной сфере по типологии темперамента по Г.Айзенку и акцентуации характера у подростков по К. Леонгарду. Для исследования были выбраны следующие методики: тест Айзенка, измеряющий интроверсию-экстраверсию и нейротизм; опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду ); опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ). Было выявлено, что реалистичному типу личности наиболее подходит реалистичная профессиональная среда, в меньшей степени интеллектуальная и конвенционная, и совсем не подходит социальная, предприимчивая и артистичная профессиональные среды.

Проанализированы результаты исследовательской работы по согласованности используемых психодиагностических методик. Сопоставив результаты исследования, выявлена зависимость между темпераментом, акцентуациями характера у подростков и типами их личности в профессиональной сфере.

Характеристика свойств  темперамента испытуемых была получена в ходе применения опросника структуры темперамента В.М. Русалова.

Данные отображены также на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (средние значения)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначения:

1 – Предметная эргичность

2 – Социальная эргичность

3 – Пластичность

4 – Социальная пластичность

5 – Скорость

6 – Социальный скорость

7 – Эмоциональность

8 – Социальная эмоциональность

9 – Контроль

Результаты исследования по методике В.М. Русалова10 свидетельствуют о том, что у подростков с разным типом темперамента в разной степени выражены такие свойства, как предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; скорость; социальный скорость; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль.

Предметная эргичность отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

Уровень предметной эргичности выше всего у подростков с сангвиническим и холерическим типом темперамента. То есть, подросток высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

У подростков с флегматическим типом темперамента уровень предметной эргичности соответствует среднему уровню. В этом случае можно сказать, что подросток избирателен в проявлениях активности: не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.

Для подростков с меланхолическим  типом темперамента характерен низкий уровень предметной эргичности. Это  свидетельствует о том, что подросток пассивен. Общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.

Социальная эргичностъ связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.

Максимальные значения социальной эргичности диагностированы у подростков с холерическим (среднее значение 8,69) и сангвиническим (среднее значение 8,43) типом темперамента. Про такого подростка можно сказать, что он часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях.

Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.

У подростков с флегматическим типом темперамента преобладает  средний уровень социальной эргичности. Это говорит о том, что подросток избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

Низкая социальная эргичность свойственна подросткам с мелахолическим типом темперамента. Подросток испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий, Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.

Пластичность предметная выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.

Высокая предметная пластичность диагностирована у подростков с  сангвиническим типом темперамента. Такой подросток предпочитает работу, требующую разнообразных решений и действий. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Может одновременно без особого труда выполнять несколько дел. Без сопротивления берется за новые дела и решение задач, требующих изменения или преобразования алгоритма действий. Быстро привыкает к новой системе организации работы. Часто меняет стиль действий, поведения. Необходимость отвлекаться от выполняемой работы переносит без особого напряжения. Следует моде, легко отказывается от устаревших моделей одежды, предметов домашнего обихода и т. д.

Средний уровень предметной пластичности свойственен подросткам с холерическим, флегматическим и  меланхолическим типом темперамента. Это означает, что в привычных  для себя ситуациях подросток достаточно быстро переключается с одного вида деятельности на другой, однако для овладения новыми алгоритмами действия требуются время и определенные усилия. Необходимость освоения непривычной деятельности вызывает колебания и сомнения, требует достаточно длительной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по второй главе

Таким образом, в результате проведенного исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера  у подростков в профессиональной сфере учащихся 9 класса, нами были выявлены типы личности подростков в профессиональной сфере по типологии темперамента по Г.Айзенку и акцентуации характера у подростков по К. Леонгарду. Для исследования были выбраны следующие методики: тест Айзенка, измеряющий интроверсию-экстраверсию и нейротизм; опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду в разработке А. Баранова); опросника структуры темперамента В.М. Русалова .

Информация о работе Диагностика темперамента и характера старших подростков