Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и диагностика характера у подростков………………………6
1.2. Темперамент как предмет исследования и изучения……………………8
1.3. Подростковый возраст,его особенности и акцентуации характе-ра15
Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций харак-тера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфе-ре………………………………………………………………………………….23
2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной
сфе-ре…………………………………………………………………………………...23
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических мето-дик……………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литерату-ры………………………………………...…48
Приложения…………………………………………………………………….51
Ответы на опросник Айзенка, состоящий из 57 вопросов, позволили отнести испытуемых к соответствующим типам темперамента.
11 : 30 * 100% = 37% опрошенных
отнесены к сангвиниками. Их тип
темперамента основывается на
сильной, подвижной,
Настроение сангвиника быстро меняется, то он радостен, беззаботен, то печален и озабочен, но хорошее настроение преобладает.
Сангвиники общительны, быстро сходятся с людьми, легко налаживают хорошие отношения.
Могут проявляться неустойчивость чувств, легкомысленное отношение к делу, переоценка себя и своих возможностей, несерьезное отношение к делу, людям.
16 : 30 * 100% = 53%
испытуемых можно отнести к холерикам. Этот тип основывается на сильной, подвижной, но неуравновешенной (с преобладанием возбуждения) нервной системе. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно активны, подвижны, неуравновешенны, возбудимы. Но запас нервной энергии быстро истощается в процессе работы и может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает, ухудшается. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что не дает ему возможности объективно расценивать поступки людей и часто создает конфликтные ситуации в коллективе.
2 : 30 * 100% = 7 %
испытуемых относятся к меланхолическому типу темперамента, в основе которого лежит слабый тип нервной системы, психические процессы протекают медленно, в работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы, работоспособность низкая, быстро утомляются. В трудных условиях теряется, опускает руки, но в привычной обстановке он отличный работник. Чувства и эмоциональные состояния возникают медленно. Но отличаются глубокой, большой силой и длительностью, легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения. Склонны к одиночеству, избегают новых знакомств, ощущают неловкость в новой обстановке.
1 : 30 * 100% = 3%
флегматичный тип, который основывается на сильной, уравновешенной, но инертной нервной деятельности. Для флегматика характерны медлительность, спокойствие, склонность к порядку, к привычной обстановке, работоспособен, упорен, основателен, но малоактивен, может долго работать в неблагоприятных условиях. Чувства внешне выражены слабо, невыразительны. В отношениях с людьми всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение устойчивое. Речь спокойная, без эмоций. К новой обстановке приспосабливается медленно, колеблется в принятии решений. Может проявляться равнодушие, безразличие, лень, реактивность9.
Исследование акцентуаций личности испытуемых по опроснику К.Леонгдарда позволило отнести оптантов к двенадцати типам акцентуаций в следующем процентном отношении:
Таблица 5. Взаимосвязь между типами темперамента и типами акцентуаций
Тип темперамента |
Тип акцентуации | |||||||||||
демонстративный |
злопамятный |
Педантичный |
возбудимый |
оптимист |
циклический |
пессимистичный |
экзальтированный |
тревожный |
мягкосердечный |
экстраверт |
интроверт | |
Холерик |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Сангвиник |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
меланхолик |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||
Флегматик |
+ |
+ |
+ |
В таблице 5 представлены результаты, полученные в ходе исследования по методикам. Числовое значение показывает количество испытуемых в процентном отношении, имеющих определенный тип акцентуации и тип темперамента (у некоторых испытуемых имеются по две акцентуации.
Таким образом, в результате проведенного исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков в профессиональной сфере учащихся 9 класса, нами были выявлены типы личности подростков в профессиональной сфере по типологии темперамента по Г.Айзенку и акцентуации характера у подростков по К. Леонгарду. Для исследования были выбраны следующие методики: тест Айзенка, измеряющий интроверсию-экстраверсию и нейротизм; опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду ); опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ). Было выявлено, что реалистичному типу личности наиболее подходит реалистичная профессиональная среда, в меньшей степени интеллектуальная и конвенционная, и совсем не подходит социальная, предприимчивая и артистичная профессиональные среды.
Проанализированы результаты исследовательской работы по согласованности используемых психодиагностических методик. Сопоставив результаты исследования, выявлена зависимость между темпераментом, акцентуациями характера у подростков и типами их личности в профессиональной сфере.
Характеристика свойств темперамента испытуемых была получена в ходе применения опросника структуры темперамента В.М. Русалова.
Данные отображены также на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (средние значения)
Обозначения:
1 – Предметная эргичность
2 – Социальная эргичность
3 – Пластичность
4 – Социальная пластичность
5 – Скорость
6 – Социальный скорость
7 – Эмоциональность
8 – Социальная эмоциональность
9 – Контроль
Результаты исследования по методике В.М. Русалова10 свидетельствуют о том, что у подростков с разным типом темперамента в разной степени выражены такие свойства, как предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; скорость; социальный скорость; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль.
Предметная эргичность отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.
Уровень предметной эргичности выше всего у подростков с сангвиническим и холерическим типом темперамента. То есть, подросток высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.
У подростков с флегматическим типом темперамента уровень предметной эргичности соответствует среднему уровню. В этом случае можно сказать, что подросток избирателен в проявлениях активности: не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.
Для подростков с меланхолическим типом темперамента характерен низкий уровень предметной эргичности. Это свидетельствует о том, что подросток пассивен. Общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
Социальная эргичностъ связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
Максимальные значения социальной эргичности диагностированы у подростков с холерическим (среднее значение 8,69) и сангвиническим (среднее значение 8,43) типом темперамента. Про такого подростка можно сказать, что он часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях.
Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.
У подростков с флегматическим типом темперамента преобладает средний уровень социальной эргичности. Это говорит о том, что подросток избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.
Низкая социальная эргичность свойственна подросткам с мелахолическим типом темперамента. Подросток испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий, Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.
Пластичность предметная выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.
Высокая предметная пластичность диагностирована у подростков с сангвиническим типом темперамента. Такой подросток предпочитает работу, требующую разнообразных решений и действий. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Может одновременно без особого труда выполнять несколько дел. Без сопротивления берется за новые дела и решение задач, требующих изменения или преобразования алгоритма действий. Быстро привыкает к новой системе организации работы. Часто меняет стиль действий, поведения. Необходимость отвлекаться от выполняемой работы переносит без особого напряжения. Следует моде, легко отказывается от устаревших моделей одежды, предметов домашнего обихода и т. д.
Средний уровень предметной
пластичности свойственен подросткам
с холерическим, флегматическим и
меланхолическим типом
Выводы по второй главе
Таким образом, в результате проведенного исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков в профессиональной сфере учащихся 9 класса, нами были выявлены типы личности подростков в профессиональной сфере по типологии темперамента по Г.Айзенку и акцентуации характера у подростков по К. Леонгарду. Для исследования были выбраны следующие методики: тест Айзенка, измеряющий интроверсию-экстраверсию и нейротизм; опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду в разработке А. Баранова); опросника структуры темперамента В.М. Русалова .
Информация о работе Диагностика темперамента и характера старших подростков