Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и диагностика характера у подростков………………………6
1.2. Темперамент как предмет исследования и изучения……………………8
1.3. Подростковый возраст,его особенности и акцентуации характе-ра15
Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций харак-тера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфе-ре………………………………………………………………………………….23
2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной
сфе-ре…………………………………………………………………………………...23
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических мето-дик……………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литерату-ры………………………………………...…48
Приложения…………………………………………………………………….51
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера
и темперамента в подростковом возрасте…………………………………………………………
1.1. Понятие
и диагностика характера у
подростков………………………6
1.2. Темперамент как предмет исследования
и изучения……………………8
1.3. Подростковый возраст,его особенности и акцентуации характера15
Глава 2. Исследование особенностей темперамента
и акцентуаций характера у подростков
с различными типами личности в профессиональной
сфере…………………………………………………………………
2.1 Организация
и методы исследования
сфере…………………………………………………………………
2.2. Анализ
результатов исследовательской
работы по согласованности
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………...…
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальностью работы является изучение характера и типа темперамента в подростковом возрасте является важной проблемой для современной психологии. Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности.
Все эти факторы могут стать причиной резких перемен в личности подростка. Медлительный ученик вдруг начинает демонстрировать бурные эмоции, а бессменный лидер – склонность к уединению. Подобное поведение может привести к трудностям в общении взрослого (родителя, психолога, педагога) с подростком. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением типа темперамента. Они могут быть обусловлены особенностями ситуации, т.е. возрастной динамикой психофизиологического развития. Поэтому точность наблюдения как источника информации о динамических свойствах нервной системы в подростковом возрасте снижается.
В связи с этим, возрастает
роль психодиагностического
В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.
Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.
К задачам исследования относятся:
1. Исследование теоретических подходов при исследовании темперамента, включая анализ описательные, факторных и структурных теорий темперамента;
2. Анализ теоретических и экспериментальных подходов к исследованию характера, в том числе рассмотрение описательных теории характера, теории акцентуации характер;
3. Определение взаимосвязи темперамента и характера.
Предмет исследования - темперамент и характер подростка.
Объект исследования - взаимосвязь и взаимообусловленность темперамента и характера.
Субъект исследования: подростки, учащиеся общеобразовательной школы в возрасте 13 – 15 лет.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы, психодиагностические методы: тест Айзенка, опросник акцентуации личности по К. Леонгарду ; опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ).
Гипотезы исследования:
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования представляют собой диагностический инструмент и могут использоваться психологами в практической деятельности для диагностики характера и темпераметра у подростков, выявление типа темперамента и акцентуаций характера.
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте
Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального регулирования. Говоря о характере какого-либо человека, мы всегда даем явную или подразумеваемую его оценку: «добрый», «мягкий», «жестокий» и т.д. Исходя из этого Г. Олпорт заключает, что характер – понятие этическое, оно используется для оценки поведения индивида. Таким образом, характер – это оцененная личность, а личность - это не оцененный характер. Однако некоторые исследователи (Ю.Б, Гиппенрейтер) не ставят знак равенства между характером и личностью. Утверждается, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то ради чего действует человек. В психологической литературе существует несколько определений характера:
- характер определяется
как способ поведения (А. Адлер
- способ реагирования (А. Лоуэн);
- совокупность свойств, черт и особенностей личности;
- направленности и воли;
- реакции (В. Райх);
- влечений (З. Фрейд) и др.
Общим для всех пониманий характера является выделение его основных особенностей; индивидуальное своеобразие, наличие типического, проявление в деятельности и общении.
Наиболее интересные описания характера (известные как типологии характера) возникли в пограничной области, на стыке психологии и психиатрии. Среди ученых, обобщивших многолетний опыт работы с людьми, опыт поведении и изучения их судеб, необходимо назвать К. Юнга, Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко.
К. Юнг выделает два типа: экстравертированный (направленность на мир внешних воздействий) и интравертируемый (направленный на собственный внутренний мир).
Э. Кречмер также описывает два типа характера: циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения) и шизоидный (замкнутость и недостаток интуиции в общении). Со временем число типов характера увеличивается: у Ганнушкина мы находим семь типов, а у А.Е. Личко – одиннадцать.
Характер бывает выражен в разной степени. Если представить ось координат, то на ней можно обозначить три зоны:
- зона абсолютно нормальных характеров;
- зона выраженных характеров (акцентуаций);
- зона сильных отклонений характеров (психопатий).
Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода1.
Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Понятие акцентуаций было введено К. Леонгардом.
А.Е. Личко выделяет следующие акцентуации характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и комфортный.
Ю.Б. Гиппенрейтер описывает свойства акцентуированного характера таким образом:
1. акцентуированный характер
не проходит «красной нитью»
через всю жизнь. Он
2. акцентуированный характер
не всегда «тотален», т.к.
3. социальная дезадаптация
при акцентуациях либо не
Для того чтобы избежать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений во взаимоотношениях, нужно знать «слабые места» акцентуированных характеров. Так, для носителя гипертимной акцентуации характера (высокий жизненный тонус, неудержимая активность, стремление к лидерству и др.) тяжелой ситуацией покажется та, где его поведение регламентируется, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд и принуждение. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы и срывы. Например, если у подростка данного типа очень опекающие родители, то очень рано он начинает протестовать и дает острые негативные реакции вплоть до побегов из дома3.
1.2. Темперамент как предмет
Учение о темпераменте и его типах имеет давнюю историю. Первые дошедшие до нас систематические описания различий между людьми были сделаны еще в Древнем Китае в VII в. до н.э.
Древнекитайские
медики различали людей
Вселенная создана из четырех основных природных элементов – земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода).
В человеческом теле эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков», организма: крови, желтой желчи, черной желчи и слизи (флегмы). Каждый из этих соков имеет свои свойства. Кровь тепло дает, слизь – холод, желтая желчь сухость придает, а черная – влажность. Эти соки составляют основу человеческого тела и могут служить причиной болезни либо здоровья. Подобно тому, как уравновешенность стихий в природе предопределяет благоприятный климат без засух, потопов и бурь, так и тело бывает здоровым при удачном, соразмерном смешении этих соков. Такое гармоничное состояние я назвал словом «красис». Но в каждом организме одна из этих жидкостей преобладает. От соотношения четырех жидкостей в организме и зависят особенности психики и поведения человека4.
Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного сока, а в различиях состава важнейшего из них – крови.
А если предположить, что в крови есть разные частицы – твердые, или земляные, и жидкие, или водные? Если твердых больше, то и кровь быстрее сворачивается, а если больше водных, то медленнее. Жидкая кровь холодная и предрасполагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и порождает гнев. Вот и люди делятся на легкокровных, тяжелокровных, теплокровных и хладнокровных.
Влияние аристотелевской теории сохранялось очень долго. Даже Иммануил Кант в своей работе «Антропология с прагматической точки зрения» в 1798 г. соотносил типы темперамента с характеристиками крови: легкокровный, или сангвинический; тяжелокровный, или меланхолический; теплокровный, или холерический; хладнокровный, или флегматический.
И хотя в популярной литературе и учебниках именно Гиппократ считается основателем учения о четырех типах темперамента – сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом, – это не совсем так. Четыре типа темперамента действительно выделил он, но названия типов связаны с именами римских врачей, живших несколько столетий спустя, которые использовали представления Гиппократа о смешении жидкостей. Они заменили греческое слово «красис» на латинское слово «temperamentum» («надлежащее соотношение частей, соразмерность»), от которого и берет начало термин «темперамент».
Наследие Гиппократа позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темперамента и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа для объяснения индивидуальных различий в поведении и доминирующих эмоциях людей. Он дал первую развернутую классификацию темперамента, выделив 13 типов.
Сангвинический темперамент, или чрезмерная веселость, обусловлен избытком крови, «сангвис». Чрезмерное содержание в организме желтой желчи, «холе», – причина холерического темперамента, вспыльчивости, вспышек гнева. Если же в человеке преобладает черная желчь, «меланус холе», у него меланхолический темперамент. Повышенное содержание слизи, «флегмы», – причина флегматичности5.
Ряд ученых положили в основу разделения темпераментов, помимо физических свойств крови, различия в строении тканей и ширину просвета сосудов. Одним из приверженцев этой теории был русский ученый Лесгафт.
Лесгафт полагал,
что в происхождении
Информация о работе Диагностика темперамента и характера старших подростков