Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и диагностика характера у подростков………………………6
1.2. Темперамент как предмет исследования и изучения……………………8
1.3. Подростковый возраст,его особенности и акцентуации характе-ра15
Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций харак-тера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфе-ре………………………………………………………………………………….23
2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной
сфе-ре…………………………………………………………………………………...23
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических мето-дик……………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литерату-ры………………………………………...…48
Приложения…………………………………………………………………….51
Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
Легко ли Вы расстраиваетесь,
когда обнаруживаете незначител
Любите ли Вы сидячую работу?
Легко ли Вам общаться с разными людьми?
Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
Все ли Ваши привычки хороши, желательны?
Быстры ли у Вас движения рук?
Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?
Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?
Разговорчивый ли Вы человек?
Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
Вы обычно говорите свободно, без запинок?
Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?
Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?
Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
Легко ли Вы "генерируете" новые идеи, связанные с работой?
Сосёт ли у Вас "под ложечкой" перед ответственным разговором?
Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?
Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
Любите ли Вы игры в быстром темпе?
Много ли в Вашей речи длительных пауз?
Легко ли Вам внести оживление в компанию?
Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?
Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
Любите ли Вы бывать в большой компании?
Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?
Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?
Беспокоит ли Вас
чувство неуверенности в
Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
Быстро ли Вы читаете вслух?
Вы иногда сплетничаете?
Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?
Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?
Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?
Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
Испытываете ли Вы тягу к людям?
Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?
Нравится ли Вам быстро говорить?
Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
Предпочитаете ли Вы работать медленно?
Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?
Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
Часто ли Вас
беспокоит чувство
Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?
Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?
Обработка результатов и интерпретация:
- Высокие значения (ВЗ) от 9 до 12 баллов
- Средние значения (СЗ) от 4 до 8 баллов
- Низкие значения (НЗ) от 0 до 3 баллов
Ключи к ОСТ:
Шкала - эргичность
«да»- вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.
«нет» - вопросы 27, 83, 103.
Шкала - социальная эргичность
«да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.
«нет» - 3, 34, 74, 90, 105.
Шкала - пластичность
«да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.
«нет» - 54, 59.
Шкала - социальная пластичность
«да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.
«нет» -31, 81, 87, 93.
Шкала - темп
«да» - 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.
«нет» - 29, 43, 70, 94,
Шкала - социальный темп
«да» -24, 37, 39, 51, 72, 92.
«нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.
Шкала - эмоциональность
«да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
Шкала - социальная эмоциональность
«да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
Шкала - «К»
«да» - 32, 52, 89.
«нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82.
Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методы сложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать в работе кадровых служб. Зато у HR-менеджеров есть возможность применять опросники для определения темперамента, которых в их распоряжении сегодня имеется не так уж и мало. Один из них – "Опросник структуры темперамента В. М. Русалова" (ОСТ). Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста. Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.
1Малкина-Пых И.Г.Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2007. - С. 563.
2 Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 461-471.
3Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. - 2-е изд., перераб. - СПб. [и др.] : Питер : Питер Пресс, 2007. – С. 178.
4Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 461-471.
5 Основы психологии: практикум для студентов вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. – С. 34-38.
6Бух Е. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности / Ефим Бух; Московский городской педагогический университет // Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 189-196.
7 Маналова О. Н. Акмеологический ресурс индивидуального характера: акцентуации и деакцентуации черт [Текст] / Маналова О. Н. // Мир психологии. - 2008. - № 1. - С. 236-245.
8 Кудрявцева, Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения [Текст]/Т.В. Кудрявцева, А.В.Сухарева // Вопросы психологии. – 1985. - № 1. - С. 86 – 93.
9Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии.- 2000. - № 2. - С. 128–137.
10Русалов В. М. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности / В. М. Русалов, О. Н. Манолова // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 3. - С. 65-73.
Информация о работе Диагностика темперамента и характера старших подростков