Диагностика темперамента и характера старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и диагностика характера у подростков………………………6
1.2. Темперамент как предмет исследования и изучения……………………8
1.3. Подростковый возраст,его особенности и акцентуации характе-ра15
Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций харак-тера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфе-ре………………………………………………………………………………….23
2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной
сфе-ре…………………………………………………………………………………...23
2.2. Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических мето-дик……………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литерату-ры………………………………………...…48
Приложения…………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

1 курсДиагностика темперамента и характера у подростков.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

В концепции  Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают  из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

- возникают  трудности в отношениях со  взрослыми: негативизм, упрямство,  уход из школы, т.к. главное  для подростка происходит теперь вне её;

- детские  компании (поиски друга, поиски  того, кто может тебя понять);

- подросток  начинает вести дневник.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходи  к заключению, что между ним  и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся:

1) подражание  внешним признакам взрослости

2) равнение  на качество взрослых

3) стремление  овладеть разными "взрослыми умениями" - социальная и интеллектуальная взрослость.

Деятельность  общения чрезвычайно важна для  формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого  возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание, это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.

Современная социальная жизнь предъявляет к  психике подростка иные, более  высокие требования, чем полвека  назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее  и богаче, темп жизни ускореннее, а образование - более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.

Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье  и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Обычно акцентуации  развиваются в период становления  характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера. Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Существуют две  классификации типов акцентуаций  характера. 
Первая предложена Карлом Леонгардом (1968) и вторая – А. Е. Личко (1977). Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).

 

Тип акцентуированной  
личности, по К. Леонгарду

Тип акцентуации  характера, 
по А. Е. Личко

Лабильный

Лабильный циклоид

Сверхподвижный 
Эмотивный

Лабильный

Демонстративный

Истероидный

Сверхпунктуальный

Психастенический

Ригидно-аффективный 
Неуправляемый

Эпилептоидный

Интравертный

Шизоидный

Боязливый

Сенситивный

Неконцентрированный или неврастенический

Астено-невротический

Экстравертный

Конформный

Слабовольный

Неустойчивый

-

Гипертимный

-

Циклоидный


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по первой главе

Таким образом, рассмотрев теоретические основы проблемы особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности, мы раскрыли понятие личности и подходы к типологизации личности. Личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Сущность самоопределения личности подростка заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполненной работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Важным аспектом самоопределения  является учет особенностей личности, ее темперамента, характерологических особенностей. Одним из направлений работы является диагностика интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей подростков. Один из видов помощи предусматривает выявление мотивов и степени осознанности выбора, интересов и склонностей, личностных особенностей, способностей. Поэтому, изучение, в том числе и личностных особенностей, позволяет в некоторой степени избежать ошибок и сделать правильный выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере

2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной сфере

 

Для изучения особенностей темперамента и акцентуаций характера  у подростков в профессиональной сфере мы провели экспериментальное  исследование, в котором приняли участие учащиеся 9 класса в количестве 30 человек (19 юношей и 11 девушек) в возрасте 15 лет.

Перед некоторыми учащимися  уже сейчас встает вопрос, какую  профессию выбрать и куда пойти учиться.

Эксперимент состоял  из трех этапов:

1 этап – выявлены типы личности подростков в профессиональной сфере типы темперамента по Г.Айзенку и акцентуации характера у подростков по К.Леонгарду.

2 этап – проанализированы  результаты исследовательской работы  по согласованности используемых  психодиагностических методик.

3 этап – сопоставлены  результаты и выявлена зависимость  между темпераментом, акцентуациями характера у подростков и типами их личности в профессиональной сфере

Для исследования мы выбрали  следующие:

  • тест Айзенка, измеряющий интроверсию-экстраверсию и нейротизм;
  • опросник акцентуации личности по К. Леонгарду;
  • Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ).

Рассмотрим более  подробно методики, используемые в  работе.

  1. Тест Айзенка (см. Приложение 1)

Данный тест разработан Г.Ю. Айзенком, являющимся представителем теории черт, или диспозиционной теории. Изучая работы К. Юнга, Р. Вудворса, И.П. Павлова, Э. Кречшера и других психологов Айзенк предположил существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма.

Результаты данного теста позволили выявить следующие типы темперамента у испытуемых (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1. Результаты диагностики по тесту Айзенка

Всего испытуемых

Выявленный тип  темперамента

меланхолик

флегматик

сангвиник

холерик

30

2

1

11

16


 

Для наглядности данные на рисунке 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Результаты диагностики  по тесту Айзенка

 

Данные диагностики  показывают, что 16 подростков (53%) имеют  тип темперамента "холерик". Это  сильные, подвижные, неуравновешенные подростки. Отличаются большой силой, отвагой, предприимчивостью, доминированием в общественной деятельности. Эти подростки способны эффективно работать в условиях риска; соревнования, трудности активизируют на их преодоление. Общительны, имеют широкий круг друзей и знакомых, стремятся к лидерству, с удовольствием берут на себя решения проблем других людей, ответственность. В борьбе упорны, настойчивы, не боятся сильного противника. Чрезвычайно ценят признание их заслуг окружающими. В обучении стремятся к признанию, лидерству. Учатся не всегда ровно, часто отношение к предмету зависит от отношений с преподавателем, для успеха в обучении важна конкуренция, эмоциональность, разнообразие учебного материала. На уроке не всегда дисциплинированы, но быстрее остальных усваивают, соображают, запоминают; ориентированы на все новое, необычное.

11 испытуемых подростков (37%) имеют тип темперамента "сангвиник", сильный, подвижный, уравновешенный. Ведут себя спокойно и смело, открыты для любых проблем, любят точность, основательность и объективность. Умеют рассчитывать силы, ничего не доводят до крайности, умеют чередовать работу и отдых. Инициативны, способны эффективно работать в условиях риска, соревнования, трудности их не пугают, однако редко идут "на пролом", предпочитают компромисс или обойти препятствие.

Общительны, имеют  широкий круг друзей и знакомых, стремятся к лидерству, с удовольствием помогают другим людям решать их проблемы, жизнерадостны, открыты, хорошие лидеры, во многом определяют эмоциональный настрой группы.

1 испытуемый (3%) - "флегматик". Спокойный, уравновешенный, настойчивый и упорный. Способен легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Не боится работать с полной отдачей, но только если это ему выгодно или в этой работе он видит смысл. Не любит изменений ни в планах, ни в обстановке. Лучше всего выполняет работы, ориентированные на дальнюю перспективу, требующие равной затраты сил, длительного и методичного усилия. Малообщителен, обычно имеет одного, максимум двух-трех друзей, с которыми объединяет общность интересов. Работать предпочитает в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Не разговорчив, разговор сводит к выяснению сути вопроса, проблемы; малоэмоционален. Не любит лезть в душу к другим, но и не допускает этого по отношению к себе. Мнение окружающих на его действия и позицию волнуют его мало, да если и волнуют, то опосредованно. Сам помощь предлагать не склонен, но отзывчив на просьбы. Убедить его можно только доводами, логикой и фактами. Его терпение кажется беспредельным, но если воздействие чрезмерно, способен на аффективные поступки.

В обучении предпочитает больше размышлять, чем действовать. Легко подчиняется установленному распорядку, вырабатывает систему в работе, устойчив, трудолюбив, но ему мешает инертность там, где нужно быстро переключиться. Способен глубоко анализировать, ориентироваться на весьма отдаленный результат.

2 испытуемых (7%) - "меланхолики". Эмоционально чувствительны, ранимы, глубоко все переживают, помнят, постоянно возвращаясь к своим впечатлениям и ощущениям, радостям и огорчениям; глубокая, мечтательная, постоянная натура. Верны своим привычкам, не любят перемен. Предпочитают одиночество. Трудолюбивы, особенно в условиях благоприятного психологического климата, но решения принимают с трудом. Творческие натуры, склонны к интеллектуальным занятиям в гуманитарной сфере – искусство, музыка, литература.

В обучении предпочитают больше размышлять, чем действовать. дисциплинированны, добродушны, ответственны, способны глубоко анализировать, работать на отдельный результат. Процесс обучения связан с эмоциями. Их мотивация в учебе может быть только внутренней, внешние побудительные стимулы имеют гораздо меньшее значение.

  1. Опросник  акцентуации  личности по К. Леонгарду                         (см. Приложение 2)

Данный опросник направлен  на изучение акцентуаций характера. Для учащихся мы использовали опросник акцентуации личности в разработке А.Баранова, в нем несколько изменены названия некоторых акцентуаций (застревающий тип – злопамятный, гипертимный тип – оптимист, циклоидный тип – циклический, дистимный тип – пессимист, эмотивный тип – мягкосердечный).

Опросник состоит  из 88 утверждений, которые опрашиваемый должен принять "ДА" или отвергнуть "НЕТ", как соответствующие или несоответствующие его поведению8.Результаты диагностики по данной методике можно представим в виде таблицы 2.

Таблица 2. Результаты опросника акцентуации личности (по К. Леонгарду)

 

Всего испытуемых

Выявленный тип акцентуации характера

Педантичный

Оптимист

Циклотимный

Тревожный

Эмотивный

Злопамятный

Возбудимый

Демонстративный

Экзальтированный

Дистимный

30

3

4

6

3

6

4

2

3

3

1

Информация о работе Диагностика темперамента и характера старших подростков