Темперамент, характер, способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:17, реферат

Краткое описание

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности человека проявляющиеся в его поведении и деятельности.

Гиппократ описал основные типы темперамента, но связывал их не со свойствами нервной системы, а с соотношением в организме жидкостей. Гиппократ думал, что у сангвиников это кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (греч. сhоlе), у флегматиков - слизь (от греч. phlegma), у меланхоликов -- черная желчь (от греч. melain chole)

Файлы: 1 файл

Темперамент, характер, способности.docx

— 30.81 Кб (Скачать)

Темперамент

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности человека проявляющиеся в его поведении и деятельности.

 

Гиппократ описал основные типы темперамента, но связывал их не со свойствами нервной системы, а с соотношением в организме жидкостей. Гиппократ думал, что у сангвиников это кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (греч. сhоlе), у флегматиков - слизь (от греч. phlegma), у меланхоликов -- черная желчь (от греч. melain chole)

 

Первую классификацию  дал Галлен, а Кант допустил смешение черт темперамента и характера.

 

Павлов установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности. Выделил три основные свойства нервной системы:

  1. Силу возбуждения/торможения
  2. Подвижность(их способность сменять друг друга)
  3. Их уравновешенность

Из этого:

  • Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы)
  • Холерик (сильный, подвижный, неуравновешенный)
  • Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)
  • Меланхолик (слабый)

 

 

 

Исследователи выделяют в структуре  темперамента три сферы:

  1. Эмоциональная сфера -- это чувствительность, импульсивность и другие качества, характеризующие силу и динамизм проявления эмоций.
  2. Моторная (двигательная) сфера - частное выражение общей активности. Сюда относятся такие проявления темперамента, как темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
  3. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой.

 

Выделим основные свойства темперамента.

  1. Сензитивность, или чувствительность, -- свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.
  2. Реактивность -- это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, ``заводятся с пол-оборота'', а о других -- ``не понятно, обрадовался он или огорчился''.
  3. Активность -- свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.
  4. Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних (``захотелось'') обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.
  5. Темп реакций -- свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.
  6. Пластичность / ригидность - свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.
  7. Эстраверсия / интроверсия - свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).

 

 

От темперамента зависят такие  свойства личности как:

  1. Впечатлительность – сила воздействия на человека различных стимулов, период их сохранения в памяти и сила реакции на них.
  2. Эмоциональность – скорость и глубина эмоциональной реакции человека на события.
  3. Импульсивность – несдержанность реакций, их спонтанность. Сначала реагирует, а потом думает.
  4. Тревожность – часто возникают эмоциональные переживания

 

Классификация темпераментов:

  • Э. Кречмер выделил три психосоматических типа личности, которые соответствуют трем типам темперамента.

Пикник (pyknos -- плотный, толстый) -- ``широкий и тяжелый'' человек. У него значительные жировые отложения, круглая голова на короткой шее:дружелюбен, общителен, не склонен к самоанализу, эмоции колеблются между грустью и весельем, любит принимать быстрые решения под влиянием минуты.

Астеник, или лептосоматик (leptos -- хрупкий, soma -- тело), -- ``худой и высокий'' человек. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку и вытянутое лицо, контакт с людьми и вещами, как правило, ограничен. Он холодноват, самодостаточен, не любит открыто проявлять чувства, с трудом приспосабливается к действительности, нереалистичен и склонен к абстракции.

Атлетик (athlon -- борьба, схватка) -- ``крепыш'' с хорошо развитой мускулатурой, высоким или средним ростом, широким плечевым поясом и узкими бедрами, выпуклыми лицевыми костями. Он спокоен, реалистичен и по внешним признакам маловпечатлителен, обладает сдержанной мимикой и пантомимикой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки. При душевных расстройствах может неожиданно взрываться, проявляя предрасположенность к эпилепсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.

В отношениях с людьми флегматик  всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие  человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи.

Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности : он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.

Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

 

 

 

 

 

Способности

 

Подходы к  определению:

  1. Житейский: умения и навыки, которыми обладает человек.
  2. Этимологический: = умный. Годный к чему-либо, склонный.
  3. Научный: Врожденные (задатки), Приобретенные (знания, навыки, умения)

 

Способность – индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность ее обучения деятельности и совершенствования в ней. Это возможности для приобретения знаний и умений в благоприятных условиях.

 

Задатки-особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные от рождения. Предпосылки развития способностей.

 

Уровни развития способностей:

  1. Репродуктивный (человек обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания и в процессе овладения переходит с одного уровня на другой).
  2. Творческий

 

Классификация способностей:

  1. Общие способности – особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, воображения. 

(проявляются  во многих областях знаний)

  1. Специфические – способности к определенной деятельности.

( в одной)

 

Одаренность – сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

 

Талант – высокая степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющаяся в оригинальности и новизне подхода с достижением максимально возможных результатов.

 

Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил. Имеет для общества исторический положительный результат.

 

Гений открывает  и создает новое, а талант это  понимает и продвигает.

 

Общие и специальные  способности могут дополнять  и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.

Теоретические способности - способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.

Практические способности - способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.

Если общие  и специальные способности могут  дополнять друг друга, то теоретические  и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных  людей, в большинстве же случаев  какой-то один вид способностей (теоретические  или практические) преобладает.

Учебные способности - способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.

Творческие способности - способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Межличностные способности - это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации.

Предметные способности - способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

 

 

Характер

 

Характер  – совокупность индивидуальных свойств личности, проявляющихся в поведении и поступках. С одной стороны это отпечаток воспитания и деятельность, с другой – мы сами его воспитываем.

Это не все  особенности человека, а только существенные и устойчивые.

 

Самый важный показатель характера – поступки (и их мотивация) и поведение.

 

Определить  структуру характера – выделить основные компоненты/свойства.

 

Структура имеет  две стороны:

  1. Содержание – жизненная направленность (материальные и духовные потребности, интересы, идеалы, соц. Установки).
  2. Форма – способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

 

Черты характера -  индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Рассматриваются во взаимосвязи друг с другом.

  • Основные
  • Второстепенные

 

Характер проявляется  в следующей системе отношений:

  • К другим людям (общительность/замкнутость; правдивость/лживость; тактичность/грубость)
  • К делу (ответственность/недобросовестность; трудолюбие/леность)
  • К себе (самовлюбленность/скромность; гордость/смирение)
  • К собственности (щедрость/жадность; аккуратность/неряшливость)

 

 

 Цельный характер -- характер, в котором преобладают положительные связи между чертами.

Противоречивый  характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях.

 

Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт

 

Классификация акцентуаций основанная на оценке стиля общения:

  1. Демонстративный тип. Главной особенность -потребность произвести впечатление, привлечь внимание, быть в центре событий. Люди контактны, стремятся к лидерству, жаждут власти, похвал. Самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны, эгоистичны. «+» Артистизм, обходительность, неординарность, лидерство.
  2. Педантичный тип. Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. Формализм в служебном рвении, занудливость.   «+» ровное настроение, серьезность, надежность, добросовестность.
  3. Застревающий тип. Умеренно общительный, склонность к нравоучениям, занудливость. Обидчивость, подозрительность, конфликтность, повышенная чувствительность к социальной несправедливости. Стремление добиваться высоких показателей.
  4. Возбудимый тип. Низкая контактность, угрюмость, занудливость. Добросовестны, любят детей, животных. В состоянии эмоц возбуждения – конфликтны, плохо контролируют поведение. Трудно уживаются в коллективе.
  5. Гипертимный тип. Чрезвычайная контактность, приподнятое настроение, словоохотливость, жесты, мимика. Энергичны, инициативны. Легкомыслие, временами раздражительность.

Информация о работе Темперамент, характер, способности