Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:17, реферат
Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности человека проявляющиеся в его поведении и деятельности.
Гиппократ описал основные типы темперамента, но связывал их не со свойствами нервной системы, а с соотношением в организме жидкостей. Гиппократ думал, что у сангвиников это кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (греч. сhоlе), у флегматиков - слизь (от греч. phlegma), у меланхоликов -- черная желчь (от греч. melain chole)
Темперамент
Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности человека проявляющиеся в его поведении и деятельности.
Гиппократ описал основные типы темперамента, но связывал их не со свойствами нервной системы, а с соотношением в организме жидкостей. Гиппократ думал, что у сангвиников это кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (греч. сhоlе), у флегматиков - слизь (от греч. phlegma), у меланхоликов -- черная желчь (от греч. melain chole)
Первую классификацию дал Галлен, а Кант допустил смешение черт темперамента и характера.
Павлов установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности. Выделил три основные свойства нервной системы:
Из этого:
Исследователи выделяют в структуре темперамента три сферы:
Выделим основные свойства темперамента.
От темперамента зависят такие свойства личности как:
Классификация темпераментов:
Пикник (pyknos -- плотный, толстый) -- ``широкий и тяжелый'' человек. У него значительные жировые отложения, круглая голова на короткой шее:дружелюбен, общителен, не склонен к самоанализу, эмоции колеблются между грустью и весельем, любит принимать быстрые решения под влиянием минуты.
Астеник, или лептосоматик (leptos -- хрупкий, soma -- тело), -- ``худой и высокий'' человек. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку и вытянутое лицо, контакт с людьми и вещами, как правило, ограничен. Он холодноват, самодостаточен, не любит открыто проявлять чувства, с трудом приспосабливается к действительности, нереалистичен и склонен к абстракции.
Атлетик (athlon -- борьба, схватка) -- ``крепыш'' с хорошо развитой мускулатурой, высоким или средним ростом, широким плечевым поясом и узкими бедрами, выпуклыми лицевыми костями. Он спокоен, реалистичен и по внешним признакам маловпечатлителен, обладает сдержанной мимикой и пантомимикой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки. При душевных расстройствах может неожиданно взрываться, проявляя предрасположенность к эпилепсии.
Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.
Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.
В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи.
Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности : он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.
Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.
Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.
Способности
Подходы к определению:
Способность – индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность ее обучения деятельности и совершенствования в ней. Это возможности для приобретения знаний и умений в благоприятных условиях.
Задатки-особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные от рождения. Предпосылки развития способностей.
Уровни развития способностей:
Классификация способностей:
(проявляются во многих областях знаний)
( в одной)
Одаренность – сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Талант – высокая степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющаяся в оригинальности и новизне подхода с достижением максимально возможных результатов.
Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил. Имеет для общества исторический положительный результат.
Гений открывает и создает новое, а талант это понимает и продвигает.
Общие и специальные
способности могут дополнять
и обогащать друг друга, но каждая
из них имеет собственную
Теоретические способности - способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.
Практические способности - способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.
Если общие
и специальные способности
Учебные способности - способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.
Творческие способности - способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Межличностные способности - это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации.
Предметные способности - способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.
Характер
Характер – совокупность индивидуальных свойств личности, проявляющихся в поведении и поступках. С одной стороны это отпечаток воспитания и деятельность, с другой – мы сами его воспитываем.
Это не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.
Самый важный показатель характера – поступки (и их мотивация) и поведение.
Определить структуру характера – выделить основные компоненты/свойства.
Структура имеет две стороны:
Черты характера - индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Рассматриваются во взаимосвязи друг с другом.
Характер проявляется в следующей системе отношений:
Цельный характер -- характер, в котором преобладают положительные связи между чертами.
Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях.
Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт
Классификация акцентуаций основанная на оценке стиля общения: