Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Задачи:
Рассмотреть понятие «отклоняющееся поведение»;
проанализировать причины девиантного поведения;
охарактеризовать особенности развития подростков;
изучить формы девиантного поведения подростков.
Введение ………3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ 5
1.1. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения 5
1.2. Различные подходы к классификации девиантного поведения 10
1.3. Причины девиантного поведения………………………………………….14
ГЛАВА 2. Особенности девиантного поведения подростков ……17
2.1. Особенности подросткового возраста…………………………………….17
2.2. Личностные особенности девиантных подростков 20
2.3. Типичные формы девиантного поведения подростков 23
Заключение 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………36
Психологический подход рассматривает
девиантное поведение в связи
с внутриличностным конфликтом, деструкцией
и саморазрушением личности, блокированием
личностного роста и
Если при определении нормы и девиации исходить из какого-то подхода в зависимости от рамок культуры, в которой он проживает, нельзя однозначно определить, что есть норма, а что девиация.
Феноменологический
Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению личности в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями и другими людьми, и деятельности социальных групп и общественных институтов. Каждая социальная норма разрешает, запрещает, обязывает или предполагает желательность тех или иных действий и поступков личности. Личность, строящая свой образ жизни и поведение в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической, полностью адаптированной (приспособленной) к социальным условиям. Сердцевиной социальных норм являются нормы нравственности и правовые нормы.
Кроме социальной нормы, в характеристике девиантного поведения выделяется также психическая норма поведения, под которой специалисты понимают такое состояние психики, при котором личность полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность - это вменяемая личность, несущая ответственность за все свои действия и поступки, не страдающая психическими болезнями.
Поведение личности подростка и ее развитие, не отвечающее требованиям социальной и психической норм, являются социально отклоняющимся (девиантным) поведением, и его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.
Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением [21, с.196].
Отклоняющееся поведение подростка
как категория представляет собой
взаимодействие с микросоциальной
средой, нарушающее его развитие и
социализацию вследствие отсутствия адекватного
учета средой особенностей его индивидуальности
и проявляющееся его
1.2. Различные подходы к классификации девиантного поведения.
Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий [18, с.80].
Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.
Под делинквентностью традиционно
понимается правонарушительное или
противоправное действие, не несущее
за собой уголовной
А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д. Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному» [17, с.143].
Поэтому относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа - делинквентное и неделинквентное [30].
Существует еще одна точка
зрения, определяющая делинквентность
как провинность, склонность, психологическую
тенденцию к правонарушению. Делинквентными
расцениваются такие
Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.
Существует еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.
Третья обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи) [27, с.97].
Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.
Беличева С.А. среди отклонений
от нормы выделяет асоциальный тип
отклоняющегося поведения; рассматривает
социальные отклонения корыстной направленности
(хищения, кражи и т.п.), агрессивной
ориентации (оскорбление, хулиганство,
побои), социально-пассивного типа (уклонение
от гражданских обязанностей, уход
от активной общественной жизни); считает,
что они различаются по степени
общественной опасности, по содержанию
и целевой направленности. Ею выделяется
докриминогенный уровень, когда
несовершеннолетний еще не стал объектом
преступления, и криминогенные проявления
- асоциальное поведение
В.В. Ковалев выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
А.Е. Личко выделяет следующие
формы проявления нарушений поведения:
делинквентное поведение, побеги из
дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация
как токсикоманическое
Таким образом, подростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения, а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение.
Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.
В настоящее время не существует
единого подхода к изучению и
объяснению девиантного поведения.
Проанализировав понятие «
Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [7, с.17].
Поскольку критерии определения девиантного
поведения неоднозначны и часто
вызывают разногласия, трудно точно
установить, какие типы поведения
можно считать девиантными. Рассмотрев
разновидности отклонений в поведении,
можно констатировать, что единой
точки зрения исследователей на классификацию
и типологию девиантного
1.3. Причины девиантного поведения
В социологии девиантного поведения
выделяются несколько направлений,
объясняющих причины
Второе направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры [8, с.17].
Еще одно направление в изучении причин девиации представляет австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Теория логотерапии и экзистенциального анализа Франкла представляет собой сложную систему воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.
Ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести нередко без возможности какого-либо реального выбора и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации “новых” и отсутствия культуры мировозренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем,- этим во многом объясняются те социальные патологии, которые широко распространяются в модернизируемом обществе.