Состояние, которое принято
именовать кайфом, предполагает определенные
переживания и поведение. Роль кайфующего
- это роль с большими привилегиями
(можно позволить себе лишнее) и
с меньшими обязанностями (разрешено
не делать необходимого).
При первом использовании алкоголя,
наркотиков все испытывают крайне неприятные
ощущения: тошноту, головную боль, головокружение.
При повторном, а затем и систематическом
применении тех же веществ, глядя
на более опытных потребителей дурмана,
новичок учится положительно истолковывать
объективные эффекты наркотизации.
Далее формируется устойчивая последовательность
прибегания к средствам аддикции.
Сложные жизненные ситуации, состояния
психологического диском форта провоцируют
аддиктивную реакцию. Постепенно такое
поведение становится привычным
типом реагирования на требования реальной
жизни. Происходит формирование аддиктивного
поведения как интегральной части
личности, т.е. возникает другая личность,
вытесняющая и разрушающая прежнюю.
Этот процесс сопровождается борьбой,
возникает чувство тревоги. Одновременно
включаются защитные механизмы, способствующие
сохранению иллюзорного чувства
психологического комфорта. Защитные
формулы таковы: «я не нуждаюсь в
людях», «я поступаю так, как мне
нравится», «если я захочу, то все
изменится» и т.п.
В итоге аддиктивная часть личности
полностью определяет поведение
человека. Он отчуждается от общества,
затрудняются контакты с людьми не
только на психологическом, но и на
социальном уровне, нарастает одиночество.
Вместе с этим появляется страх перед
одиночеством, поэтому аддикт предпочитает
стимулировать себя поверхностным
общением, находиться в кругу большого
числа людей. Но к полноценному общению,
к глубоким и долговременным межличностным
контактам такой человек не способен,
даже если окружающие и стремятся
к этому. Главное для него - те
предметы и действия, которые являются
для него средствами аддикции.
Проблема аддиктивного поведения
включает не только анализ таких известных
явлений, как наркомания и алкоголизм,
но и гораздо менее исследованных
- «работоголизм», проблему детей алкоголиков,
проблему «сухого алкоголизма». Изучение
механизма возникновения и развития
этих явлений даст возможность понять
их реальное место в структуре
общественных отношений и прогнозировать
последствия их распространения.
С некоторыми отговорками к аддиктивным
формам девиантного поведения можно
отнести и проституцию. Сам термин
«проституция» происходит от латинского
слова prostituere «выставлять публично»
[21, с.456]. Обычно под проституцией понимают
внебрачные половые отношения за плату,
не имеющие в своей основе чувственного
влечения. Уровень проституции резко вырос
в постсоветский период. В нашем обществе
проституция долгое время считалась «отсутствующей»,
и такое длительное замалчивание реальной
ситуации привело к тому, что обнародование
факта существования проституции вызвало
нездоровый интерес не только взрослого
населения, но и подростков, подогреваемый
к тому же и средствами массовой информации.
Сегодня налицо резкое расширение социальной
и возрастной базы (наблюдается значительное
омоложение). В числе проституток – учащиеся
школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия
клиентов «девочек из бара» толкают не
голод, а стремление к скорейшему материальному
благополучию и «красивой жизни».
Резкому омоложению подверглась и
такая форма девиантного поведения
как самоубийство. Суицид – намерение
лишить себя жизни, повышенный риск совершения
самоубийства. Эта форма отклоняющегося
поведения пассивного типа является
способом ухода от неразрешимых проблем,
от самой жизни [20, с. 367].
При оценке конкретных суицидальных
актов многое зависит от мотивов
и обстоятельств, особенностей личности.
Исследования свидетельствуют, что
фактором, провоцируемом суицидное
поведение, выступает специфическая
комбинация таких характеристик, как
пол, возраст, образование, социальное
и семейное положение. Самоубийства
совершаются чаще в возрасте после
55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами
становятся даже 10-12-летние дети. Несомненна
связь суицидного поведения с
другими формами социальных отклонений,
например с употреблением алкоголя.
Подростки, совершающие суицид,
обычно страдают от сильной душевной
боли и находятся в состоянии
стресса, а также чувствуют невозможность
справиться со своими проблемами. У
подростков суицид есть следствие социально-психологической
дезадаптации личности в условиях переживаемого
микро социального конфликта.
Подросткам характерно внутреннее
суицидальное поведение, включающее в
себя суицидальные мысли, представления,
переживания, а также суицидальные
тенденции, среди которых можно
выделить замыслы и намерения. Внешние
формы суицидального поведения
включают в себя суицидальные попытки,
служащие средством демонстрации и
привлечения внимания к своей
персоне, и завершенные суициды.
Дюркгейм выделяет 3 основных
типа самоубийства, обусловленные различной
силой влияния социальных норм на
индивида: эгоистическое, альтруистическое
и аномическое [29, с.198]. Эгоистическое
самоубийство имеет место в случае слабого
воздействия социальных (групповых) норм
на индивида, остающегося наедине с самим
собой и утрачивающего в результате смысл
жизни. Альтруистическое самоубийство,
наоборот, вызывается полным поглощением
обществом индивида, отдающего ради него
свою жизнь, т.е. видящего её смысл вне
её самой. Наконец, аномическое самоубийство
обусловлено состоянием аномии в обществе,
когда социальные нормы не просто слабо
влияют на индивида (как при эгоистическом
самоубийстве), а вообще практически отсутствуют,
когда в обществе наблюдается нормативный
вакуум, т.е. аномия.
Во 2 главе были изучены
формы девиантного поведения
подростков, особенности подросткового
возраста и личности с девиантным
поведением. Таким образом, подростничество
- это самый трудный и сложный из всех возрастов,
представляющий собой период становления
личности. Для него характерны чувство
взрослости, тревоги, повышенная возбудимость,
сниженная самооценка, изменчивость настроений,
эмоциональная неустойчивость.
Обобщение исследований
об особенностях развития девиантных
подростков позволяет выделить следующие
психологические особенности: неприятие
педагогических воздействий; неумение
преодолевать трудности; игнорирование
препятствий; сверхнапряженность; апатичная
подчиненность группе с асоциальными
установками; сниженная самокритичность,
двойной локус контроля; синдром тревожного
ожидания, неуверенности в себе, порожденный
систематическими учебными неуспехами;
негативные установки к учебной деятельности,
физическому труду, к себе и окружающим
людям; слабость самоконтроля; крайняя
степень эгоцентрированности; агрессивность[26,
с. 59].
К типичным формам девиантного
поведения подростков относят микросоциальную
запущенность и характерологические
ситуационные реакции отказа, протеста,
имитации, реакция группирования
со сверстниками, побеги из дома, дромомания,
аддиктивные формы(малолетняя проституция,
алкоголь, азартные игры, табак, наркотики),самоубийство.
Заключение.
В данной работе были рассмотрены
особенности девиантного поведения
подростков.
На сегодняшний день, нет единой
точки зрения на определение понятия
девиантного поведения и насколько
оно является патологическим. Существуют
разные подходы к определению
девиантного поведения, которые
исходят из различного понимания
нормы: социологический, психологический
и биологический. Социологический
подход определяет девиацию как отклонение
от общепринятых, усредненных стереотипов
поведенияи выделяет два типа девиантного
поведения созидающей и разрушительной
направленности. Девиантное поведение
деструктивной направленности –
совершение человеком или группой
людей социальных действий, отклоняющихся
от доминирующих в социуме социокультурных
ожиданий и норм, общепринятых правил.
Вследствие этого данный подход отождествляет
разрушительную (асоциальную) девиацию
только с преступность – поведением,
уголовно наказуемым, запрещенным законом,
и является лишь одной из форм данного
вида девиантного поведения. Психологический
подход рассматривает девиацию как
отклонение от естественного для
конкретного индивида поведения. Поэтому
некоторые ученые считают девиантным
поведение зацикленности на чем-то
одном, хотя оно может и не носить
антисоциальный характер. Социально-психологический
подход объясняет причины, влияющие
на появление отклоняющегося поведения:
девиантное поведение – результат
сложного взаимодействия процессов, происходящих
в обществе и сознании человека.
Тем не менее, все ученые сходятся
во мнении, что к отклоняющемуся
поведению относятся различные
действия подростков агрессивного, антисоциального,
аддиктивного характера (алкоголизм,
токсико- и наркомания), различные
правонарушения, и такие типично
подростковые реакции, как реакция
оппозиции, побеги из дома, реакция
группирования со сверстниками. Последние
формы обычно не носят патологический
характер и должны с взрослением исчезать.
Появление нарушений поведения
подростков зависит от взаимодействия
многих факторов. В.В. Ковалёв предложил
рассматривать их по трём осям: социально-психологической,
клинико-психопатологической и личностно-динамической.
Остается спорным вопрос о том, как
взаимодействуют разного рода факторы,
определяя нарушенное поведение. Обычно
выделяется три типа причин: социальные,
личностно-психологические и биологические.
Недостаточно изученной является роль
наследственности, хотя примеры девиантного
поведения приёмных детей, воспитывающихся
с раннего возраста в благополучных
семьях, достаточно показательны. Ведущими
признаны личностные особенности подростков,
которые складываются под влиянием
среды. Не существует какой-либо конкретной
черты, предопределяющей девиации в
поведении, но комплекс черт, который
может, но не обязательно, привести к
поведенческому отклонению. Обычно этот
комплекс черт включает в себя такие
качества, как тревожность, конфорность,
заниженная самооценка и другие. Сам
подростковый возраст является предпосылкой
возникновения девиантного поведения.
Процесс физического и психического
развития вызывает изменения эмоционально-ценностного
отношения к себе и появления
недовольства собой и окружающими.
Подростки, демонстрируя самоуверенность,
черствость и развязанное поведение,
часто испытывают робость, застенчивость
и повышенную чувствительность.
Характер девиантного
поведения подростка зависит, от
того, как он научен или научен вообще
отвечать на возникающие трудности:
путем созидательных или разрушительных
действий, каким образом общество,
макро- и микросоциум, стимулирует
социально-инновационные, созидательные
действия личности или же наоборот,
не стимулирует их. Необходимо отметить
все возрастающую роль средств массовой
информации, как одного из социальных
факторов, пропагандирующих агрессивные
формы поведения.
Отклоняющееся: агрессивное
или замкнутое поведение подростков
является одной из острейших социальных
проблем нашего времени. Особую тревогу
вызывает не только растущая отчужденность,
повышенная тревожность, духовная опустошенность
детей, но и их жестокость, агрессивность.
Девиантное поведение подростков становится
источником душевных страданий не только
родителей, но самих подростков, которые
нередко сами становятся жертвами со
стороны сверстников.
Учителя и даже родители нередко
сами провоцируют агрессивное поведение
подростков и закрепляют его своей
реакцией. Самой распространенной мерой
борьбы с девиациями подростка часто
являются различные санкции (двойки,
замечания, выговор родителям, а
нередко крик), что вызывает у
многих детей чувство безнадежности
и раздражения из-за того, что
взрослые совершенно не хотят понять
его и помочь, научить справляться
с собой, контролировать себя. Задача
современного педагога состоит именно
в том, чтобы - установить доверительные
отношения с "трудным" подростком
и способствовать его развитию, а
также создать благоприятные
условия для саморазвития и становления
самосознания.
Список литературы
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология[Текст] / Г.С. Абрамова - 3-е, исп. и доп. – Екатеринбург,Деловая книга, 2008. - 704 с.
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]/Р. Бернс. - М.: Просвещение, 2009. – 356 с.
- Бытко, Ю.И., Ладно, А.С. Девиантное поведение подростков [Текст]// Ю.И. Бытко, А. С. Ладно. - №4. - 2008. – 5-20 с.
- Гилинский, Я. Девиантология [Текст] / Я. Гилинский. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 528 с.
- Завражин, С.А. Подростковая делинквентность: транскультуральная перспектива [Текст] // С.А. Завражин. – Социологические исследования. - № 6. – 2006. – 30-35 с.
- Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения) [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
- Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // В.Н. Иванов – Социально-политический журнал. – № 2. – 2009. – 16-25 с.
- Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
- Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения [Текст] / Ю.А. Клейберг. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 140 с.
- Ковалева, Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени [Текст] // Т.В. Ковалева, О. К. Степанова. - Социологические исследования. -№ 8.- 2008. – 25-37 с.
- Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты [Текст]/ В.Т. Кондрашенко.- Минск, 2008. – 234 с.
- Кравченко, А.И. Социология [Текст]/А.И.Кравченко.- М.: Просвещение, 2008. – 149 с.
- Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст] / В.Г. Крысько. - М.: Дрофа, 2008. – 236 с.
- Курявцев, В.Н. Правовое поведение: норма и патология[Текст] / В.Н. Кудрявцев. – М.: Просвещение, 2007. – 212 с.
- Ланцова, Л.А., Шурупова, М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения[Текст] //Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова – Социально-политический журнал. – № 4. - 2008. – 23-31 с.
- Леонова, И. В. Роль СМИ в предупреждении девиантности подрастающего поколения[Текст] //И.В Леонова – Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — № 2 – 2008. — 12-20 с.
- Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков[Текст] / А.Е. Личко. – Л.:Аврора, 2005 – 198 с.
- Майсак, Н. В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения[Текст] // Н.В. Майсак – Современные проблемы науки и образования. —№ 4 – 2010. —78-86 с.
- Майсак, Н. В. Проблема систематизации девиантного поведения [Текст]//Н.В. Майсак – Астраханский медицинский журнал. — № 2 – 2011. — 34-45.
- Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] //В.Д. Менделевич. - Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 2010. - 351-416 с.
- Мещерякова,Б.Г., Зинченко,В.П. Большой психологический словарь[Текст] / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2007. – 666 с.
- Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику[Текст] / Под ред. В. А. Слестенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 200 с.
- Невский, И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении[Текст] / И. А. Невский. - М.: Просвещение, - 2008. – 108 с.
- Немов, Р.С. Психология образования[Текст] / Р.С Немов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 496 с.
- Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? [Текст]// О.С. Осипова.- Социологические исследования. -№ 9 – 2009. – 31-40 с.
- Поливанова, Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста[Текст]// Л. Б. Поливанова. – Вопросы психологии.- №5. – 2009. – 50-61 с.
- Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Основные формы девиантного поведения [Текст]/ В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, - 2008. – 110 с.
- Хагуров, Т.А. Введение в современную девиантологию[Текст] / Под ред. Г.В. Драча. - Краснодар. фил. Междунар. ун-та (в Москве). – Ростов-на-Дону: ГинГо, 2008. - 344 с.
- Хомич, А.В. Психология девиантного поведения[Текст] /А.В. Хомич .- Южно-Российский Гуманитарный Институт. - Ростов-на-Дону: ГинГ, – 2006. – 318 с.
- Исаев, Д. Девиантное поведение детей и подростков [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html