Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Задачи:
Рассмотреть понятие «отклоняющееся поведение»;
проанализировать причины девиантного поведения;
охарактеризовать особенности развития подростков;
изучить формы девиантного поведения подростков.
Введение ………3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ 5
1.1. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения 5
1.2. Различные подходы к классификации девиантного поведения 10
1.3. Причины девиантного поведения………………………………………….14
ГЛАВА 2. Особенности девиантного поведения подростков ……17
2.1. Особенности подросткового возраста…………………………………….17
2.2. Личностные особенности девиантных подростков 20
2.3. Типичные формы девиантного поведения подростков 23
Заключение 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………36
В современной отечественной
На уровне индивидуального поведения
наиболее общей причиной девиации служит
“социальная неустроенность”
Каждая из этих позиций имеет
право на существование, так как
дает срез реально действующих
В 1 главе были раскрыты причины девиантного поведения, его понятие и подходы к классификации. Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением[21, с.196].
Рассмотрев разновидности
В социологии девиантного поведения
выделяются несколько направлений,
объясняющих причины
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Особенности подросткового возраста
Главное содержание подросткового
возраста составляет его переход
от детства к взрослости. Этот переход
подразделяется на два этапа: подростковый
возраст и юность (ранняя и поздняя).
Однако хронологические границы
этих возрастов часто определяется
совершенно по разному. Процесс акселерации
нарушил привычные возрастные границы
подросткового возраста. Медицинская,
психологическая, педагогическая, юридическая,
социологическая литература определяет
разные границы подросткового
Подростничество - это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу [25, с. 137].
На современном этапе границы подросткового возраста примерно с обучением детей в средних классах от 11 – 12 лет до 15 – 16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции гормонов начинается в семь лет, но интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапными увеличениями роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Такие педагоги психологи, как Фридман Л.М., Божович Л.И. говорят о проблемности подростков [26, с.55].
В ходе бурного роста и
Мадорский Л.Р. считает, что центральным
психологическим
Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развитие достигают все без исключения познавательные процессы.
Становится возможным обучение
подростка самым различным
Главная новая черта, появляющаяся
в психологии подростка по сравнению
с ребенком младшего школьного возраста,
- более высокий уровень
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника, связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, приятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.
В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
2.2. Особенности развития личности подростков с девиантным поведением.
У большинства криминальных подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб.
Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно говорить о их специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг. Среди современных подростков с отклоняющимся поведением популярны фильмы с уголовной тематикой.
Группа отечественных
исследователей установила, что у
несовершеннолетних правонарушителей
потребность социального
Особенности деформации ряда существенных
для развития личности в подростковом
возрасте психологических характеристик,
обусловленность отклоняющегося поведения
характерологическими особенностями
личности, дисгармоничностью развития
характера рассматривалась
Личностные особенности
делинквентных подростков свидетельствуют
о деформации их характера криминогенный
комплекс личности несовершеннолетнего
правонарушителя: наличие конфликтов
с окружающими, неприязненное отношение
к позиции взрослого; заниженная
у половины подростков потребность
в общении, которая выступает
средством самоутверждения и
компенсации
Необходимо отметить следующие составляющие личности: