Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Задачи:
Рассмотреть понятие «отклоняющееся поведение»;
проанализировать причины девиантного поведения;
охарактеризовать особенности развития подростков;
изучить формы девиантного поведения подростков.

Оглавление

Введение ………3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ 5
1.1. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения 5
1.2. Различные подходы к классификации девиантного поведения 10
1.3. Причины девиантного поведения………………………………………….14
ГЛАВА 2. Особенности девиантного поведения подростков ……17
2.1. Особенности подросткового возраста…………………………………….17
2.2. Личностные особенности девиантных подростков 20
2.3. Типичные формы девиантного поведения подростков 23
Заключение 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.23 Кб (Скачать)

В современной отечественной социологии, несомненно, интерес представляет позиция  Я.И.Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального  неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно - любые действия в конечном счете  осуществляются ради удовлетворения потребностей. И, переходя к проблеме причин изучаемых  процессов, можно предположить, что  в иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих “причинный комплекс”  девиантного поведения, наиболее значимо  противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного  поведения как социального явления  служит социальное неравенство [8, с.67].

На уровне индивидуального поведения  наиболее общей причиной девиации служит “социальная неустроенность” как  результат несоответствия объективных  свойств индивида, включая его  задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции  в системе общественных отношений. Позиция может быть “ниже” (философ-истопник) или “выше” (посредственность в  директорском кресле) своих объективных  возможностей; индивид может оказаться  вне официальной структуры общества (бродяга, тунеядец).

Каждая из этих позиций имеет  право на существование, так как  дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов  объединяет стремление найти единый источник причинности для различных  форм девиаций.

В 1 главе были раскрыты причины  девиантного поведения, его понятие  и подходы к классификации. Таким  образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением[21, с.196].

Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию  девиантного поведения не наблюдается. Многие ученые в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определенному возрасту, что отражает сферу их научных интересов.

В социологии девиантного поведения  выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения  отклоняющегося поведения. На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиации служит “социальная неустроенность” как результат несоответствия объективных свойств индивида, включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

2.1. Особенности подросткового возраста

 

Главное содержание подросткового  возраста составляет его переход  от детства к взрослости. Этот переход  подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы  этих возрастов часто определяется совершенно по разному. Процесс акселерации  нарушил привычные возрастные границы  подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10 - 14 лет, 14 - 18 лет, 12 - 20 лет. Обращаясь  к отечественной истории, можно  заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной. В организме возникают  резкие перемены в связи с деятельностью  желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется  обмен веществ. Нарушение прежней  слаженности в деятельности организма  и еще не отрегулированная новая  система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и  апатии. Особенность подросткового  возраста в том и состоит, что  внешне и по своим притязаниям  это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще  ребенок [1, с. 509].

Подростничество - это самый трудный  и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный  период, поскольку складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к  людям, к обществу [25, с. 137].

На современном этапе границы  подросткового возраста примерно с  обучением детей в средних  классах от 11 – 12 лет до 15 – 16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции гормонов начинается в семь лет, но интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапными увеличениями роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Такие педагоги психологи, как Фридман Л.М., Божович Л.И. говорят о проблемности подростков [26, с.55].

В ходе бурного роста и физиологической  перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная  самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья  к унынию и пессимизму. Придирчивое  отношение к родным сочетается с  острым недовольством собой.

Мадорский Л.Р. считает, что центральным  психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного  чувства зрелости, как субъективного  переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его  в школе и семье не меняется [5, с.33]. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

Суть подросткового кризиса  составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развитие достигают все без  исключения познавательные процессы.

Становится возможным обучение подростка самым различным видам  практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению  с ребенком младшего школьного возраста, - более высокий уровень самосознания - составляет главный итог переходного  возраста.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется  в ходе общения с окружающими  людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника, связана  с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием  сверстника как образца, который  ближе, приятнее, доступнее по сравнению  со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с  классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного  коллектива значит для подростка  больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко реагирует  на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений  прямо сказывается на развитии его  личности, предъявлении требований через  коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются некоторые  условия для формирования организаторских  способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями  людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о  совместных делах, распределять между  собой обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически  во всех сферах деятельности, в которые  вовлечен подросток и которые  могут быть организованы на групповой  основе: учение, труд, игра.

 

 

2.2. Особенности развития личности подростков с девиантным поведением.

 

У большинства криминальных подростков, как мальчиков, так и  девочек, отмечено отрицательное отношение  к школе и одноклассникам, с  которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть  к отличникам; негативную установку  к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным  и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального  общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого  человека, причем как юноши, так и  девушки; для достижения собственной  цели нанести другому имущественный  ущерб.

Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно говорить о их специфике  у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно  ниже законопослушных по самооценочным  категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты  и честности. Во-вторых, свои неудачи  они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление  и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих  потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских  тенденций ценностные ориентации имеют  прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение  баров и дискотек, просмотр кинофильмов  и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг. Среди современных  подростков с отклоняющимся поведением популярны фильмы с уголовной  тематикой.

Группа отечественных  исследователей установила, что у  несовершеннолетних правонарушителей потребность социального престижа теряет свою направленность, перерастая в низшую форму самоутверждения, когда индивид удовлетворяется  тем, что становится объектом внимания других людей. Подростку-делинквенту  свойственна гипертрофированная потребность  в свободе, независимости: ему уже  в 12-13 лет невыносима ситуация, когда  он должен получать разрешение от других на каждый свой поступок [5, с.33].

Особенности деформации ряда существенных для развития личности в подростковом возрасте психологических характеристик, обусловленность отклоняющегося поведения  характерологическими особенностями  личности, дисгармоничностью развития характера рассматривалась также  в работах Личко А.Е. Зафиксированы  следующие параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее  выступает как прямое отражение  примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего  отвергаются; отсутствует интерес  к учебе и познанию. Подростки  – делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального  подросткового общения. Большинство  этих подростков живут в семьях с  неблагоприятным психологическим  климатом. Имеют сочетание не менее  трех грубых криминогенных качеств, акцентуации характера, наиболее частые из которых – эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная. Подавляющее большинство  подростков с отклоняющимся поведением – мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую конфликтность [17, с.124].

Личностные особенности  делинквентных подростков свидетельствуют  о деформации их характера криминогенный  комплекс личности несовершеннолетнего  правонарушителя: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение  к позиции взрослого; заниженная у половины подростков потребность  в общении, которая выступает  средством самоутверждения и  компенсации неудовлетворенности  своим положением. Игнорирование  девиантов сверстниками с нормативным  поведением говорит об их выпадении  из круга нормального подросткового  общения.

Необходимо отметить следующие  составляющие личности:

  • постепенное усугубление отдельных негативных качеств личности, складывающихся в криминогенный комплекс;
  • особое стечение обстоятельств и действие факторов, приводящих к «сонастройке» и взаимодействию криминогенных качеств, их развитию и фиксации;
  • фоновым условием для образования и развития криминогенного комплекса является наличие у подростка общих трудностей и отставания в развитии личности;
  • наличие криминогенного комплекса делает подростка нечувствительным к воздействию воспитательных мер, направленных на коррекцию отдельных сторон его личности [23, с.86-88].

Информация о работе Девиантное поведение