Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Задачи:
Рассмотреть понятие «отклоняющееся поведение»;
проанализировать причины девиантного поведения;
охарактеризовать особенности развития подростков;
изучить формы девиантного поведения подростков.

Оглавление

Введение ………3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ 5
1.1. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения 5
1.2. Различные подходы к классификации девиантного поведения 10
1.3. Причины девиантного поведения………………………………………….14
ГЛАВА 2. Особенности девиантного поведения подростков ……17
2.1. Особенности подросткового возраста…………………………………….17
2.2. Личностные особенности девиантных подростков 20
2.3. Типичные формы девиантного поведения подростков 23
Заключение 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.23 Кб (Скачать)

Остается открытым вопрос о том, стремится ли личность перестроить  отношения и поведение, которые  противоречат нормам социума.

Одним из факторов возможных  отклонений в поведении младших  подростков является неразвитое логическое, конкретное мышление. Возможно, что  у подростков с девиантным поведением имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести  себя в более выгодном свете, скрыть девиантное поведение. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая  «неодобряемое» поведение. Поэтому, можно  отметить парадоксальность в том, что  подростки с девиантным поведением – более совестливы, дисциплинированны, обладают высоким самоконтролем  поведения, эмоций и чувств; считают  себя людьми, соблюдающими моральные  нормы и стандарты. Возможно, что  данную их особенность определяет сниженная  критичность мышления

Девиантным подросткам свойственна  ригидность поведения, которое в  меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более  подвержены влиянию эмоций, погружены  в мир собственных переживаний.

Эго-структура девиантных подростков перенапряжена, что отражается на более высоких показателях  самоконтроля поведения, моральности, демонстративности и силе «Я» [2, с. 287]. Возможно, что среди девиантных подростков имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете. Они говорят о себе больше хорошего, отрицая плохое поведение.

Итак, на нормативность поведения  подростков оказывают влияние доброжелательность, открытость в общении, социальная зрелость, выражающаяся в реакциях во взаимодействии с окружающими, способах решения  проблемных ситуаций.

Отгороженность, отчужденность  подростка, дефицит в общении  и эмоциональная неустойчивость в условиях стресса могут провоцировать  его отклоняющееся поведение.

Возможно, что слабая нервная  система – источник повышенной возбудимости подростка с девиантным поведением. Эмоциональная неустойчивость, импульсивность стоит за проявлениями его конфликтности, агрессивности.

Обобщение исследований позволяет  констатировать у подростка с  девиантным поведением следующие психологические  особенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; игнорирование препятствий; сверхнапряженность; апатичная подчиненность группе с асоциальными установками; сниженная  самокритичность, двойной локус  контроля; синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный  систематическими учебными неуспехами; негативные установки к учебной  деятельности, физическому труду, к  себе и окружающим людям; слабость самоконтроля; крайняя степень эгоцентрированности; агрессивность [26, с.59].

 

 

2.3. Типичные формы  девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение  подростков не соответствует закономерностям  «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение  преступниками общепринятых норм поведения  наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

Для объяснения таких явлений  обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам. Иначе говоря, подросток  стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать  свои действия, даже внести в них  элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая  часть опрошенных убеждена: в аналогичной  ситуации каждый совершил бы  подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда [25, с.37].

Кроме того, довольно часто  используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия  жертвы (сама виновата!), обращение к  более важным обязательствам (не мог  бросить товарищей, не имел права  трусить и т.д.). Все это свидетельствует  о высоком уровне инфантилизма, неспособности  сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению  в значительной степени обусловливается  особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими  нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так  как сегодня на общем фоне роста  различных форм девиантного поведения  имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно увеличилась  доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Среди подростков появились  новые виды преступности, в частности  рэкет. Все большее распространение  получают половая распущенность, детская  проституция, извращения. В стране среди  молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют  спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в  жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества [10, с.29]. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.

В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит  неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с  социальных отношений в обществе.

К группе непатологических форм поведения относят микросоциальную  запущенность и характерологические  ситуационные реакции отказа, протеста, имитации, реакция группирования  со сверстниками, побеги из дома, дромомания, реакции, обусловленные формирующимся  сексуальным влечением, малолетняя проституция.

Реакция протеста (оппозиции) - одна из наиболее частых реакций в  подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся  избирательностью и направленностью. Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции  протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который  вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения  с ним.

Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, наказания, упреки, оскорбления. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником его  переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера.

Но у подростков с психопатией  или с органическими заболеваниями  головного мозга реакции активного  протеста могут быть интенсивными, сопровождаться двигательным возбуждением по типу «двигательной бури».

Активные реакции протеста выражаются и в стремлении делать назло, причинить вред человеку, который  обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков  и даже убийств. Таким образом  подросток мстит обидчику.

Как реакцию протеста можно  рассматривать и побеги из дома. В таком поведении подростков может быть нарочитость, демонстративность, стремление шокировать всех своим поведением.

Подростки могут начать употреблять  спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, совершают прогулы в  школе, нелепым образом изменяют свою внешность – "назло всем стану панком", выбривают себе часть волос на голове и т.п. [27, с.55-67].

Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок  подражает своим родителям, старшим  братьям или сестрам и вообще многим взрослым.

В подростковом возрасте зачастую объектом подражания является "отрицательный" герой (особенно лица с криминальным прошлым), когда со свойственным этому  возрасту максимализмом подросток  постарается не только копировать такого героя, но и "переплюнуть" его во всех отрицательных поступках.

Собственной нравственной позиции  у подростков еще нет. Их этические  понятия формируются под влиянием родителей, а если родители этого  не делают, - то под влиянием любого человека, которого подросток "уважает". Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано. Подростки не знают и  не бояться социальных последствий  правонарушений. Не зная, что такое  криминал и как общество за это  наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совершить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа.

Реакция группирования со сверстниками по своим проявлениям  при крайних выражениях близка к  вышеописанной реакции, за исключением  того, что здесь нет взрослого  отрицательного лидера. Таким лидером  становится кто-то из членов самой группы, особенно если он старше других, имеет  опыт употребления спиртного и физически  сильнее остальных. Стремление к  группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени  крайних асоциальных проявлений. Но если "лидер" имеет криминальные наклонности или опыт, то такая  подростковая группа может превратиться в "банду", тщательно охраняющую свою территорию от подростков из других домов или таких же групп, в "борьбе" с которыми проходит вся их жизнь. Подростки могут проводить время  в пьянках, картежных играх, сексуальных  оргиях – для этого в группу вовлекаются и девочки, хотя вначале  группа обычно бывает однополой, могут  совершать и криминальные действия.

Побеги из дома. В современных  психологических теориях побег из дома рассматривается как один из способов защитного поведения. Побег — это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъективно как катастрофические, побег — это событие, изменяющее жизнь. Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели. Многие подростки, воспитывавшиеся во внешне благополучных семьях с достаточным материальным положением, сбежав из дома, свою новую жизнь расценивают как "свободу от семьи и школы".

Дромомания - это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами  как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям. Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических  заболеваниях – шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают  без какой-либо внешней причины  или мотива, им предшествует беспричинно  изменившееся настроение, и сами подростки  потом не могут объяснить, что  их толкнуло на побег. Нередко они  сами возвращаются домой измученными  и голодными. Дромомания – это  импульсивное влечение и обусловлено самим психическим заболеванием [6, с.133].

Аддиктивные формы отклоняющегося поведения также подверглись  резкому омоложения за последние  десятилетия.

Суть аддиктивного (аддикция — пагубная склонность к чему-либо) поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние  посредством приема некоторых веществ  или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или  действию сопровождается развитием  интенсивных эмоций и принимает  такие размеры, что начинает управлять  жизнью подростка, лишает его воли к  противодействию аддикции. Такая  форма поведения характерна для  подростков с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо  адаптирующихся к быстрой смене  жизненных обстоятельств, стремящихся  в связи с этим быстрее и  проще достичь психофизиологического  комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства  от реальной жизни. Алкоголь или наркотик выступает в роли эффективного психологического щита. Для самозащиты подростки с  аддиктивным типом поведения  используют механизм, называемый в  психологии «мышлением по желанию»: вопреки  логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что  соответствует их желаниям. В итоге  нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Следующие вещества, предметы или  действия могут быть средством для  людей с аддиктивной формой поведения: наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.

Аддиктивное поведение формируется  постепенно. Начало отклонения связано  с переживанием интенсивного острого  изменения психического состояния  человеком в связи с принятием  определенных веществ или определенными  действиями, возникновением понимания  того, что существует определенный способ изменить свое психологическое  состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза [8, с.178-179].

Подростки полагают, будто  наркотики и алкоголь благотворно  влияют на настроение, поднимают самооценку, отпускают тормоза, ослабляют беспокойство. Но факты говорят о том, что  здесь срабатывает эффект внушения.

В подростковой среде широкую  популярность получил "балдеж" от вдыхания паров лаков или растворителей. Однако "профессиональные токсикоманы" маляры и лакировщики не испытывают ничего подобного от этих запахов. На этом примере очень ярко виден  эффект ожидания: если человек заранее  уверен, что ему будет хорошо, ждет кайфа, то он в конце концов получает его. Рабочие кайфа не ждут и потому воспринимают свои ощущения как неприятные издержки производства.

Информация о работе Девиантное поведение