Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа
Теоретические подходы к проблеме. Характеристика детской группы. Индивидуально-психологические особенности: понятие, характеристика индивидуально-психологических особенностей популярных детей младшего школьного возраста. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей популярных детей младшего школьного возраста.
Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Однако у них, в отличие от непопулярных ребят, это не является самоцелью. Защита, утверждение и признание своего Я не становится для них единственной жизненной задачей.
Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить создает условия для признания и утверждения ребенка в группе сверстников.
У детей, которых отвергают ровесники, преобладает отчужденное отношения к другим детям. Их главная задача в общении - доказать собственное превосходство или оградить свое Я от других. Такая защита может принимать самые разные формы: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя. Подобное поведение вызывает разнообразные трудности в общении.
Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества - в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами, в учебе. Поэтому они часто дерутся, пытаются командовать и руководить сверстниками. Другие, напротив, боятся проявить себя, избегают общения с ровесниками. Hо во всех случаях они сосредоточены на своем Я, замкнуты на своих способностях или недостатках. Доминирование отчужденного отношения вызывает естественную тревогу, поскольку не только затрудняет общение школьника с ровесниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребенку, так и окружающим.
Поэтому необходимо поддержать ребенка в преодолении этих опасных тенденций, помочь ему увидеть в сверстниках не противников и конкурентов или объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.
Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные
педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений, а тем более поощрение и наказания, здесь бессильны.
Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми.
Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а в формировании чувства общности с другими, внутренней причастности к ним.
Итак, мы выявили, что на популярность младшего школьника в детском коллективе влияют такие качества, как:
- эмпатия
- справедливость
- внимание к сверстникам
- адекватная самооценка
- личностное
отношение к сверстнику, когда другой
ребенок является не средством самоутверждения
или конкурентом, а самоценной и уникальной
личностью, в которой продолжается собственное
Я популярного школьника.
Глава 3. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей популярных детей младшего школьного возраста.
Целью экспериментального исследования было выявить индивидуально-психологические особенности популярных детей младшего школьного возраста.
Критерии отбора экспериментальной группы:
Констатирующий эксперимент:
За основу констатирующего эксперимента были взяты три диагностические методики:
Методика № 1 «Социометрия». (Немов Р.С. Психология. 3т.. - М., 1995) (Приложение № 1)
Цель: выявить популярных детей в классе.
Материал: бланки ответов.
Проведение исследования: экспериментатор задает детям вопросы, касающиеся взаимоотношений со сверстниками. Результаты заносят в таблицу.
Дата проведения: 17. 03. 06 г.
Анализ результатов дан в Приложении № 1.
Общий вывод: Социометрия была проведена в коллективе младших школьников, состоящем из 20 человек. В целом внутригрупповая сплоченность в коллективе высокая. В ходе исследования выявили популярных детей, исходя из суммы выборов: это Боков Дима (11 выборов), Ложкин Юра(11 выборов), Вилкин Женя (11 выборов).
Методика № 2 Анкета для родителей, воспитателей и учителей. (Немов Р.С. Психология. 3т.. - М., 1995) (Приложение № 2)
Цель: выявить индивидуально-психологические особенности популярных детей в классе.
Методы: экспертная оценка коммуникативных качеств личности у детей.
Подготовка исследования. Подготовка бланка анкеты.
Проведение исследования. Бланки анкеты предъявляются родителям, педагогам.
Дата проведения: 02. 04. 06 г.
Анализ результатов дан в Приложении № 3.
Общий вывод: Анализ ответов экспертов позволил сделать следующие выводы:
Методика № 3 Тест Н.Е. Щурковой «Размышления о жизненном опыте» для определения нравственной направленности школьника. (Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности -М.: 2001) (Приложение № 4)
Цель: выявить индивидуально-психологические особенности популярных детей в классе.
Материал: Бланки для ответов на вопросы теста.
Дата проведения: 05. 05. 06 г.
Анализ результатов дан в Приложении № 5.
Общий
вывод: У популярных детей младшего
школьного возраста выражена нравственная
направленность поведения, которая выражается
в справедливом, сочувственном отношении
к окружающим, в умении следовать не только
своим потребностям.
Вывод по результатам исследования: Данные исследования позволили выявить популярных школьников 2 «А» класса 49 школы г. Новокузнецка.
Далее мы определили индивидуально-психологические особенности этих детей, которые совпали с теми качествами, которые мы выделили в теоретическом исследовании:
- эмпатия
- справедливость
- внимание к сверстникам
- адекватная самооценка
- личностное
отношение к сверстнику, когда другой
ребенок является не средством самоутверждения
или конкурентом, а самоценной и уникальной
личностью, в которой продолжается собственное
Я популярного школьника.
Библиография
1. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и её статус. В кн. “Хрестоматия по психологии”. Под ред. А.В. Петровского. М. “Просвещение” 1987г.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
3. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В., М. “Просвещение” 1979г.
4. Гримак Л.П. Общение с собой М., 1999г.
5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба М. “Педагогика” 1991г.
6. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М. Изд-во политической литературы.1978г.
7. Кашина Н. В. Учет вида темперамента в школьной жизни. // Школьная психологическая служба. 2005.
8. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск. “Народная асвета” 1988г.
9.Колмогорова Л. С. Воспитание психологической культуры школьника // Вопросы психологии. 1999. № 1.
10. Коломинский Я.Л Человек: психология. М. “Просвещение” 1986г.
11. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. Минск. “Народная асвета” 1987г.
12. Нарицын Н.Н. Про детей и их родителей. Детский коллектив., М., 2004. 13. Петровский A.B., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М. “Просвещение” 1978г.
14. Практикум по общей психологии. Под ред. А.И. Щербакова. М. “Просвещение” 1979г.
15. Психологическая теория коллектива. Под ред. Петровского А.В. М. “Педагогика” 1979г.
16. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М. изд-во политической литературы. 1990г.
17.Смирнова Е. Популярные и непопулярные дети. // «Мама и малыш», 2005, № 11.
18. Тихомандрицкая О.А., Дубровская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 1999. № 3.
19. Шевандрин
Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие
личности. М., 1998.
Констатирующий эксперимент.
Методика № 1 «Социометрия».
Цель: выявить популярных детей в коллективе младших школьников.
Возрастная группа: младший школьный возраст (8 - 9 лет).
Дата: 17.03.06.
Время: 10 - 00 - 10 - 25
Инструкция: «Представьте, что Ваш класс выиграл поездку в г. Сочи. Но едут не все дети, а только те которых вы выберете. Вам самим нужно составить список группы детей, которые поедут к морю. Вам раздали карточки с фамилиями учеников Вашего класса, свои ответы занесите в карточки, поставив крестик против каждой фамилии в соответствующей колонке. Себя оценивать не нужно, т.е. против своей фамилии никаких отметок не ставьте.»
№ | Фамилии учеников | Если бы Вы формировали группу из учеников Вашего класса для поездки в г. Сочи, кого бы Вы.. | ||
Хотели бы в нее включить | Не хотели бы в нее включить | безразлично | ||
1 | Боков Д. | |||
2 | Волков С. | |||
3 | Вилкин Ж. | |||
4 | Жинкина Я. | |||
5 | Жилов К. | |||
6 | Зайцев С. | |||
7 | Зуев М. | |||
8 | Ивойлова М. | |||
9 | Калачева Ю. | |||
10 | Калинин А. | |||
11 | Косов Д. | |||
12 | Ложкин Ю. | |||
13 | Маслова Ж. | |||
14 | Манина В. | |||
15 | Плотникова С. | |||
16 | Раков Ж. | |||
17 | Филяков Ю. | |||
18 | Филькова Ю. | |||
19 | Шипилов М. | |||
20 | Яковенко К. |