Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на
формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 6
1.1. Социально-психологическая характеристика групп. Отношение между индивидом и группой. 6
1.2. Психологическая характеристика и особенности межличностных. 13
взаимоотношений детей подросткового возраста. 13
1.3. Эффективность групповой деятельности. 18
Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных. 23
взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 23
2.1. Общая организация исследования. 23
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования. 32
2.3. Выводы по результатам эмпирического исследования. 40
Заключение. 41
Список литературы.. 44

Файлы: 1 файл

Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе.docx

— 68.83 Кб (Скачать)

Структура и методы изучения межличностных отношений в детской  группе

Уже в дошкольном возрасте детские группы отличаются друг от друга рядом параметров своего развития. Следовательно, и влияние детской  группы на становление личности ребенка  будет различным. К таким параметрам относятся особенности характера  межличностных отношений, общения, содержания оценочных отношений, специфика  «общественного мнения», уровень развития совместной деятельности.

А.В. Петровский в структуре межличностных отношений в детской группе выделяет:

функционально-ролевые отношения, которые выступают в совместной деятельности (учебной, игровой, трудовой, продуктивной) и проходят под непосредственным руководством взрослого. Основная их функция  – усвоение норм и способов действий в группе. Методы изучения: опросники, беседы, наблюдение, стандартизированное интервью;

эмоционально-оценочные  отношения. Основная их функция –  осуществление коррекции поведения  сверстника в соответствии с принятыми  нормами совместной деятельности. Методы изучения: социометрический опрос;

личностно-смысловые отношения  – это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка  приобретает для других сверстников  личностный смысл. Методы изучения: методики изучения коллективистской идентификации, метод погруженной субъектности.

Я.Л. Коломинский за основу выделения структуры межличностных отношений в детской группе берет понятие «межличностное взаимодействие», которое включает в себя взаимоотношения, общение и взаимооценивание. Поэтому при социально-психологическом изучении группы дошкольников Я.Л. Коломинский предлагает использовать комплекс соответствующих диагностических процедур:

социометрическую методику (для изучения взаимоотношений детей);

методы наблюдения, нацеленные на процессы непосредственного взаимодействия (для изучения внутригруппового общения);

разные варианты оценочных  методик (для изучения положения  ребенка в системе взаимооценок).

Т.А. Репина за основу выделения  структуры межличностных процессов  в детской группе берет три  основных понятия: «общение», «взаимодействие», «межличностные отношения». В соответствии с этим она выделяет три основные структуры в межличностных процессах  дошкольной группы:

актометрическая структура – это объективные взаимосвязи детей, возникающие при взаимодействии в совместной деятельности и реальном (не регламентированном воспитателем) общении. Для изучения актометрической структуры группы Т.А. Репина предлагает использовать методику одномоментных срезов структуры группы детского сада в свободном общении;

социометрическая структура  – круг желаемого общения ребенка  со сверстниками, его избирательные  отношения с детьми, которые характеризуются  симпатией или антипатией по отношению  к ним. Для изучения социометрической структуры группы Т.А. Репина предлагает социометрическую игру «Секрет»;

перцептивная структура, состоящая из существующих в группе взаимных оценок. Для изучения данной структуры предлагается использовать методику изучения оценочных отношений (оценочный эксперимент).

Основные этапы диагностики  межличностных отношений в дошкольной группе

Сфера межличностных отношений  детей сложна, многогранна. Важный принцип  диагностики детской группы –  это комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи.

Я.Л. Коломинский выделяет в социально-психологическом исследовании дошкольной группы четыре этапа:

На первом этапе, когда  «общество» детей еще представляет диффузную группу, основной метод  изучения – наблюдение. Программа  наблюдения включает в себя:

особенности проявления ребенком потребности в социальных контактах;

уровень развития коммуникативных, организаторских умений;

характер и степень  выраженности личностной направленности (альтруистический, эгоистический);

развитие эмпатии, рефлексии и т.д.

На втором этапе осуществляется социометрическое исследование: выявляются статусная структура группы, индивидуальные статусные категории, групповые  социометрические индексы.

На третьем этапе проводятся аутосоциометрический, оценочный эксперимент и другие несоциометрические процедуры.

На четвертом этапе  составляются социально-психо-логические характеристики группы, каждого ребенка в системе межличностных отношений; планируются коррекционные воздействия, направленные на оптимизацию межличностного общения.

По мнению Я.Л. Коломинского, только при таком подходе информация, содержащаяся в социометрических индексах, актометрических коэффициентах, оценочных шкалах, обретает психолого-педагогический смысл. Аналогичную точку зрения высказывает и Т.А. Репина, по мнению которой, истинное положение ребенка в группе сверстников – это интегрированная характеристика, то есть совокупность его положения в актометрической, перцептивной, социометрической структурах детской группы.

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности  развития межличностных взаимоотношений  и самооценки детей младшего подросткового  возраста. 6

1.1. Социально-психологическая  характеристика групп. Отношение  между индивидом и группой. 6

1.2. Психологическая  характеристика и особенности  межличностных. 13

взаимоотношений детей подросткового возраста. 13

1.3. Эффективность  групповой деятельности. 18

Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных. 23

взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового  возраста. 23

2.1. Общая  организация исследования. 23

2.2. Описание  и анализ результатов эмпирического  исследования. 32

2.3. Выводы  по результатам эмпирического  исследования. 40

Заключение. 41

Список литературы.. 44

Приложения

Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от

общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые  он

включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а

выражает сумму тех  связей и отношений, в которых  эти индивиды находятся друг к  другу".

Природа межличностных отношений  в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как  сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые  свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью  нормы и ценности общества. В системе  межличностных отношений человек  реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Человек живет и развивается  в системе отношений с окружающим миром. Эта система многогранна. Важнейшими ее сторонами являются две: отношение людей к природе  и отношение их друг к другу. Через  отношения в природе развертывается все богатство предметной деятельности человека, через отношение друг к  другу – богатство связей общения, определяющее общественную силу человека.

Вступая в общение и  взаимодействие внутри какой-либо группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на различных связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между  людьми:симпатии или антипатии; податливости к воздействию других людей или устойчивости к этим воздействиям; активном общении или замкнутости,изолированности; совместимости с другими по психофизическим особенностям или отсутствии такой совместимости.

В некоторых конкретных группах  подобное взаимодействие преобладает, если в них отсутствуют или  слабо выражены общие, принятые и  утверждаемые всеми членами группы цели, задачи и ценности (идеалы, убеждения, оценки). В другом случае взаимодействие имеет опосредованный характер взаимоотношения между членами группы определяются принятыми в ней ценностями и оценками, важными для всех задачами и целями совместной деятельности. Ломов Б.Ф. писал, что этот тип взаимодействия наиболее характерен для коллективов, т.е. для таких групп, которые объединяются общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности.

Исследуемая в работах  Л.С.Выготского [7], С.Л. Рубинштейна, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской, А.В. Петровского [21], А.И. Донцова [10], К.К.Платонова, Л.М. Уманского, В.А. Бодрова, Н.В. Гришиной, А. Лотт и Б. Лотт, Д.Картрайта, и других отечественных и зарубежных психологов, данная проблема не потеряла своей актуальности и требует дальнейшего изучения. [15]

Сегодня перед нашим обществом  стоят столь грандиозные задачи и в сфере материального производства, и в сфере создания духовных ценностей, что решение их требует небывалых  совместных усилий людей, настоящей  сплоченности тех общностей, в которые они объединяются,совершенно определенного характера взаимоотношений в этих общностях.

Научно-техническая революция,урбанизация и другие социальные процессы, будучи прогрессивными явлениями в целом и обеспечивая небывалое развитие общества, вместе с тем порождают новые и обостряют некоторые старые проблемы в сфере воспитания подрастающих поколений..Межличностные отношения в группе — могучее средство в руках педагогов и психологов, позволяющее решить многие современные проблемы воспитания юношества.

Цель работы: изучить влияние  статусного положения ребенка в  группе на

формирование уровня его  самооценки.

В данной работе нами решались следующие задачи:

1. Проанализировать литературные  источники по данной проблеме.

2. На основе анализа  источников построить схему исследования  межличностных отношений и самооценки  детей младшего подросткового  возраста.

3. Подготовить и провести  необходимые исследования, позволяющие  подтвердить или опровергнуть  гипотезу.

4. Обработать результаты  и сделать соответствующие выводы.

5. Ознакомить работников  школьного учреждения с полученными  результатами.

Гипотеза: дети с низким статусным  положением в группе будут иметь  более низкую самооценку, чем дети, имеющие более высокий статус.

Предмет исследования: зависимость  уровня самооценки ребенка младшего подросткового возраста от его статуса  в данной группе.

Объект исследования: дети младшего подросткового возраста.

Методы эмпирического  исследования:

Социометрический эксперимент (по Коломинскому Я.Л.) [7]

Диагностические методики:

1. Методика оценки психологического  климата в группе А.Ф. Фидлера.

2. Социально-психологическая самоаттестация группы Р.С. Немов. [18]

Выборка: были выбраны учащиеся «А» и «Б» класса школы 61, обучающиеся  по традиционной программе. Всего в  количестве 29 человек, 13 девочек и 16 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет.

Глава 1. Особенности развития межличностных  взаимоотношений и самооценки детей  младшего подросткового возраста

1.1. Социально-психологическая  характеристика групп. Отношение между индивидом и группой

Проблема групп, в которые  объединены люди в процессе своей

жизнедеятельности - важнейший  вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными  группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять  группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают  в человеческом обществе.

«Группа - это некоторая  совокупность людей, рассматриваемых  их с точки

зрения социальной, производственной, экономической, бытовой,

профессиональной, возрастной и т.п. общности» [13]. Сразу же следует

оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь  место двоякое употребление понятия  “группа”. С одной стороны, в  практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом  цикле общественных наук под группой

понимается реально существующее образование, в котором люди собраны  вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на: малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и  стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и

общества - это три современные  реальности, они взаимосвязаны. Все  группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности  людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют и во многих группах. Некоторые  группы предполагают физическое присутствие  ее членов. Одновременно можно участвовать  в нескольких группах: члены команды  по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или  спорадические группы. Некоторые  группы созданы для длительного  существования и стремятся к  этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер.

Информация о работе Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе