Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние  статусного положения ребенка в  группе на
формирование уровня его  самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные  источники по данной проблеме.
2. На основе анализа  источников построить схему исследования  межличностных отношений и самооценки  детей младшего подросткового  возраста.
3. Подготовить и провести  необходимые исследования, позволяющие  подтвердить или опровергнуть  гипотезу.
4. Обработать результаты  и сделать соответствующие выводы.
5. Ознакомить работников  школьного учреждения с полученными  результатами.
Введение
Глава 1. Особенности  развития межличностных взаимоотношений  и самооценки детей младшего подросткового  возраста. 6
1.1. Социально-психологическая  характеристика групп. Отношение  между индивидом и группой. 6
1.2. Психологическая  характеристика и особенности  межличностных. 13
взаимоотношений детей подросткового возраста. 13
1.3. Эффективность  групповой деятельности. 18
Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных. 23
взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового  возраста. 23
2.1. Общая  организация исследования. 23
2.2. Описание  и анализ результатов эмпирического  исследования. 32
2.3. Выводы  по результатам эмпирического  исследования. 40
Заключение. 41
Список литературы.. 44
Структура и методы изучения 
межличностных отношений в 
Уже в дошкольном возрасте 
детские группы отличаются друг от 
друга рядом параметров своего развития. 
Следовательно, и влияние детской 
группы на становление личности ребенка 
будет различным. К таким параметрам 
относятся особенности 
А.В. Петровский в структуре межличностных отношений в детской группе выделяет:
функционально-ролевые 
эмоционально-оценочные 
отношения. Основная их функция – 
осуществление коррекции 
личностно-смысловые отношения 
– это взаимосвязи в группе, 
при которых мотив одного ребенка 
приобретает для других сверстников 
личностный смысл. Методы изучения: методики 
изучения коллективистской идентификации, 
метод погруженной 
Я.Л. Коломинский за основу выделения структуры межличностных отношений в детской группе берет понятие «межличностное взаимодействие», которое включает в себя взаимоотношения, общение и взаимооценивание. Поэтому при социально-психологическом изучении группы дошкольников Я.Л. Коломинский предлагает использовать комплекс соответствующих диагностических процедур:
социометрическую методику (для изучения взаимоотношений детей);
методы наблюдения, нацеленные 
на процессы непосредственного 
разные варианты оценочных 
методик (для изучения положения 
ребенка в системе 
Т.А. Репина за основу выделения 
структуры межличностных 
актометрическая структура – это объективные взаимосвязи детей, возникающие при взаимодействии в совместной деятельности и реальном (не регламентированном воспитателем) общении. Для изучения актометрической структуры группы Т.А. Репина предлагает использовать методику одномоментных срезов структуры группы детского сада в свободном общении;
социометрическая структура – круг желаемого общения ребенка со сверстниками, его избирательные отношения с детьми, которые характеризуются симпатией или антипатией по отношению к ним. Для изучения социометрической структуры группы Т.А. Репина предлагает социометрическую игру «Секрет»;
перцептивная структура, состоящая из существующих в группе взаимных оценок. Для изучения данной структуры предлагается использовать методику изучения оценочных отношений (оценочный эксперимент).
Основные этапы диагностики 
межличностных отношений в 
Сфера межличностных отношений детей сложна, многогранна. Важный принцип диагностики детской группы – это комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи.
Я.Л. Коломинский выделяет в социально-психологическом исследовании дошкольной группы четыре этапа:
На первом этапе, когда «общество» детей еще представляет диффузную группу, основной метод изучения – наблюдение. Программа наблюдения включает в себя:
особенности проявления ребенком потребности в социальных контактах;
уровень развития коммуникативных, организаторских умений;
характер и степень выраженности личностной направленности (альтруистический, эгоистический);
развитие эмпатии, рефлексии и т.д.
На втором этапе осуществляется социометрическое исследование: выявляются статусная структура группы, индивидуальные статусные категории, групповые социометрические индексы.
На третьем этапе проводятся аутосоциометрический, оценочный эксперимент и другие несоциометрические процедуры.
На четвертом этапе составляются социально-психо-логические характеристики группы, каждого ребенка в системе межличностных отношений; планируются коррекционные воздействия, направленные на оптимизацию межличностного общения.
По мнению Я.Л. Коломинского, только при таком подходе информация, содержащаяся в социометрических индексах, актометрических коэффициентах, оценочных шкалах, обретает психолого-педагогический смысл. Аналогичную точку зрения высказывает и Т.А. Репина, по мнению которой, истинное положение ребенка в группе сверстников – это интегрированная характеристика, то есть совокупность его положения в актометрической, перцептивной, социометрической структурах детской группы.
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 6
1.1. Социально-психологическая 
характеристика групп. 
1.2. Психологическая характеристика и особенности межличностных. 13
взаимоотношений детей подросткового возраста. 13
1.3. Эффективность групповой деятельности. 18
Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных. 23
взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 23
2.1. Общая организация исследования. 23
2.2. Описание 
и анализ результатов 
2.3. Выводы по результатам эмпирического исследования. 40
Заключение. 41
Список литературы.. 44
Приложения
Введение
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от
общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он
включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а
выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Природа межличностных отношений 
в любых общностях достаточно 
сложна. В них проявляются как 
сугубо индивидуальные качества личности 
– её эмоциональные и волевые 
свойства, интеллектуальные возможности, 
так и усвоенные личностью 
нормы и ценности общества. В системе 
межличностных отношений 
Именно активность личности, 
её деяния являются важнейшим звеном 
в системе межличностных 
Человек живет и развивается 
в системе отношений с 
Вступая в общение и взаимодействие внутри какой-либо группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на различных связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между людьми:симпатии или антипатии; податливости к воздействию других людей или устойчивости к этим воздействиям; активном общении или замкнутости,изолированности; совместимости с другими по психофизическим особенностям или отсутствии такой совместимости.
В некоторых конкретных группах подобное взаимодействие преобладает, если в них отсутствуют или слабо выражены общие, принятые и утверждаемые всеми членами группы цели, задачи и ценности (идеалы, убеждения, оценки). В другом случае взаимодействие имеет опосредованный характер взаимоотношения между членами группы определяются принятыми в ней ценностями и оценками, важными для всех задачами и целями совместной деятельности. Ломов Б.Ф. писал, что этот тип взаимодействия наиболее характерен для коллективов, т.е. для таких групп, которые объединяются общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности.
Исследуемая в работах Л.С.Выготского [7], С.Л. Рубинштейна, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской, А.В. Петровского [21], А.И. Донцова [10], К.К.Платонова, Л.М. Уманского, В.А. Бодрова, Н.В. Гришиной, А. Лотт и Б. Лотт, Д.Картрайта, и других отечественных и зарубежных психологов, данная проблема не потеряла своей актуальности и требует дальнейшего изучения. [15]
Сегодня перед нашим обществом 
стоят столь грандиозные задачи 
и в сфере материального 
Научно-техническая революция,
Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на
формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа 
источников построить схему 
3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Обработать результаты 
и сделать соответствующие 
5. Ознакомить работников 
школьного учреждения с 
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети, имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: зависимость уровня самооценки ребенка младшего подросткового возраста от его статуса в данной группе.
Объект исследования: дети младшего подросткового возраста.
Методы эмпирического исследования:
Социометрический эксперимент (по Коломинскому Я.Л.) [7]
Диагностические методики:
1. Методика оценки 
2. Социально-психологическая самоаттестация группы Р.С. Немов. [18]
Выборка: были выбраны учащиеся «А» и «Б» класса школы 61, обучающиеся по традиционной программе. Всего в количестве 29 человек, 13 девочек и 16 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет.
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста
1.1. Социально-психологическая характеристика групп. Отношение между индивидом и группой
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей
жизнедеятельности - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки
зрения социальной, производственной, экономической, бытовой,
профессиональной, возрастной и т.п. общности» [13]. Сразу же следует
оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”. С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой
понимается реально 
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на: малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и
общества - это три современные 
реальности, они взаимосвязаны. Все 
группы более или менее 
Информация о работе Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе