Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на
формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами.
Введение
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 6
1.1. Социально-психологическая характеристика групп. Отношение между индивидом и группой. 6
1.2. Психологическая характеристика и особенности межличностных. 13
взаимоотношений детей подросткового возраста. 13
1.3. Эффективность групповой деятельности. 18
Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных. 23
взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 23
2.1. Общая организация исследования. 23
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования. 32
2.3. Выводы по результатам эмпирического исследования. 40
Заключение. 41
Список литературы.. 44
Сплоченная группа способна
легче справляться с
Ценностно-ориентационное единство группы, как показатель ее сплоченности, отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, нивелировку личности в группе, например в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов и т.д.Разносторонняя и сколь угодно пестрая картина этих ориентации не препятствует сохранению сплоченности группы. Ценностно-ориентационное единство в группе —это прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Если, к примеру, одни члены группы считают, что задача, поставленная перед ней, невыполнима или что руководитель группы неспособен обеспечить ее выполнение (непригоден к руководству), а другие члены группы придерживаются противоположного мнения (и подобные разногласия типичны для данной группы), то ни о какой сплоченности группы не может быть и речи. [26]
Возложение и принятие
ответственности — этот феномен
проявляется в признании
Канадские психологи показали
зависимость актов возложения ответственности
от внешней привлекательности
1.3.Эффективность групповой деятельности
Познание психологических
закономерностей взаимодействия и
взаимоотношений людей
Установлено, что величина группы не оказывает прямого и однозначного влияния на успешность ее деятельности. Однако увеличение или уменьшение количества членов в зависимости от задачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы. Психологические следствия увеличения или уменьшения количества членов группы различны, могут быть как положительными, так и отрицательными. [34]
Положительные:
1. С увеличением группы
в ней появляется больше людей
с ярко выраженной
2. Чем больше группа, тем
легче распределить
3. Большая по численности
группа может собрать и
4. В большой группе большее число людей может участвовать в выработке и принятии решения, взвешивании и оценке его положительных и отрицательных сторон.
5. С ростом группы обычно
повышается ее «ресурс
Отрицательные:
1. С увеличением числа
членов группы может
2. Большой группой трудно
управлять, организовывать
3. Рост группы может
привести к увеличению
4. При увеличении группы
статус и авторитет одних ее
членов растет, других — уменьшается,
увеличивается психологическая
дистанция между ними. Возможности
для развития и использования
своих способностей,
5. С увеличением группы
средний вклад каждого
На успех работы группы в немалой степени влияет задача, стоящая перед ней. Следует отметить, что задача определяет структуру взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы, а структура, в свою очередь, влияет на ее итоги. [34]
Композиция, т.е. индивидуальный состав, влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития как коллектива. При одном и том же количественном составе группа может быть психологически совместимой и не совместимой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной.
Высокоразвитые группы с неоднородной композицией — со значительными индивидуально-психологическими различиями участников — лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами и задачами. Благодаря различиям в опыте, в подходах к решению задач, в точках зрения, мышлении, особенностях восприятия, памяти и т.п. их участники с разных сторон подходят к решению задач. В результате увеличивается число идей, разнообразных вариантов решения и, следовательно, вероятность эффективного выполнения поставленной задачи. [34]
Неоднородность композиции группы, если она слабо развита, затрудняет взаимопонимание, выработку общей позиции. В таких условиях неоднородность состава приводит к возникновению противоречий и конфликтов в сфере личных взаимоотношений. Наряду с упорядочением деятельности таких групп их целесообразно делить на рабочие подгруппы, состоящие из людей,психологически совместимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и разделение труда между подгруппами внутри группы.
В однородных группах люди
обычно больше удовлетворены и больше
стремятся к общению. В особенности
это относится к
Зависимость успеха группы
от стиля лидерства также
В группах, находящихся на среднем уровне развития,лучшие результаты дает гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и либеральности.
В относительно слаборазвитых
группах, не готовых к самостоятельной
работе, не способных к самоорганизации
деятельности и имеющих сложные,
конфликтные отношения, предпочтительнее
директивный стиль руководства
с элементами демократичности. Директивный
стиль, как временная мера, может
оказаться полезным и в среднеразвитых
группах при их работе в сложных
ситуациях: новая задача, дефицит
времени, неожиданные и значительные
изменения состава, требующие непростого
и срочного перераспределения
Немаловажное значение для успешной работы группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии,интенсивность и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимодействия и взаимоотношений по-разному сказываются на эффективности групповой работы. Хорошие эмоционально-межличностные отношения членов группы чаще всего способствуют их успешной совместной работе. Однако в группах разного уровня социально-психологической зрелости эти взаимоотношения проявляют себя по-разному. При сравнительно простых задачах, ставших привычными для членов группы, не требующих от них больших совместных усилий, не вызывающих эмоциональной напряженности, личные взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. Если же группе предстоят непривычные дела,требующие сложных, согласованных, скоординированных усилий, порождающие повышенную эмоциональную напряженность (особенно стрессовую ситуацию), то лучше в работе проявляют себя более развитые в социально-психологическом отношении группы.
Успех работы группы зависит
и от формы организации ее деятельности.
Существует несколько таких форм
организации:коллективно-
Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных
взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста
2.1. Общая организация исследования
Цель эмпирического
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети, имеющие более высокий статус.
Задачи:
1. Провести диагностическое
исследование социально-
2. Изучить социометрическую структуру группу обследуемых учащихся.
3. Проанализировать полученные результаты.
Методы, применяемые в эмпирическом исследовании.
Социометрическое исследование (по Коломинскому Я.Л.) [16]
Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено) [3].
Социометрия – это система
некоторых приёмов, дающих возможность
выяснить количественное определение
предпочтений, безразличий или неприятий,
которые получают индивиды в процессе
межличностного общения и взаимодействия.
Данные социометрического анализа
широко используют при исследовании
самочувствия личности в группе, при
определении структуры
В качестве социометрических критериев испытуемым были предложены следующие вопросы:
1) Представьте себе, что
Вы оказались на необитаемом
острове. Кого из своих
2) Кого из своих нынешних одноклассников Вы не хотели бы видеть в своем классе? (не более 3-х человек)
Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым.
Карточки с ответами испытуемых
соответствующим образом
Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:
Информация о работе Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе