Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на
формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами.
Введение
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 6
1.1. Социально-психологическая характеристика групп. Отношение между индивидом и группой. 6
1.2. Психологическая характеристика и особенности межличностных. 13
взаимоотношений детей подросткового возраста. 13
1.3. Эффективность групповой деятельности. 18
Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных. 23
взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 23
2.1. Общая организация исследования. 23
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования. 32
2.3. Выводы по результатам эмпирического исследования. 40
Заключение. 41
Список литературы.. 44
Коэффициент статуса
Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Карточки с ответами испытуемых соответствующим образом обрабатываются, на основе чего составляются социометрические матрицы.
Обработка данных.Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество учащихся, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу. Положительный выбор обозначают +, отрицательный выбор -.
На основании данных определяют статусное положение каждого члена группы и распределяют всех по условным статусным категориям:
1«предпочитаемые» - 6 и более положительных выборов;
2«принятые» - 3-5 выборов(положительных и отрицательных);
3«непринятые» - 1-2отрицательных выбора;
4 «изолированные» - не
получившие ни одного выбороа
(ни
положительного, ни отрицательного).
Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы,находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2), с числом членов группы,оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4).
УБВ высокий при 1 + 2 > 3 + 4; средний при 1 + 2 = 3 + 4 (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также«индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-20%).
Эмоциональное благополучие или самочувствие учащихся в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB):
КВ = (Р1/Р)х100%,
где Р - общее число выборов,сделанных в эксперименте;
P1 - число взаимных выборов.
Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству (по Коломинскому Я.Л.). [16]
Методика оценки психологического климата в группе (А.Ф. Фидлер).
[23]
В ее основе лежит метод семантического дифференциала.
Испытуемые (члены классного коллектива) оценивают состояние психологической атмосферы в своей группе по следующим критериям:
1. Дружелюбие- враждебность.
2. Согласие- несогласие.
3. Удовлетворенность- неудовлетворенность.
4. Продуктивность- непродуктивность.
5. Теплота -холодность.
6. Сотрудничество- несогласованность.
7. Взаимоподдержка- недоброжелательность.
8. Увлеченность- равнодушие.
9. Занимательность- скука.
10.Успешность - безуспешность.
Каждая пара критериев оценивается баллами от 1 до 8. Чем меньше балл, тем ближе он к первому критерию пары. Позитивные характеристики социально-психологического климата соответствуют меньшему баллу. Соответственно, чем больше балл (до 8), тем более негативная характеристика данного критерия диагностируется.
Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка социально-психологического климата). Оценки
от 10 до 29 свидетельствуют
о благоприятном социально-
Социально-психологическая самоаттестация группы. Немов Р. С.[21]
Основу данной методики,предназначенной для комплексной оценки уровня развития в группе отношений,характерных для коллектива, составляет следующий список суждений (всего их 75,причем 5 из них — контрольные (они отмечены в списке крестиками слева) и 70 —рабочие).
1. Свои слова подтверждают делом.
2. Осуждают проявления эгоизма и индивидуализма.
3. Имеют одинаковые убеждения.
4. Радуются успехам друг друга.
5. Оказывают помощь и поддержку другим группам и новичкам в своей группе.
6. Слаженно работают, умело взаимодействуют друг с другом.
7. Знают стоящие перед группой задачи.
8. Достаточно требовательны друг к другу.
9. Все вопросы решают сообща.
10. Единодушны в оценках проблем, стоящих перед группой.
11. Доверяют друг другу.
12. Делятся опытом работы
с другими группами и
13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
14. Хорошо знают итоги работы группы.
15. Никогда и ни в чем не ошибаются.
16. Правильно оценивают свои успехи и неудачи.
17. Личные интересы не ставят выше интересов всей группы.
18. Имеют общие увлечения (хобби).
19. Защищают друг друга.
20. Считаются с интересами других групп и новых членов в своей группе.
21. Заменяют друг друга
в групповых делах при
22. Знают как положительные, так и отрицательные стороны в работе группы.
23. Трудятся с полной
отдачей сил над решением
24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.
25. Быстро добиваются согласия
при распределении
26. Помогают друг другу.
27. Справедливо относятся не только к своей, но и к другим группам, не только к старым, но и к новым ее членам.
28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе группы.
29. Хорошо знают правила поведения в группе.
30. Никогда ни в чем не сомневаются.
31. Не бросают начатое дело на полпути.
32. Горячо отстаивают принятые в группе нормы и правила поведения.
33. Одинаково правильно оценивают успехи группы.
34. Искренне огорчаются при неудачах товарищей по группе.
35. Одинаково правильно
оценивают работу как своей,
так и других групп, как
36. Умеют предупреждать
и разрешать конфликты,
37. Хорошо знают свои обязанности.
38. Сознательно подчиняются дисциплине.
39. Искренне верят в свою группу.
40. Одинаково правильно
оценивают неудачи своей
41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.
42. Никогда не подчеркивают
преимуществ своей группы
43. Быстро находят между собой общий язык.
44. Знают, как лучше всего взаимодействовать друг с другом в совместной работе.
45. Всегда и во всем правы.
46. Личные интересы не ставят выше интересов других членов группы.
47. Активно поддерживают полезные для группы начинания.
48. Имеют сходные представления о нравственности.
49. Доброжелательно относятся друг к другу.
50. Тактично ведут себя по отношению не только к своей, но и к другим группам, по отношению не только к старым, но и к новым членам группы.
51. Способны взять на себя руководство группой, если потребуется.
52. Хорошо знают права и обязанности друг друга.
53. По-хозяйски относятся
к материальным ценностям
54. Поддерживают добрые начинания в группе.
55. Придерживаются одинаковых
точек зрения о том, какими
качествами должен обладать
56. Уважают друг друга.
57. Активно стремятся к
сотрудничеству с другими
58. Готовы при необходимости взять на себя обязанности товарищей по группе.
59. Хорошо знают черты характера друг друга.
60. Умеют делать все на свете.
61. Ответственно выполняют любую работу.
62. Оказывают активное
сопротивление всему, что
63. Одинаково правильно
оценивают распределение
64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
65. Искренне радуются успехам других групп, новых членов своей группы.
66. Действуют организованно и дружно в сложных ситуациях.
67. Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки друг друга.
68. Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.
69. Лично заботятся об успехах группы.
70. Одинаково правильно
оценивают наказания, которые
за ошибки получают члены
71. Внимательно относятся друг к другу.
72. Искренне огорчаются при неудачах не только своей, но и других групп, не только старых,но и новых членов группы.
73. Быстро и бесконфликтно
во всех ситуациях находят
такое распределение
74. Хорошо знают, как обстоят друг у друга дела.
75. На любой вопрос могут дать правильный ответ.
При помощи 70 рабочих суждений,
включенных в этот список, оценивается
уровень развития в данной группе
разнообразных отношений, характерных
для сформировавшегося
Все 70 рабочих суждений в методике разделены на 7 групп по 10 суждений в каждой. Это — подшкалы данной методики, при помощи которых экспериментально оценивается степень развитости в группе как коллективе 7 видов отношений. Эти отношения следующие:
1. Ответственность.Отношения членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой.
2. Коллективизм.Стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое,препятствуя ее разрушению.
3. Сплоченность.Единство мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единство действий в самых существенных жизненных ситуациях.
4. Контактность. Взаимная общительность,личные, эмоционально-непосредственные отношения между членами группы.
5. Открытость.Отношения членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы.
6. Организованность.Способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы.
7. Информированность.Доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы.
В бланке, представленном в приложении, которым пользуются члены группы в процессе ее обследования, слева направо вертикальными рядами цифр обозначены номера суждений методики. Каждый из семи располагающихся слева направо столбцов включает в себя номера тех суждений, которые включены в отдельную подшкалу методики, а сами под-шкалы с первой по седьмую представлены в этом бланке столбцами, следующими друг за другом в соответствующем порядке. Так, например, первый слева столбец представляет подшкалу «ответственность» и т.д.
В верхней части бланка представлена оценочная шкала, пользуясь которой члены изучаемой группы дают оценки отношениям в своей группе по каждому из 70 рабочих и 5 контрольных суждений. Соответствующие оценки сначала даются в словесных формулировках оценочной шкалы, затем переводятся в баллы, и эти баллы проставляются в бланке слева от порядкового номера соответствующего суждения.
Перед началом исследования каждый член группы получает по одному бланку и инструкцию следующего содержания:
Инструкция
«Сейчас вам будет зачитан список суждений, которые характеризуют отношения, существующие в развитом,сформировавшемся коллективе. При помощи этих суждений вы должны будете оценить степень развитости своей группы как коллектива, т. е. сказать, насколько в вашей собственной группе представлены и развиты такие отношения между ее членами. Свою группу вы будете оценивать по каждому из 75 суждений в отдельности, пользуясь при этом имеющимся у вас бланком и шкалой,представленной в верхней его части. Порядок работы с методикой следующий: после того как вам будет зачитано первое суждение, вы должны будете оценить по нему свою группу и выбранную вами оценку поставить справа от номера соответствующего суждения на бланке. Затем зачитывается второе суждение и процедура повторяется многократно до тех пор, пока каждый из вас не оценит свою группу по всем 75суждениям». Замечание. Если по тому или иному суждению испытуемый не в состоянии оценить свою группу, то в бланк вместо конкретной цифровой оценки вносится прочерк «-», соответствующий последнему пункту словесной оценочной шкалы «затрудняюсь сказать». Необходимо, однако, стараться, чтобы этих прочерков было как можно меньше. После того как все бланки заполнены членами группы, производятся анализ и оценка результатов исследования. (см. приложение№ 1)
2.2. Описание
и анализ результатов
Эмпирическое исследование проводилось на базе двух классов. Представим его результаты по каждому классу отдельно. Мы имеем два исследуемых объекта: «А» класс и «Б» класс.
Социометрическое исследование.
Изучение социометрической структуры групп, вычисление индексов групповой сплоченности, благополучия взаимоотношений, изолированности (см. приложение 2)
Проанализировав социометрическую матрицу «А» класса, можно констатировать следующую социометрическую структуру группы:
Таблица 1.
Социально-психологическая самоаттестация в группе «А».
Оценка по каждому испытуемому
Уровень развития |
Кол-во испытуемых |
% соотношение |
Высокий уровень развития |
2 испытуемых |
14% |
Средний уровень развития |
8 испытуемых |
57,1% |
Низкий уровень развития |
4 испытуемых |
28,6% |
Испытуемые № 7 и 13,получившие только по 6 положительных выборов являются «предпочитаемыми».Испытуемые № 1,5,10,11 получили по 3-4 положительных и по 1 отрицательному выбору, поэтому они считаются «принятыми». Испытуемые № 3,4,6,8,14положительных выборов не получали, а количество отрицательных выборов от 2 до4, статус этих сотрудников - «непринятые». Наконец, испытуемые № 9 и 12 не получили ни одного выбора (ни положительных, ни отрицательных), это -«изолированные». Общее количество положительных выборов сделанных в 10-а классе равно 28, а отрицательных - 20, число положительных взаимовыборов - 3, отрицательных- 1.
Информация о работе Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе