Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на
формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 6
1.1. Социально-психологическая характеристика групп. Отношение между индивидом и группой. 6
1.2. Психологическая характеристика и особенности межличностных. 13
взаимоотношений детей подросткового возраста. 13
1.3. Эффективность групповой деятельности. 18
Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных. 23
взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 23
2.1. Общая организация исследования. 23
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования. 32
2.3. Выводы по результатам эмпирического исследования. 40
Заключение. 41
Список литературы.. 44

Файлы: 1 файл

Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе.docx

— 68.83 Кб (Скачать)

Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются  организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный  характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб  по интересам”).

Первичная или ограниченная группа является основой для человека это -

семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

Социальная психология предпринимала  многократные попытки построить  классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации.

Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип  структуры, задачи и функции, преобладающий  тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и

реальные. Она сосредоточивает  свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно  фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей  социальной деятельностью и находятся  в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения  эмоциональных отношений, групповых  норм и групповых процессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов  внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя  разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих  все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций  условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп  в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается  обще - психологический принцип подбора  испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших  групп, то вопрос об их исследовании значительно  сложнее и требует особого  рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью  в полном смысле этого слова, и  коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые  параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости  от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может  быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. В каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней

носят более сложный характер. Например, в старших классах школы  нередко можно встретить объединения  детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в  большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются  крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура  больших групп, в которые входят малые:

социальные классы;

различные этнические группы;

профессиональные группы;

возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и  др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда  или производственная бригада. Иными  словами, мы сразу “задаем” некоторый  набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости  от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать  и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура  предпочтений, структура коммуникаций, структура власти. [10]

“Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик

группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема.

Если последовательно  идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие  процессы, которые организуют деятельность группы.

Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп.

Непосредственно общие качества группы:

Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее

удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении  осуществления групповых задач.

Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.

Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются  еще и такие:

направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

эмоциональность - межличностные  связи эмоционального характера,

преобладающей эмоциональный  настрой группы;

интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях. [18]

Проблема развития группы никогда не ставилась с целью  выяснить разные

уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных  параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с  тем без такого подхода картина  развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых  процессов допускает и более  дробный анализ, когда отдельно исследуется  развитие групповых норм, ценностей  система межличностных отношений  и т.д. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик  больших социальных групп наталкивается  на целый ряд трудностей. Богатство  методик изучения различных процессов  в малых группах часто контрастирует  с отсутствием подобных методик  для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп  такого рода. Отсюда иногда рождается  убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком  исследовании еще более укрепляет  такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого  слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех [8]. По утверждению  Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться  правомерным, ибо это не одна из проблем  данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно  межличностного общения в процессах  формирования личности сами по себе эти  группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок». [14] Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают  на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социально - психологический  анализ больших групп можно рассматривать  как “ключ” к познанию содержания психики индивида.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве,

начинается с распределения  функций. Без этого не возможно существование  группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский [27] считает при классификации  групп определять степень и развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости  от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

1.2. Психологическая  характеристика и особенности  межличностных

взаимоотношений детей подросткового возраста

Взаимоотношения в группах  делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчиненного, деловые и личные,рациональные и эмоциональные.

Отношения в группе могут  меняться от безразличных до конфликтных или коллективистских в благоприятном случае. Личность в группе проявляет свои положительные или отрицательные черты в зависимости от складывающихся обстоятельств, т.е. от особенностей группы и социального окружения.

Варианты взаимоотношений  в группах рассматриваются на основе триад, групп состоящих из трех человек, и отражающих закономерности развития отношений в других больших  по численности группах. [29]

Выделяют следующие варианты: гармоничные или согласованные (взаимоотрицательные), противоречивые, конфликтные.

Межличностные отношения  рассматриваются в статике —сформировавшиеся на данный момент, и в динамике — т.е. в развитии. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором —законы их преобразования и развития.

Статическую картину изучают  с помощью социометрии. Это комплекс методик предназначенных для  исследования отношений: взаимных симпатий и антипатий, привлекательности  и непривлекательности, авторитетности и неавторитетности. Эти методики также позволяют выделить неформального лидера группы.

Групповая динамика изучает  сплоченность, устойчивость к внешним  воздействиям, эффективность деятельности группы, конформность личности в группе или ее независимость.

Основой межличностных отношений  является групповая деятельность, ее цели и содержание. [16]

В структуре межличностных  отношений выделяют три уровня:

1. отношение каждого члена  группы к деятельности,мотивация и личностный смысл, 2. опосредованные отношения через цели и задачи деятельности, принимаемые в группе принципы и ценностные ориентации, 
3. поверхностный уровень — предполагает наличие эмоциональных связей, личные непосредственные контакты, не оказывающие влияние на содержание групповой деятельности.

Существуют критерии оценки межличностных отношений в группе, позволяющие также судить об уровне ее развития. К ним относятся:

Внутригрупповая идентификация  — это особый характер мотивации  поступков, когда каждый член группы относится к другим членам группы, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в своем сообществе. Во внутригрупповой идентификации  противопоставление «я» и «они»  снимается понятием «мы». Гуманность, забота о товарище, требовательность к нему — норма таких взаимоотношений. Так возникает психологический  климат, благоприятный для развития личности. [16]

Нарушением принципов  внутригрупповой идентификации  является поведение, при котором  к себе и к другим в одной  и той же или в сходной ситуации индивид применяет разные нравственные нормы и строит свои поступки, исходя из подобных норм. В роли показателя выступает конкретный психологический  параметр межличностных отношений. Этот параметр получил наименование действенной групповой эмоциональной  идентификации, или сочувствия как  соучаствования.

Итак, сочувствие как соучаствование — это внутригрупповая идентификация, для которой некоторое неблагоприятное происшествие, а также связанные с ним переживания одного из членов группы становятся мотивами поведения остальных членов группы и организуют их деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на блокирование действия данного происшествия.

В группе высокого уровня развития уровень сочувствия как соучаствования сохраняется и в том случае, когда наказание грозит ее«ветерану», и в том, когда оно предназначено включенному в нее новичку. Как известно, в группах низкого уровня развития новичок заведомо оказывается в роли«козла отпущения». Отношение к новичку во многом может рассматриваться в качестве критерия гуманных отношений в группе. Подлинный гуманизм обнаруживается в неизменности эмпирических показателей соучаствования в тех случаях, когда угроза наказания адресована пока еще неизвестному группе индивиду, но на которого распространяются не только обязанности, но и права ее члена. Итак, соучаствование как проявление внутригрупповой идентификации является специфическим показателем уровня развития межличностных отношений в группе.

Свое наиболее яркое выражение, включая отношение к моральным  ценностям и нормы поведения, отвечающие идеалам общечеловеческой этики,внутригрупповая идентификация получает в группе высокого уровня развития,способствуя ее интеграции.

Сплоченность группы как  ценностно-ориентационное единство—  это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам(лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.

Информация о работе Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе