Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на
формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 6
1.1. Социально-психологическая характеристика групп. Отношение между индивидом и группой. 6
1.2. Психологическая характеристика и особенности межличностных. 13
взаимоотношений детей подросткового возраста. 13
1.3. Эффективность групповой деятельности. 18
Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных. 23
взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. 23
2.1. Общая организация исследования. 23
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования. 32
2.3. Выводы по результатам эмпирического исследования. 40
Заключение. 41
Список литературы.. 44

Файлы: 1 файл

Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе.docx

— 68.83 Кб (Скачать)

Определим далее уровень  благополучия взаимоотношений в  данной группе. Сравним для этого  количество учеников, находящихся в  благоприятных статусных категориях - 1 и 2 (их 6человек) с количеством  испытуемых, имеющих неблагоприятный  социометрический статус (их 5 человек) 6 > 5, следовательно, УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) высокий. Индекс изолированности  равен 14,2%; индекс взаимности равен 10% (3/34 х 100%).

Показатель групповой  сплоченности на эмоционально-личностном уровне Сп вычисляется по формуле:

Сп = К/∑вв*100%, где К- общее число взаимных выборов, сделанных членами группы;

∑вв = п(п-1)/2 - максимально возможное число взаимных выборов в группе.

Итак, Сп = 3/39* 100% = 7,6% (индекс групповой сплоченности).

Социально-психологическая самоаттестация в группе «Б».

Оценка по каждому  испытуемому

Уровень развития

Кол-во испытуемых

% соотношение

Высокий уровень развития

9 испытуемых

60%

Средний уровень развития

5 испытуемых

33,3%

Низкий уровень развития

1 испытуемых

6,7%


 

В «Б» классе«предпочитаемыми» являются испытуемые №2, 7 и 11. Они

получили по 7-8 положительных  выборов. Испытуемые №1,5,8,10- «непринятые»,

количество отклонений- 4-5.Испытуемые № 3,9, и 13 не получили ни одного

выбора,они являются «изолированными».

Общее число положительных  выборов, сделанных в группе, равно 41;

отрицательных - 24.

Число положительных взаимовыборов - 9, отрицательных - 1.

Уровень благополучия взаимоотношений  высокий;

индекс изолированности - 10%; а коэффициент взаимности 22% (9/41*100%).

Показатель групповой  сплоченности на эмоционально-личностном уровне: Сп = 9/42*100% = 21% (индекс групповой сплоченности).

Из этих данных видно, что  в«А» классе все социометрические индексы, характеризующие групповую сплоченность, выше, чем в «Б» классе. Итоговые показатели социометрического исследования:

Таблица3

Итоговые результаты социометрического исследования

 

Группы

Кол-во положит, выборов

Кол-во отрицат. выборов

Обшее

число

взаимных

выборов

Обшее

число

взаимных

отклонен

ий

Индекс изолированности

Индекс взаимности

индекс группово

и

сплоченн

ости

«А» класс

28

20

3

1

14,2

10

7,6

«Б» класс

41

24

9

1

10

22

21


Гистограмма на рисунке 1 наглядно демонстрирует данные результаты.

25-, «Б» Кл.

 
 
 
 
 
 

изолир-ть взаим-ть сплоч-ть

Рис. 1Результаты социометрического  исследования

 

Оценка психологического климата в классах.

В «А» классе средняя общая  оценка, характеризующая степень  благоприятности социально-психологического климата равна 42,2.

Суммарный балл,характеризующий социально-психологический климат в группе превышает 50 баллов(до 65 баллов).

В «А» классе наиболее высокие  показатели (соответствующие менее  благоприятной социально-психологической  атмосфере), получены по критериям:

1. увлеченность-равнодушие;

2. успешность-безуспешность; 

3.продуктивность-непродуктивность;

4.сотрудничество-несогласованность 

5.взаимоподдержка-недоброжелательность.

Самые низкие среднеггрупповые показатели зафиксированы по критериям:

1 дружелюбие-враждебность;

2 согласие-несогласие.

В целом, в данной группе социально-психологический климат относительно благоприятный. Общая  среднегрупповая оценка, характеризующая состояние социально-психологического климата в «А» группе равна 42,2 баллам, при минимальной - 10 б. И максимальной- 80 б.

Более подробные данные о  результатах каждого испытуемого  см. в таблице приложения № 3.

В «Б» группе средняя общая  оценка, характеризующая степень  благоприятности социально-психологического климата равна 31,5.

Согласно правилам обработки  результатов данной методики, на основе индивидуальных профилей социально-психологического климата, составляем средний профиль, характеризующий психологическую  атмосферу в группе.

Среднегрупповые оценки социально-психологического климата в «Б» группе по всем 10 критериям находятся в диапазоне от 2,8 до 3,8. Причем самые низкие оценки получены по критериям:

1 согласие-несогласие;

2 сотрудничество-несогласованность; 

3 увлеченность-равнодушие;

1 (дружелюбие - враждебность). А самые высокие среднегрупповые оценки зафиксированы по критериям 7 (взаимоподдержка - недоброжелательность); 5 (теплота - холодность)и 3 (удовлетворенность - неудовлетверенность);

В целом, в коллективе 10-6класса социально-психологический климат достаточно благоприятный. По 8-балльной шкале основная масса оценок не превышает 4-х баллов, а общая среднегрупповая оценка равна 31,5 (при максимальной оценке 80 баллов, а минимальной - 10баллов).

Социально-психологическая самоаттестация группы.

Проведенное эмпирическое исследование комплексной оценки уровня развития «А» группы (см. бланки в приложении № 5).

Нами получены следующие  результаты:

1) по степени развития  отдельных отношений в группе.

Отношение членов группы к  совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой  получили средний балл - 3,3. Наиболее высокие оценки по шкале «ответственность»наблюдаются у испытуемых №7 (4,8 б.); 5 (4,2 б.); 9,14 (4,16.). Самыми низкими оценками отметили «ответственность» в группе испытуемые №12 (1.9 б.); 11 (2,4); 3,4 (2,6 б.)

Испытуемые № 5,9,1,7 высоко оценили «сплоченность» группы (4,8 б.,4,4 б.,4б.)

Наиболее низкие оценки единству мнений и действий в группе выявились  у испытуемых № 12 (2,4 б.); №2,6,8,11 (2,8 б.). Общий балл- 3,2, что соответствует  среднему уровню развития данного вида отношений в группе. Взаимная общительность  в группе(«контактность») оценивается в целом на 3,6 балла, что также соответствует среднему уровню развития данного вида отношения в группе. Наиболее высокие результаты оценок - 4,2 б. (исп. № 2); 4,4 б.

(исп. № 7); 4,1 б. (исп.  №1); 4 б. (исп. №3). Низко оценили  данный вид отношений в группе  исп. № 12 (2б.); исп. № 11 (2,5 б.).

Средние баллы по двум видам  отношений: «открытости» и «организованности» в «А» группе составили по 3,4, что  также соответствует среднему уровню развития отношений членов группы к  другим группам или к новым  участникам своей группы и изменению  организационной структуры деловых  взаимоотношений.

Доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии  дел в ней и о каждом члене  группы оценивается в 3,7 балла.

2) оценка уровня развития  группы отдельными его членами.

Наивысшую оценку уровня развития группы дали испытуемые № 14 (4,1 б.); №7,9 (4 б.).

Испытуемые № 1,8,11,12оценили  развитие группы низкими баллами (2,6; 2,9; 2,8; 2,3). Большинство членов группы рассматривают развитие своей группы на среднем уровне (7человек).

Таким образом, развитие «А»группы находится на среднем уровне (см. приложение 4).

Развитие «Б» группы находится  на среднем уровне (см. приложение 4).

Проанализировать результаты исследования можно по каждому из семи видов отношений в целом  в группе и отношение каждого  учащегося к своей группе. Нами получены следующие результаты:высокий уровень развития своей группы отметили семь старшеклассников: исп. № 1

(4,2 б.); № 2 (4,1 б.); №3(4,3 б.); №  5 (4,1 б.); № 7 (4,2 б.); № 10 (4,6 б.); №15

(4,2 б.). Один испытуемый  оценил уровень развития группы  очень высоким -5,6 балла (№ 11). Средний уровень развития группы как коллектива отметили исп. № 6 (3,1 б.); № 8 (3,6б.); № 9 (3,4 б.); №12 (3,3 б.);

№ 13 (3,7 б.); № 14 (3,2 б.).Низкий уровень развития группы наблюдается в оценке только одного испытуемого -№ 4 (2.9 б.).

Рассматривая отдельные  разновидности отношений в группе, можно отметить высокий уровень  развития«коллективизма» и «организованности». Данной группе учащихся присуще стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению; а также способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы.

Другие виды отношений:«ответственность», «сплоченность», «контактность» и «информированность»отмечены учащимися средним уровнем развития, приближающимся к высокому, так как общие оценки развития отношений составляют соответственно 3,7 б.; 3,9 б.; 3,8б.; 3,9 б.; 3,7 б.

Оценочные данные развития группы «А» и группы «Б» наглядно можно представить в виде гистограммы, из которой отчетливо видно, что  уровень развития группы «Б» выше, чем в группе«А».

 

 

 

рис. 2

Условные обозначения:

1- ответственность, 2-коллективизм, 3- сплоченность, 4- контактность,

5- открытость, 6-организованность, 7- информированность, 8- итоговый результат.

2.3. Выводы  по результатам эмпирического  исследования

Подытожив результаты всего  эмпирического исследования, сформулируем следующие выводы:

1. В группе «Б» по  данным социометрического исследования  зафиксированы более благоприятные  межличностные отношения, чем  в группе «А», а именно, там  произведено больше положительных  и взаимных выборов, больше  учащихся, имеющих положительные  статусные категории, выше индексы  взаимности и групповой сплоченности, ниже индекс изолированности.

2. Профили,характеризующие социально-психологический климат, показывают, что в группе «Б»средние оценки по всем критериям ниже, чем в группе «А», т.е., состояние социально-психологического климата в группе «Б» более благоприятное, чем в группе «А». Это говорит о том, что в Группе «Б» имеет место доверие членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в сложных ситуациях, принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.

3. В «А»группе выявлен средний уровень развития разнообразных отношений, В «Б» группе также отмечен средний уровень развития группы, но с оценочными показателями,приближающими данную группу к высокому уровню развития различных видов отношений: отношения членов группы к совместной работе, к целям и задачам,которые стоят перед группой; стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу; взаимная общительность, личные, эмоционально-непосредственные отношения между членами группы; способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений.

4. Как следует из всего  вышесказанного, в группе «Б»,  где методом 
социометрии были получены показатели благоприятных межличностных 
отношений,зафиксированблагоприятный социально-психологический климат и 
уровень развития группы выше среднего. Тогда как в «А» группе, где социометрическое исследование показало не вполне благоприятные межличностные отношения (большое количество

старшеклассников с неблагоприятными статусными положениями, низкие индексы  взаимности и сплоченности,высокий индекс изолированности), социально-психологический климат скорее неблагоприятный и уровень развития группы средний.

 
 
 

Заключение

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения

ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам  мы видим, что чем выше статус ребенка  в группе, тем более высокий  уровень самооценки выявляется в  процессе экспериментов.

Изучение природы межличностных  отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в детских  коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений  между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его  аспекты, которые раскрываются в  непосредственном общении между  подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

Проведенные исследования также  дают материал для дальнейшего, более  глубокого изучения межличностных  отношений как в данном возрасте – младшего подростничества, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.

Они так – же дают материал для работы как непосредственно  в исследованной группе, так и  в других, подобных группах школьников младшего подросткового возраста.


Информация о работе Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе