Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа
Теоретические подходы к проблеме. Характеристика детской группы. Индивидуально-психологические особенности: понятие, характеристика индивидуально-психологических особенностей популярных детей младшего школьного возраста. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей популярных детей младшего школьного возраста.
Таким образом, когда в силу изменения социальной позиции ребенок принимает на себя ответственность за благополучие других людей, тогда четко проступают его личностно-смысловые отношения с ними.
Экспериментальное исследование функционально-ролевых отношений представлено многими традиционными приемами: опросниками, беседой, наблюдением, интервью и др.
Эмоционально-оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Относительно полную картину этих отношений дает социометрический опрос в различных его модификациях.
Личностно-смысловые отношения представляют собой складывающиеся в совместной деятельности необходимые связи, которые в ней реализуются. При этом мотивом действия каждого участника таких отношений становится другой человек, тот, ради которого, в конечном счете, осуществляется совместная деятельность. Возникая в реальном взаимодействии детей, эти связи обладают определенной независимостью от непосредственных предпочтений ребенка. Более того, они оказывают существенное влияние на эмоционально-оценочные отношения, порой меняя их знак на противоположный. [12, с.64]
На наш взгляд, важно также понять, каким образом решается вопрос положения ученика в системе межличностных отношений. Дифференциация в группах детей подвержена определенным закономерностям. Одной из них можно назвать связь статуса ученика в группе с его успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость определяет статус ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к учебе: трудолюбие, добросовестность и т.д.
Популярными в учебном коллективе, как правило, являются ученики с широким кругом интересов и серьезными духовными запросами. Эту группу школьников отличает серьезное отношение к учебной деятельности. Учащиеся, занимающие неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низкий статус.
Взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся имеет свое психологическое основание. Успеваемость для школьников выступает показателем уровня интеллектуальных и волевых свойств личности. Хорошие отметки выступают как социальная оценка компетентности учеников в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, а именно это высоко ценится в группах школьников. [6, с.90]
Также, экспериментально выявлено, что чем ниже успеваемость того, кто оценивает отличников, тем эти оценки выше, а отношение доброжелательнее. Соответственно, чем значительнее собственные достижения в учебной деятельности, тем ниже оценка, которую эта группа учащихся дает отличникам.
Потребность в приобретении и поддержке статуса одна из важных социальных потребностей. Невозможность занять определенное положение в структуре групповых отношений или угроза утраты имеющегося статуса может вызывать состояние "аффекта неадекватности". Это явление возникает в том случае, когда высокие притязания в какой то сфере деятельности не могут быть подкреплены реальными достижениями. При этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на тех, кто указывает ученику на его промахи, - "виноватыми" оказываются все, но не он сам. Аффект неадекватности в подобных ситуациях наблюдается у школьников всех возрастных групп, как у успевающих, так и у слабых учеников. Переживаемое ими чувство неудовлетворенности проявляется в агрессии, в отказе выполнять требования учителя, в демонстративном нарушении дисциплины.
На протяжении всей жизни индивид оказывается включенным в различные социальные группы, в которых происходит его половая социализация. Важным инструментом половой социализации является группа сверстников, которая позже всех "подключается" к этому процессу, но значение, которой трудно переоценить. В этих группах совместная деятельность и общение "на равных" способствуют объединению детей. Одновременно происходит противопоставление своей половой принадлежности противоположному полу. Эта оппозиция возникает, утверждается и отстаивается в совместной деятельности, структура которой изменяется с возрастом. Такое резкое разделение детей в процессе совместной деятельности и общения на однополые объединения получило названия "половой сегрегации". Сообщества детей и подростков, основанные на "половой сегрегации", возникают на определенном этапе развития общества, являясь реальными половозрастными объединениями, регламентированными социальной структурой общества. Стихийная "сегрегация" затрагивает преимущественно неофициальную структуру детской группы, отражая избирательный характер детских симпатий и антипатий, дружбы и привязанностей. [8]
Далее
попробуем раскрыть проблему формирования
коллектива младших школьников, т.к. коллектив
- это высший уровень развития малой группы
(детской группы).
Интерес к этой проблеме не случаен, он обусловлен как дальнейшим развитием наук о человеке, так и в немалой степени запросами социальной практики. Разнообразные виды человеческой деятельности, в какой бы форме они не протекали, реализуются коллективными усилиями людей. Не будет преувеличением сказать, что коллективная деятельность людей выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности вообще человеческой деятельности.
Макаренко писал: «Только социальное единство может быть названо коллективом». Также он давал четкое определение коллектива: «Коллектив - это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а вопрос ответственности, зависимости». [1, с.25]
Так и школьный коллектив представляет собой организацию, целесообразно устроенную и выполняющую важные функции.
Он не может возникать сам по себе и целенаправленно влиять на каждого из своих членов. Необходимы организующие, направляющие, корректирующие воздействия взрослых.
Школьный ученический коллектив - весьма сложное образование. Он обладает как формальной, так и неформальной структурой.
Его
формальная структура включает в качестве
компонентов множество входящих в него
коллективов (классы, спортивные секции),
те социальные роли, которые дети реализуют
в каждом из этих коллективов процессе
совместной деятельности, межличностные
отношения, объединяющие школьников в
рамках первичных коллективов, интегративные
характеристики коллектива и т. д.
Важнейшим компонентом структуры ученического коллектива является система деловых отношений или отношений ответственной зависимости. Эти отношения во многом определяют действенность коллектива как инструмента воспитания. Рождаются они в процессе совместной деятельности учащихся.
Помимо деловых связей и отношений приводят к образованию в ученическом коллективе малых групп эмоционально-психологического характера (неформальная структура коллектива). Среди них избирательные межличностные связи и отношения (дружеские, приятельские), а так же связи и отношения, которые объединяют детей как членов одной социально - психологической общности.
Развитие коллектива младших школьников - сложный и противоречивый процесс, в одних случаях более медленный, в других более интенсивный. В нём возможны остановки, движения вспять, однако в целом - это отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый процесс. При этом эффективность управления зависит от того, в какой мере познаны его закономерности.
Если структура - тот внешний каркас, в рамках и под воздействием которого формируется и развивается коллектив класса, то совместная деятельность является основой сплочения коллектива младших школьников и развития его как инструмента воспитания. В деятельности реализуются связи, объединяющие детей, складывается поле коллектива. [12, с.148]
Особенно важна и в сплочении детского коллектива, и в воспитании отдельных школьников роль таких видов совместной деятельности, как труд, познание, игра и общение.
В жизни младших школьников также большое значение имеет игра. Трудно представить себе детский коллектив, как коллектив неиграющих. При этом цель игры (как утверждают исследования О. С Гозмана, С. А. Шмакова) какой бы она ни была по своему содержанию и характеру получить удовольствие, наслаждение. Игра, лишённая удовольствия, осуществляемая в силу необходимости просто нелепость.
Также существенную роль в сплочении ученического коллективе играет общение, обмен духовными ценностями его членов в процессе их взаимодействия.
Проблемой общения занимался советский педагог А. В. Мудрик, он говорил, что общение играет далеко не однозначную роль в жизнедеятельности детского коллектива. Обмен информацией между школьниками при общении может привести всех к весьма поверхностной образованности, к «лоскутности» усвоенных ими знаний и чисто внешней эрудиции.
Возможность утвердить себя может привести к развитию у ребят краснобайства, демагогии. Вместе с тем, дети, не имеющие навыков общения, могут оказаться в весьма невыгодном положении в системе коллективных отношений. Другими словами, общение может оказаться как педагогически эффективным, так и неэффективным.
Проблема детского коллектива в педагогике - это проблема управления им, процессами его создания и совершенствования, влияния его на всех вместе и на каждого в отдельности.
Итак, развитому детскому коллективу присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др.
Социально
признаваемая деятельность как средство
формирования детского коллектива и определенных
отношений его членов может быть реализована
в том случае, если она соответствующим
образом организована.
Это должна быть такая организация, при которой: а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение; б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов); г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества; д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. [6, с.58]
Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.
Проблема
взаимных влияний и воздействий детей
друг на друга, хорошо отражена в работах
крупных педагогов 19 - 20 веков. Л.Н. Толстой
говорил о существовании особого явления,
которое обозначил как «дух школы». Так,
в цикле своих статей «Товарищество в
школе» О. Шмидт указывал на обусловленность
отношений между детьми общественными
отношениями. Г. Роков уделял внимание
тому, что педагог должен обладать знаниями
психологии классного сообщества. Проблема
взаимных влияний и воздействий детей
друг на друга находит отражение и в работах
других крупных педагогов начала 20 века.
Возникает проблема - вожачество. О нём
писали В. П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, К.Н.
Вентцель и другие.
Глава 2. Индивидуально-психологические особенности: понятие, характеристика индивидуально-психологических особенностей популярных детей младшего школьного возраста.
2.1. Понятие «индивидуально-психологические особенности».
Личность - такое сложное образование, что по числу различных сфер, их характеристик, отношений, а также функциональных связей вполне сопоставима с ультрасложными системами. [1, с.57]
Индивидуально-