Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа
Теоретические подходы к проблеме. Характеристика детской группы. Индивидуально-психологические особенности: понятие, характеристика индивидуально-психологических особенностей популярных детей младшего школьного возраста. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей популярных детей младшего школьного возраста.
Результаты
социометрического исследования
№ | Ф.И.О. | КОГО ВЫБИРАЮТ | + | - | Б | ||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||||||
1 | Боков Д. | * | /+/ | /+/ | /+/ | /-/ | «+» | /-/ | /+/ | «+» | /+/ | /+/ | /-/ | «-» | /+/ | /+/ | /-/ | 10 | 4 | 6 | |||||||
2 | Волков С. | «+» | * | /+/ | «+» | «+» | /+/ | /+/ | «-» | «+» | 7 | 1 | 12 | ||||||||||||||
3 | Вилкин Ж. | /+/ | /+/ | * | /+/ | /+/ | /-/ | /+/ | /-/ | /+/ | /+/ | /-/ | /+/ | /+/ | /-/ | 9 | 4 | 7 | |||||||||
4 | Жинкина Я. | /+/ | /+/ | * | /+/ | /+/ | /-/ | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | 8 | 1 | 11 | |||||||||||||
5 | Жилов К. | /+/ | /+/ | /+/ | * | /-/ | /+/ | /+/ | 5 | 1 | 14 | ||||||||||||||||
6 | Зайцев С. | /-/ | /-/ | /-/ | * | /+/ | «+» | «+» | 3 | 3 | 14 | ||||||||||||||||
7 | Зуев М. | «+» | «+» | * | /+/ | /-/ | 3 | 1 | 16 | ||||||||||||||||||
8 | Ивойлова М. | /+/ | /+/ | /+/ | * | /+/ | /+/ | /+/ | 6 | 0 | 14 | ||||||||||||||||
9 | Калачева Ю. | /-/ | /-/ | /-/ | * | /+/ | 1 | 3 | 16 | ||||||||||||||||||
10 | Калинин А. | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | * | /+/ | /-/ | /+/ | 6 | 1 | 13 | |||||||||||||||
11 | Косов Д. | «+» | * | «+» | «+» | 3 | 0 | 17 | |||||||||||||||||||
12 | Ложкин Ю. | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | * | /+/ | /+/ | 7 | 0 | 13 | |||||||||||||||
13 | Маслова Ж. | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | * | /-/ | 6 | 1 | 13 | |||||||||||||||
14 | Манина В. | «+» | «-» | «-» | «+» | * | /+/ | 3 | 2 | 15 | |||||||||||||||||
15 | Плотникова С. | /-/ | /-/ | «-» | * | /+/ | 1 | 3 | 16 | ||||||||||||||||||
16 | Раков Ж. | «-» | «-» | /-/ | «+» | /+/ | * | 2 | 3 | 15 | |||||||||||||||||
17 | Филяков Ю. | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | /-/ | /+/ | * | /+/ | 6 | 1 | 13 | |||||||||||||||
18 | Филькова Ю. | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | /+/ | * | 7 | 0 | 13 | |||||||||||||||
19 | Шипилов М. | * | /+/ | 1 | 0 | 19 | |||||||||||||||||||||
20 | Яковенко К. | /-/ | /-/ | /+/ | /-/ | /+/ | /+/ | * | 3 | 3 | 14 | ||||||||||||||||
ВЫБОРЫ | 11 | 3 | 10 | 9 | 8 | 1 | 2 | 5 | 2 | 6 | 1 | 11 | 5 | 1 | 2 | 1 | 6 | 9 | 1 | 3 | |||||||
ВЗАИМОВЫБОРЫ | 8 | 3 | 9 | 8 | 6 | 1 | 2 | 4 | 2 | 6 | 0 | 7 | 5 | 1 | 1 | 1 | 6 | 7 | 1 | 3 | |||||||
ОТКЛОНЕНИЯ | 5 | 0 | 6 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 | |||||||
ВЗАИМООТКЛОНЕНИЯ | 4 | 0 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | |||||||
БЕЗРАЗЛИЧНО | 3 | 16 | 3 | 9 | 9 | 15 | 16 | 13 | 14 | 12 | 24 | 9 | 13 | 18 | 14 | 16 | 11 | 10 | 18 | 13 |
Приложение № 2
Анкета для родителей, воспитателей и учителей. (Немов Р.С. Психология. 3т.. - М., 1995) (Приложение № 2)
Качества
личности, оцениваемые с помощью анкеты
для родителей, педагогов и соответствующие
этим качествам пункты анкеты.
Оцениваемые качества личности | Соответствующие этим качествам пункты анкеты |
Общительность | 2,3,4 |
Организаторские способности | 5 |
Взаимоотношения с другими детьми | 6 |
Альтруизм | 7 |
Эмпатия | 8 |
Агрессивность | 9 |
Беспомощность | 10 |
Обидчивость | 11 |
Справедливость | 12 |
Правдивость | 13 |
Вежливость | 14 |
Послушание | 15 |
Самостоятельность | 16 |
Настойчивость | 17 |
Трудолюбие | 18 |
Уверенность в себе | 19 |
Текст анкеты
Оценка результатов:
Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:
10 баллов - выбор для ответа пункта «а»;
5 баллов - выбор для ответа пункта «б»;
1 балл - выбор для ответа пункта «в».
Путем
суммирования оценок по всем пунктам и
деления полученной суммы на 18 получается
средняя оценка степени развитости у данного
ребенка всех его коммуникативных
качеств личности и межличностных отношений.
Приложение № 3
Методика № 2 Анкета для родителей, воспитателей и учителей. (Немов Р.С. Психология. 3т.. - М., 1995) (Приложение № 2)
Цель: выявить индивидуально-психологические особенности популярных детей в классе.
Методы: экспертная оценка коммуникативных качеств личности у детей.
Дата проведения: 02. 04. 06 г.
Время: 16 - 00
Результаты
анкетирования родителей и педагогов.
Боков
Д. - 10, 6 баллов - высокий уровень развития
умения взаимодействовать с окружающими.
Ложкин
Ю. - 10, 1 - высокий уровень развития умения
взаимодействовать с окружающими.
Вилкин
Ж. - 10, 1 - высокий уровень развития умения
взаимодействовать с окружающими.
Приложение № 4
Тест
Н.Е. Щурковой «Размышления о жизненном
опыте» для определения нравственной
направленности школьника (адаптированный
В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым
для работы с младшими школьниками).
Цель: выявить нравственную направленность младших школьников.
Ход проведения: Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, безоценочность со стороны учителя. Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Инструкция: На вопрос выберите один из трех предложенных ответов и обозначьте его знаком * в графе а, б, в бланка заполнения.
Бланк заполнения:
Номер вопроса | Буква ответа | ||
а | б | в | |
1. | * | ||
2. | * | ||
3. | * |
Вопросы:
а - ничего, какое мое дело, б - не знаю заранее, как сложатся обстоятельства, в - подойду и непременно заговорю.
а - потороплюсь в школу, б - если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду, в - звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.
а - предложу свою помощь, б - я не вмешиваюсь в чужую жизнь, в - если попросят, я конечно помогу.
а - очень сержусь и ругаю обидчика, б - ничего: жизнь вообще несправедлива, в - вступаюсь за обиженного.
а - они мои, раз я их нашел, б - завтра спрошу, кто их потерял, в - может быть возьму себе.
а - на шпаргалку, б - на усталость учителя, авось пропустит, в - на свои знания.
а - отдаю - здоровье дороже, б - постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет, в - подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
Обработка результатов:
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся является количество выборов от 10 и больше в следующих вариантах:
Графа а: сосчитать * на вопросы 1,4,11,12,18,19.
Графа б: сосчитать * на вопросы 6,10,13, 15, 16.
Графа в: сосчитать * на вопросы 2,3,5,7,8, 9, 14, 17, 20.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а: сосчитать * на вопросы 2, 3,6,7,9,10,13,15,16,17,20.
Графа б: сосчитать * на вопросы 1,4,5,8,14,18,19.
Графа в: сосчитать * на вопросы 11,12.
Показателем свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивости, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Итоговые результаты теста были занесены в таблицу:
№ | Ф.И.О. | Нравственная направленность | Безнравственная направленность | Несформированная направленность |
Приложение № 5
Констатирующий
эксперимент.
Методика № 3 Тест Н.Е. Щурковой «Размышления о жизненном опыте»
Дата: 05.05.06 г.