Детская группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Теоретические подходы к проблеме. Характеристика детской группы. Индивидуально-психологические особенности: понятие, характеристика индивидуально-психологических особенностей популярных детей младшего школьного возраста. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей популярных детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовик Королева 6737.rtf

— 773.91 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Результаты социометрического исследования 

Ф.И.О. КОГО ВЫБИРАЮТ + - Б
       
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20      
1 Боков Д. *   /+/ /+/ /+/ /-/   «+» /-/ /+/ «+» /+/ /+/   /-/ «-» /+/ /+/   /-/ 10 4 6
2 Волков С. «+» * /+/ «+» «+»             /+/ /+/   «-»     «+»     7 1 12
3 Вилкин Ж. /+/ /+/ * /+/ /+/ /-/   /+/ /-/ /+/     /+/   /-/   /+/ /+/   /-/ 9 4 7
4 Жинкина Я. /+/   /+/ * /+/     /+/ /-/ /+/     /+/       /+/ /+/     8 1 11
5 Жилов К. /+/   /+/ /+/ * /-/       /+/             /+/       5 1 14
6 Зайцев С. /-/   /-/   /-/ *     /+/     «+»     «+»           3 3 14
7 Зуев М. «+»       «+»   *         /+/         /-/       3 1 16
8 Ивойлова М.     /+/ /+/   /+/   *       /+/ /+/         /+/     6 0 14
9 Калачева Ю. /-/   /-/ /-/         *                     /+/ 1 3 16
10 Калинин А. /+/   /+/ /+/ /+/         *   /+/       /-/   /+/     6 1 13
11 Косов Д.     «+»               * «+»           «+»     3 0 17
12 Ложкин Ю. /+/ /+/         /+/ /+/   /+/   *         /+/ /+/     7 0 13
13 Маслова Ж. /+/ /+/ /+/ /+/ /+/   /+/           *             /-/ 6 1 13
14 Манина В. «+»   «-»   «-»             «+»   *   /+/         3 2 15
15 Плотникова С. /-/   /-/         «-»             *         /+/ 1 3 16
16 Раков Ж. «-»   «-»             /-/   «+»   /+/   *         2 3 15
17 Филяков Ю. /+/   /+/ /+/ /+/   /-/         /+/         * /+/     6 1 13
18 Филькова Ю. /+/   /+/ /+/       /+/   /+/   /+/         /+/ *     7 0 13
19 Шипилов М.                                     * /+/ 1 0 19
20 Яковенко К. /-/   /-/           /+/       /-/   /+/       /+/ * 3 3 14
ВЫБОРЫ 11 3 10 9 8 1 2 5 2 6 1 11 5 1 2 1 6 9 1 3      
ВЗАИМОВЫБОРЫ 8 3 9 8 6 1 2 4 2 6 0 7 5 1 1 1 6 7 1 3      
ОТКЛОНЕНИЯ 5 0 6 1 2 3 1 1 3 1 0 0 1 0 3 2 1 0 0 3      
ВЗАИМООТКЛОНЕНИЯ 4 0 4 1 1 3 1 1 3 1 0 0 1 0 2 1 1 0 0 3      
БЕЗРАЗЛИЧНО 3 16 3 9 9 15 16 13 14 12 24 9 13 18 14 16 11 10 18 13      
 
 

 

Приложение № 2

 

Анкета для родителей, воспитателей и учителей. (Немов Р.С. Психология. 3т.. - М., 1995) (Приложение № 2)

Качества личности, оцениваемые с помощью анкеты для родителей, педагогов и соответствующие этим качествам пункты анкеты. 

Оцениваемые качества личности Соответствующие этим качествам пункты анкеты
Общительность 2,3,4
Организаторские способности 5
Взаимоотношения с другими детьми 6
Альтруизм 7
Эмпатия 8
Агрессивность 9
Беспомощность 10
Обидчивость 11
Справедливость 12
Правдивость 13
Вежливость 14
Послушание 15
Самостоятельность 16
Настойчивость 17
Трудолюбие 18
Уверенность в себе 19
 
 
 
 
 

Текст анкеты

  1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.
  2. Общителен ли Ваш ребенок со взрослыми? а) очень б) не очень В) совершенно замкнутый.
  3. Общителен ли Ваш ребенок с детьми? а) очень б) не очень В) совершенно замкнутый.
  4. Если Ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть: а) с детьми старше себя по возрасту б) с ровесниками в) с более младшими детьми.
  5. Как ведет себя Ваш ребенок в игре? А) умеет организовать детей для совместной игры, берет на себя ведущие роли б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, так и подчиненные, второстепенные роли в) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняется другим.
  6. Каковы взаимоотношения Вашего ребенка с другими детьми? а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми б) часто конфликтует.
  7. Делится ли Ваш ребенок игрушками с другими детьми? а) охотно делится б) иногда да, иногда нет в) не делится.
  8. Сочувствует ли Ваш ребенок другим людям? а) всегда сочувствует другому, когда тот чем-то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь б) иногда да, иногда нет в) почти никогда не сочувствует.
  9. Обижает ли Ваш ребенок других детей? а) часто обижает б) иногда обижает в) никогда не обижает.
  10. Часто ли Ваш ребенок жалуется взрослым? а) часто б) иногда в) никогда.
  11. Обидчив ли Ваш ребенок? а) очень обидчив б) иногда обидчив в) не обидчив.
  12. Справедлив ли Ваш ребенок? а) всегда б) иногда да, иногда нет в) чаще всего не справедлив.
  13. Всегда ли Ваш ребенок говорит правду? а) всегда б) иногда да, иногда нет в) чаще обманывает.
  14. Всегда ли Ваш ребенок ведет себя вежливо? а) всегда б) иногда в) чаще невежлив.
  15. Всегда ли Ваш ребенок послушен? а) всегда б) иногда  послушен, иногда нет  в) чаще непослушен.
  16. Самостоятелен ли Ваш ребенок? а) вполне самостоятелен б) иногда самостоятелен, иногда нет в) чаще всего несамостоятелен.
  17. Настойчив ли Ваш ребенок? а) всегда настойчив б) иногда настойчив, иногда нет в) нет и обычно не доводит до конца дела, за которые взялся.
  18. Трудолюбив ли Ваш ребенок? а) очень трудолюбив б) иногда да, иногда нет в) чаще проявляет лень.
  19. Уверен ли Ваш ребенок в себе? а) вполне уверен б) иногда уверен, иногда нет в) не уверен.

Оценка результатов:

Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:

10 баллов - выбор для ответа пункта «а»;

5 баллов - выбор для ответа пункта «б»;

1 балл - выбор для ответа пункта «в».

      Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех  его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений. 
 

Приложение № 3

Методика № 2 Анкета для родителей, воспитателей и учителей. (Немов Р.С. Психология. 3т.. - М., 1995) (Приложение № 2)

Цель: выявить индивидуально-психологические особенности  популярных детей в классе.

Методы: экспертная оценка коммуникативных качеств личности у детей.

Дата проведения: 02. 04. 06 г.

Время: 16 - 00

Результаты анкетирования родителей и педагогов. 
 

Боков Д. - 10, 6 баллов - высокий уровень развития умения взаимодействовать с окружающими. 

Ложкин Ю. - 10, 1 - высокий уровень развития умения взаимодействовать с окружающими. 
 

Вилкин Ж. - 10, 1 - высокий уровень развития умения взаимодействовать с окружающими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 4

Тест Н.Е. Щурковой «Размышления о жизненном опыте» для определения нравственной направленности школьника (адаптированный В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым для работы с младшими школьниками). 

Цель:    выявить нравственную направленность младших школьников.

Ход проведения: Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, безоценочность со стороны учителя. Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Инструкция: На вопрос выберите один из трех предложенных ответов и обозначьте его знаком * в графе а, б, в бланка заполнения.

Бланк заполнения:

Номер вопроса Буква ответа
а б в
1. *    
2.   *  
3.     *
 

Вопросы:

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь? а - обойду, не потревожив, б - отодвину и пройду, в - смотря какое будет настроения.
  2. Ты отметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне? Что ты делаешь?

а - ничего, какое мое дело, б - не знаю заранее, как сложатся обстоятельства, в - подойду и непременно заговорю.

  1. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а - потороплюсь в школу, б - если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду, в - звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.

  1. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Как ты поступишь?

а - предложу свою помощь, б - я не вмешиваюсь в чужую жизнь, в - если попросят, я конечно помогу.

  1. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь?

а - очень сержусь и ругаю обидчика, б - ничего: жизнь вообще несправедлива, в - вступаюсь за обиженного.

  1. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а - они мои, раз я их нашел, б - завтра спрошу, кто их потерял, в - может быть возьму себе.

  1. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а - на шпаргалку, б - на усталость учителя, авось пропустит, в - на свои знания.

  1. Ты пришел на уборку территории и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь? а - поболтаюсь немного, потом видно будет, б - ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих, в - присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
  2. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной, без необходимости учиться. Что ты ему ответишь? а - соглашусь с благодарностью, б - сначала узнаю, скольком он обеспечил, таким образом, существование, в - отказываюсь решительно.
  3. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь? а - забываю по него, вспомню, когда потребуют отчет, б - выполняю, конечно, в - увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
  4. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом? а - да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей, б - не знаю, как придется, в - зачем говорить, пусть каждый решает, что ему нужно.
  5. Решается вопрос, кто бы мог выполнить для твоего класса полезную работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь? а - подниму руку и сообщу о своем желании сделать работу, б - сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию, в - я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
  6. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь? а - напомню о праве на отдых, б - делаю, раз надо, в - посмотрю, что скажут остальные.
  7. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься? а - отвечаю тем же, б - не замечаю, это не имеет значения для меня, в - разрываю все отношения с этим человеком.
  8. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?  а - бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью, б - обеспокоен, думаю, как дальше учиться, в - буду ждать новых сообщений.
  9. что ты чувствуешь когда на твоих глазах хвалят кого-то их твоих одноклассников? а - ужасно завидую, мне неудобно, б - я рад, потому что и у меня есть свои достоинства, в - мне все равно.
  10. Тебе подарили красивую, необычной формы ручку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать ручку им. Что ты делаешь?

а - отдаю - здоровье дороже, б - постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет, в - подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

  1. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали? а - быстро начинаю скучать, б - хорошо себя чувствую, лучше, чем дома, в - не замечаю.
  2. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь? а - отбираю интересное и приношу, б - ненужных книг у меня нет, в - если все принесут, я тоже кое-что отберу.
  3. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову? а - у этого человека был, конечно, свой личный интерес, б - человеку просто повезло прославиться, в - уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Обработка результатов:

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся является количество выборов от 10 и больше в следующих вариантах:

Графа а: сосчитать * на вопросы 1,4,11,12,18,19.

Графа б: сосчитать * на вопросы 6,10,13, 15, 16.

Графа в: сосчитать * на вопросы 2,3,5,7,8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а: сосчитать * на вопросы 2, 3,6,7,9,10,13,15,16,17,20.

Графа б: сосчитать * на вопросы 1,4,5,8,14,18,19.

Графа в: сосчитать * на вопросы 11,12.

Показателем свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивости, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Итоговые результаты теста были занесены в таблицу:

Ф.И.О. Нравственная направленность Безнравственная направленность Несформированная направленность
         

Приложение № 5

 

Констатирующий эксперимент. 

Методика № 3 Тест Н.Е. Щурковой «Размышления о жизненном опыте»

Дата: 05.05.06 г.

Информация о работе Детская группа