Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:25, реферат
Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников; организовать формирующий эксперимент и сделать основные выводы; дать методические рекомендации по организации нравственного воспитания, используя средства детской художественной литературы, родителям и педагогам ДОУ.
Практическая работа по теме: «Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой». |
Введение
Актуальность. Детская книга рассматривается как
средство умственного, нравственного
и эстетического воспитания. Детский поэт
И. Токмакова называет детскую литературу
первоосновой воспитания. По словам В.
А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка,
по которой умелый, умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка». Художественная
литература формирует нравственные чувства
и оценки, нормы нравственного поведения,
воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют
развитию речи, дают образцы русского
литературного языка. Е. А. Флерина отмечала,
что литературное произведение дает готовые
языковые формы, словесные характеристики
образа, определения, которыми оперирует
ребенок. Средствами художественного
слова еще до школы, до усвоения грамматических
правил маленький ребенок практически
осваивает грамматические нормы языка
в единстве с его лексикой.
Практическое значение данной работы и определило актуальность темы «Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой».
Объект исследования: процесс приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях ДОУ.
Предмет исследования: методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников.
Цель: воспитание любви у дошкольников к удожественной литературе. Проект практических занятий по ознакомлению детей старшей группы ДОУ с художественной литературой».
Материал: книги
Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников; организовать формирующий эксперимент и сделать основные выводы; дать методические рекомендации по организации нравственного воспитания, используя средства детской художественной литературы, родителям и педагогам ДОУ.
Методы: словесные, наглядные, экспериментальные.
Практическая значимость нашей работы заключается в повседневном использовании предложенной нами методики для формирования интереса у старших дошкольников к детской художественной литературе.
Занятие по сказке К. Чуковского
«Федорино горе»
Цель: учить детей оценивать поступки героев, подбирать определения.
Образовательная задача: учить находить в сказке противоречия, формулировать с помощью воспитателя, решать их. Упражнять в схематичном изображении предметов.
Развивающая задача: Развивать мышление и воображение.
Воспитательная задача: Воспитывать бережное отношение к вещам.
Предшествующая работа:
Экскурсия на кухню детского сада ролевые игры «Кафе», «Пикник», лепка посуды из глины и пластилина, измерение количества гороха, помещенного в кастрюли разного размера при помещении условной мерки, игры в кукольной комнате, мытье кукольной посуды. Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».
Занятие
Загадки про посуду с нахождением отгадок (игрушечная посуда, картинки с изображением посуды и утвари).
Воспитатель задает вопросы детям:
- Из какой сказки все
эти герои? Помните, что
- Зачем посуда отправилась в путешествие?
- А почему посуда уходит от Федоры?
- Так это же хорошо
– нет посуды и мыть нечего!(ра
- А что можно сделать, чтобы и Федоре было хорошо и посуде было хорошо?
- Пошлем Федоре телеграмму, она быстрее дойдет.
(Уточнить, что такое телеграмма)
Дети придумывают текст телеграммы.
- Люди говорят: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Как понять эту поговорку?
- Вот и с Федорой что-то случилось «…Чудо случилось с ней: стала Федора добрей».
Значит, в сказке произошло волшебство?
- Что стала бы делать Федора, если бы посуда не вернулась?
Дети придумывают свои решения: чем необычнее – тем интереснее.
- Что делала бы посуда, если бы не вернулась к Федоре?
Дети дают свои варианты решения.
- Давайте вспомним, какими словами стала называть Федора свою посуду.
- Представьте, что вы – посуда, которая ушла от Федоры. Какое настроение у посуды? Какая походка?
Игра эмпатия
«А посуда вперед и вперед.
По полям, по болотам идет.
Она побежала лесочком,
Поскакала по пням и по кочкам».
Прошло время. Какое сейчас у посуды настроение?
«И чайник шепнул утюгу, я больше идти не могу».
-Какое решение приняла посуда, почему?
-Какой стала посуда вымытая и вычищенная?
Дети выбирают пиктограммы с любым настроением для своей посуды и зарисовывают.
-А что будет потом?..
Конспект занятия
«Сказка «кошкин дом»»
Цель:
воспитывать доброту, отзывчивость, сочувствие;
формировать представление о добре и зле, способности детей
правильно оценивать и характеризовать поступки героев сказки;
развивать речь, логическое мышление, воображение, эмоциональность.
Материал:
иллюстрации к сказке «Кошкин дом»;
выставка книг.
Предварительная работа: слушание музыкальной сказки «Кошкин дом»
Ход занятия:
В чем особенность русских сказок? (добро побеждает зло, хороший
счастливый конец)
С.Я. Маршак написал несколько сказок для детей.
Вспомните их названия и найдите эти книги на выставке.
Кто герои сказок Маршака?
Одну сказку Маршак написал по детской песенке:
Тили – тили – тили – бом!
Загорелся кошкин дом!
Как называется эта сказка?
Вам было интересно слушать сказку «Кошкин дом»?
Какая это сказка – грустная или веселая?
Перед вами иллюстрации сказки Маршака.
Перескажи отрывок из сказки по иллюстрации. (После каждого рассказа
прочитать отрывок из сказки).
Как художник передал настроение героев? (Позы, расположение на картине,
краски).
Беседа по содержанию сказки:
Чем восхищались все окружающие?
Какой была кошка?
Как вы оцениваете отказ кошки в помощи племянникам?
Были знакомы кошке и Василию правила пожарной безопасности?
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух,
Поросенок с решетом
И козел с фонарем.
Что показал нам Маршак в этом описании?
Почему не спасли дом кошки?
По каким причинам отказали кошке в ночлеге ее бывшие гости?
Серьезны ли были эти причины, чтобы отказать в помощи?
Кто же приютил кошку и Василия?
Какими оказались котята?
Похожа ли кошка в конце сказки на прежнюю кошку?
Как вы думаете, если бы кошка приняла котят, какой была бы жизнь котят у
кошки?
Для чего Маршак так придумал свою сказку, чтобы при пожаре сгорел дом
кошки?
За что наказана кошка?
Дидактическая игра: «Расскажи, какие герои сказки Маршака»?
Кошка (злая, эгоистичная, ленивая, гордая, бессердечная).
Василий (сердитый, безжалостный, работящий, умелый, хозяйственный).
Козел и коза…
Петух и курица…
Свинья…
Котята…
Физкультминутка.
Дидактическая игра: «Сравни два дома».
(Дети сравнивают дом
кошки и хату котят по
Викторина.
О чем просили дворника Василия котята?
Какой был дом у котят?
Как отнеслись к просьбе котят дворник и кошка?
Как развлекались гости кошки?
Как гости отблагодарили кошку за ее гостеприимство?
Почему загорелся дом?
Какую причину нашла курица, чтобы отказать кошке в ночлеге?
Чем объяснила свой отказ коза?
Помогла ли свинья?
Когда поняла кошка, что была несправедлива к котятам?
Что обещали Василий и кошка котятам?
Выполнили они свое обещание?
Какой конец у сказки?
Итог занятия: чему учит эта сказка?
Творческая работа: рисование «Самый интересный эпизод сказки», «Новый
дом».
Составление рассказа: «Измени отношение кошки к котятам».
Конспект занятия
«Хорошо иметь друзей. Сказка «теремок»»
Цель:
воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, трудолюбие;
формировать представление о дружбе и взаимовыручке, о добре и зле;
развивать речь, память, логическое мышление, эмоциональное
восприятие;
Материал:
иллюстрации к сказке «Теремок»;
грамзапись сказки «Теремок»;
конструктор: геометрические формы.
Предварительная работа: слушание грамзаписи сказки «Теремок»;
Ход занятия:
Чтение отрывка из сказки:
Вот живут они – лягушка,
Петушок и мышь-норушка.
Их водой не разольешь.
Из какой сказки этот отрывок?
Беседа:
Какие слова повторяются в сказке?
Чем занялась первая жительница теремка?
Какой будет жизнь, если поселиться вдвоем?
Что обещал Петя-Петушок?
Как жили звери втроем? Как это понять «водой не разольешь»?
Как представился ежик?
Что объединяло всех жителей теремка?
Волк представился зверюшкам. Что почувствовали и услышали жители
теремка в его словах?
С каким намерением пригласили лиса и волк медведя?
Как защищали свой дом зверюшки?
Почему попал в беду петушок?
Какими оказались его соседи?
Что помогало жителям теремка справиться со всеми бедами?
Пантомима: «Угадай, кого я изображаю».
Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок».
Чем отличается теремок от обычного дома?
Какой высоты был теремок?
Чем заняты жители теремка? О чем это говорит?
Мог бы медведь выломать ворота, если бы не застряла его лапа?
Как наказаны за свое зло лесные разбойники?
Выкладывание теремка из готовых геометрических деталей.
«Новый теремок и для других зверей».
Рассказывание: «Жители моего теремка».
Дидактическая игра: «Интересные сравнения».
Петушок (какой?) боевой, горластый, доверчивый, смелый, глупый…
Волк (бездомный, злой, жадный, зубастый, серый)…
Лиса (рыжая, плутовка, хитрая, льстивая, быстрая)…
Медведь (бессовестный, глупый, доверчивый, сильный)…
Лягушка (лупоглазая, маленькая, трудолюбивая, добрая, гостеприимная,
смелая)…
Ежик (серый, лесной, колючий, смелый, верный, маленький)…
Мышка (серая, трудолюбивая, смелая, умелая, добрая, заботливая)…
Викторина: «Отвечай быстрее».
Где привыкла жить лягушка? (Хоть, кругом не очень сыро, но хорошая
квартира.)
Пища мышки.
Какой петушок?
Как себя представил ежик?
Что о волке узнали звери?
О чем предупреждала мышка волка?
Что говорит о том, что волк, лиса, медведь – хищники?
Кто из жителей теремка уцелел бы, попади к ним звери в теремок?
Кто из всех зверей оказался настоящим другом?
В чем сходство этой сказки с другими сказками?
Пересказ любимых отрывков.
Итог занятия: чем отличается сказка Маршака от русской народной сказки?
Творческая работа: Придумывание сказки «Что случилось бы, если бы волк
Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой