Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:25, реферат

Краткое описание

Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников; организовать формирующий эксперимент и сделать основные выводы; дать методические рекомендации по организации нравственного воспитания, используя средства детской художественной литературы, родителям и педагогам ДОУ.

Файлы: 1 файл

практическая работа.docx

— 107.47 Кб (Скачать)

 При работе над произведением  нами использовался, так называемый "барометр настроения", который  представлял из себя ширму, оформленную пятью основными пиктограммами (страх, горе, радость, удивление, испуг), куда в нужный кармашек детьми вставлялся флажок. У каждого ребенка была своя меточка, например, (кукла, лисичка, роза ...) Данный барометр практиковался при работе над произведениями, когда оценивались поступки героев, при этом каждый ребенок мог выразить свое отношение к происходящему.

 Так же детям предлагалось  определить свое настроение, с  каким он пришел в детский  сад. При этом легко было  выявить детей с плохим настроением. 

 Параллельно велось  внедрение комплекса в работу  с родителями. Были проведены  консультации, родительские собрания. С большим желанием родители  включались в игры - тренинги, где  мы вместе обсуждали какую  – либо ситуацию ( н-р, «ваш ребёнок не убирает за собой игрушки»). Родителям предлагалось вспомнить слова, с которыми они обычно обращаются к ребёнку в подобных случаях («неаккуратный», «непослушный», «не получишь сладкого»). Предлагалось родителям выделить те высказывания, которые содержат поддержку и позитивные оценки («Мне очень понравилось, что ты очень быстро убрал вещи», «Я думаю, что ты сегодня очень устал и сделаешь это утром»). Необходимо стимулировать родителей сделать новый список таких высказываний как можно более полным.

 Было проведено родительское  собрания на тему «Всего важней  погода в доме». Подготовка  к нему велась в течение  месяца, детям и родителям предлагались  задания на дом: нарисовать  портрет своей семьи, найти  пословицы о дружбе, рассказать  о традициях своей семьи. Родителям  предлагались вопросы для обсуждения: Из чего складывается погода  в доме? Кто, на ваш взгляд  регулирует погоду в доме? Тесное  общение детей и родителей  благотворно повлияло на эмоциональный  фон в группе. Родители с желанием  посещали родительские собрания, активно участвовали в беседах,  применяли полученные знания  при общении с детьми.

 Проводя работу с  педагогами необходимо заинтересовать  воспитателей новой темой, систематически  общаться с педагогами по данной  теме, используя такую форму работы  как консультации, которые проводились  один раз в месяц. Темы консультаций  отражали актуальность и новизну  данного вопроса: «Понятия об  эмоциях и чувствах», «Многообразие  эмоций», «Художественная литература, как средство развития эмоциональной  сферы дошкольника» и т. д.  …

 На первых консультациях  присутствовали все желающие, не  зависимо от того, на какой  возрастной детской группе работали  воспитатели. Хочется отметить, что  посещаемость первых консультаций  была низка. Не все педагоги  считали данную тему значимой  в работе с детьми. Однако, после  проведения открытого занятия  по эмоциональному развитию детей  средствами художественной литературы, многие педагоги проявили интерес  к данной теме. В ходе занятия  были показаны действенные методы  и приёмы работы с детьми. По  просьбе педагогического коллектива  продолжилась просветительская  деятельность по данной теме. Материал был разграничен по  возрастным критериям: младший  дошкольный возраст, старший дошкольный  возраст. Приглашались на консультации  воспитатели данных возрастных групп: «Как читать детям младшего дошкольного возраста?» «Методы и формы работы с художественным произведением со старшими дошкольниками» и т. д. …

 

 Педсовет на тему: «Дети,  литература и эмоции» заинтересовал  всех педагогов. Воспитатели активно  участвовали в обсуждении таких  вопросов как: эмоции и личность; литература в жизни детей … В ходе педсовета использовался такой метод работы с педагогами, как «педагогический бой».

 Разделив педагогов  на две команды, задавались  вопросы по данной теме. На  обдумывание вопроса давалась  одна минута, после чего поочерёдно  выслушивались и оценивались  ответы по 3 – х бальной системе.  При этом учитывались: быстрота  при подготовке ответа; правильность, краткость, оригинальность ответа; умение дать обоснование.

 Педсовет прошёл в  активной рабочей обстановке. Педагогический  коллектив д/с «Ладушки» осознал  значимость данного вопроса. Решением  педагогического совета было  принято решение использовать  художественную литературу как  средство развития эмоциональной  сферы дошкольников. Полученные  теоретические и практические  знания позволили повысить самооценку  и профессиональный уровень педагогов. 

 Результатом данных  мероприятий при работе с педагогами  является обогащение и систематизация  знаний по проблеме эмоционального  развития дошкольников.

 Вот некоторые выдержки родителей и педагогов.

 Педагог: «Для себя  я сделала вывод, что актуально  использование художественной литературы  для развития эмоциональной сферы  дошкольников, т.к. она является  самым доступным для понимания  детей видом искусства».

 Родители: «Самое главное,  что нам удалось сделать, так  это достичь доверия в отношении  с нашим сыном. Мы научились  слушать и слышать своего ребёнка. Общение родителей с детьми в условиях детского сада благотворно влияет на атмосферу в семье и в группе».

 Таким образом, мы  стремились обобщить весь, накопленный  нами опыт в единый методический  комплекс, который ориентирован  на поддержку положительного  настроя на взаимоотношения детей в группе и в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В дошкольном возрасте дети очень любят слушать художественные произведения, так как они раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему  миру героя. Научившись сопереживать героями  художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У  них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие  и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает  в современном мире.

 Художественную литературу  можно расценивать как наиболее  доступный вид искусства, способствующий  эмоциональному развитию детей.  Чтение ни в коей мере нельзя  рассматривать только как интересное  время провождения, как приятное  доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство  развития в ребёнке тонкого  понимания внутреннего эмоционального  мира людей, способ снятия тревоги  и воспитания уверенности в  будущем.

 Художественный потенциал  детской литературы очень велик,  но, изучив научную и специальную  литературу по данной теме, можно  сделать вывод, что детские  сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки для развития эмоций у детей используются редко, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.

 В период дошкольного  детства значительно обогащается  содержание эмоциональной сферы  ребёнка, происходит не только  развитие представлений о том,  как нужно себя вести в определённой  ситуации, но и начинает своё  развитие воля.

 Формирование эмоций  и чувств, коррекция недостатков  эмоциональной сферы должны рассматриваться  в качестве одной из наиболее  важных, приоритетных задач воспитания. В процессе  занятий с книгой происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать Действенным средством для этого является художественная литература.

 Считаю, что данный  опыт работы будет полезен  воспитателям, работающим с дошкольниками.

 

 

 

 

 


Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой