Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:25, реферат
Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников; организовать формирующий эксперимент и сделать основные выводы; дать методические рекомендации по организации нравственного воспитания, используя средства детской художественной литературы, родителям и педагогам ДОУ.
игрушка телефон.
Ход занятия:
В песне поется:
Наша служба и опасна, и трудна,
И на первый взгляд как будто-то не видна.
Если кто-то честно жить порой не хочет,
Значит с ними нам вести незримый бой.
Так назначено судьбой для нас с тобой…
Мы часто встречаем на улицах города людей в серой форме с погонами. Это
милиционеры. Они служат в милиции, именно служат. В любое время дня и ночи можно позвонить в милицию по телефону и вам ответит дежурный: «Милиция. У телефона дежурный,…», и назовет свое звание. У милиционеров, как и у военных есть звания. Они выполняют приказы командира, им вручают оружие, т.к. милиционерам приходиться бороться с
вооруженными преступниками. Милиционеры защищают нас от грабителей,
разыскивают украденные ворами вещи, следят за порядком на улицах, охраняют банки. Днем и ночью несут они службу. В любую погоду мы видим
их на посту. Нередко рискуя своей жизнью, спасают они людей. В наше время милиционеры несут службу в Чеченской республике, чтобы помочь мирным людям наладить спокойную жизнь.
Чтобы выполнять такую нелегкую работу, милиционер должен быть: (дети
перечисляют качества).
Мы вызываем милицию по номеру 02, запомните этот номер.
Расскажите, в чем заключается служба милиционера.
Каким должен быть милиционер?
По какому номеру мы вызываем милицию?
Как, по-вашему, следует относиться к работе милиционера?
С.В.Михалков написал стихотворение о милиционере, имя которого
угадайте:
«Он очень высокий, его называют великаном и каланчей, но он не
обижается».
Да, это стихотворение о Дяде Степе «Дядя Степа – милиционер».
Чтение стихотворения.
Беседа:
Кем теперь служит дядя Степа? Опишите его форму.
Как относятся к нему окружающие?
Почему дядю Степу прозвали Светофор?
Это обижает дядю Степу?
Как Степан приходит людям на помощь?
Кем был дядя Степа для хулиганов? Как относится Степан к своей
работе?
Малыши боятся дяди Степы?
Дядю Степу зовут великаном? В этом заключается сказка или правда?
Каким вы представляете себе дядю Степу?
Творческие рассказы детей.
Физкультминутка «Зарядка».
Дидактическая игра «Кто приходит к нам на помощь?»
Эти люди выбрали себе важное дело – приходить в случае беды на
помощь.
Мы к ним обращаемся:
при пожаре (01, в пожарную часть);
человеку очень плохо (03, в скорую помощь);
при краже (02, в милицию);
авария на дороге (03, 02).
Иногда в наш дом приходит беда, а рядом нет взрослых. Вы, ребята, должны
знать, как поступить в таком случае, куда позвонить по телефону, куда
обратиться за помощью.
Мы будем сейчас учиться вызывать на помощь.
Вам нужно набрать номер, рассказать, что случилось четко и коротко, ясно и
понятно и назвать свой домашний адрес.
1. Пожар.
2. Вашу дверь пытаются открыть воры.
3. Маме плохо.
Дидактическая игра « Скажи наоборот».
Храбрый –
Добрый –
Высокий –
Сильный –
Быстрый –
Крепкий –
Трудолюбивый –
Веселый –
Умный –
Итог занятия: Какая, по-вашему, профессия милиционер? Что вам в ней нравится? Творческая работа: рисование «Дядя Степа – милиционер».
Конспект занятия
Путешествие по сказкам А.С. Пушкина
Задачи
Материалы: портрет А.С.
Пушкина; книги с иллюстрациями; музыкальное
сопровождение; предметные картинки (зеркало,
яблоко, собака, конь, солнце, месяц); красивая
коробка; макет большой книги.
Ход занятия
В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Послушайте,
ребята, что я вам буду читать:
(воспитатель читает детям
Гонимы вешними
лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(Отрывок из стихотворения «Осень»)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(Отрывок из стихотворения «Зимний вечер»)
- Что я вам сейчас прочитала? Кто автор?
Ответы детей: «Вы
прочитали отрывки из произведений (стихотворений),
которые написал А.С. Пушкин».
- А что еще написал А.С. Пушкин?
Ответы детей: «Еще
Александр Сергеевич Пушкин написал сказки».
- Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина?
Ответы детей: «Мы
знаем сказки: «Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о попе и работнике его Балде»,
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом
петушке».
- Сегодня мы с вами будем путешествовать
по сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите, ребята,
на полу стоит большая книга сказок (деревянный макет книги).
Это непростая книга, она волшебная. Через
эту книгу мы и будем путешествовать (дети
все перелезают через макет). А на чем же
мы будем путешествовать по сказкам? Я
предлагаю «ковер – самолет» - это очень
удобный вид транспорта для путешествий
по сказкам.
- Сели поудобнее, закрыли глаза и представили,
что мы летим на ковре-самолете (звучит
«волшебная» музыка, а затем «Полет шмеля»
Н.А. Римского-Корсакова).
- Мы прилетели с вами в сказку. Слышите,
кто-то жужжит? В какую же сказку мы с вами
прилетели? Ой, ребята, посмотрите у меня
на столе лежат какие-то насекомые. Назовите
мне их.
Ответы детей: «
На столе лежат насекомые: комар, муха,
шмель».
- Из какой сказки А.С. Пушкина эти насекомые?
Ответы детей: «Эти
насекомые прилетели из сказки А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане…».
- Кто из вас знает как точнее называется
эта сказка?
Ответы детей: «Сказка
о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной царевне лебеди».
- И так, мы с вами попали в «Сказку о царе
Салтане…».
- Кто знает, как начинается эта сказка?
Ребенок читает наизусть отрывок из сказки:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря».
Вопросы к детям по
сказке:
- Кто был в сказке князь Гвидон? (Это сын
царя Салтана).
- Как получилось, что князь Гвидон стал
жить на острове? (Ответы детей).
- Как называется остров, где жил князь
Гвидон? (Остров «Буян»).
- В кого превращался в сказке князь Гвидон?
(Он превращался в комара, муху, шмеля).
- Кто царю Салтану рассказывал об «заморских
диковинах»? (Ему рассказывали «корабельщики»)
- Кого называли «корабельщиками»? (Ответы
детей).
- Какие «чудеса» были на острове? (Чудо-белка,
тридцать три богатыря, царевна-лебедь).
- Расскажите об этих «чудесах»
Дети читают наизусть отрывки из сказки.
Белка
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету…
Тридцать три богатыря
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из морю выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –
И той страже нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
Царевна - лебедь
Царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
- Как заканчивается сказка? (Ответы детей).
- Слышите, ребята? Снова звучит «волшебная»
музыка. А это значит, что мы с вами опять
садимся на ковер-самолет и продолжаем
свое путешествие по сказкам дальше.
На столе у воспитателя появляется красивая
коробка.
- Ребята, в этой коробке лежат два предмета.
Вам нужно будет угадать эти предметы
и сказать сказку.
1) В коробке лежит предмет, с помощью который
в сказке А.С. Пушкина говорил человеческим
голосом? Что это за предмет? (Зеркало).
2) В коробке лежит предмет, с помощью которого
злая мачеха пыталась погубить прекрасную
царевну. Что это за предмет? (Ответ: яблоко).
3) Из какой сказки эти два предмета? (Ответ: из «Сказки
о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Задание детям.
На мольберте вывешены предметные
картинки. Нужно найти те из них, о которых
говорится в «Сказке о мертвой царевне
и о семи богатырях» (зеркало, яблоко, собака,
конь, солнце, месяц). Что каждый предмет
делал в сказке?
- А теперь давайте с вами представим, что
мы находимся в той светлице, где сидит
мачеха и разговаривает со своим зеркалом.
А поможет нам в этом ребята, которые приготовили
отрывок из этой сказки.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручкой замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела.
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
- Спасибо вам ребята, но нам пора в
следующую сказку (снова звучит «волшебная»
музыка, затем «шум морского прибоя»).
- Ребята, что это за шум? (Шум моря). А в
какой сказке мы сейчас находимся? В «Сказке
о рыбаке и рыбке».
Вопросы к детям по
сказке:
- Расскажите, как получилось, что золотая
рыбка стала служить старику.
- Какие желания старухи выполнила золотая
рыбка?
- Каким вам показался старик? Как вы себе
его представляете? Какими словами можно
сказать о нем, какой он? (Добрый, ласковый,
тихий, жалостливый).
- Как каждый раз встречало море старика?
(Каждый раз по-разному: «…море слегка
разыгралось…», «Помутилось синее море»,
«Не спокойно синее море», «Почернело
синее море»).
- Как вы думаете, для чего поэт такими
разными словами говорит об одном и том
же? (Поэт хотел показать, что природа не
довольна , как старуха меняет свои желания).
Задание детям: «Собери
картинку». Дети должны собрать иллюстрацию
к «Сказке о рыбаке и рыбке».
- Какой эпизод из сказки изображен? Как
вы это поняли?
- Расскажите, чем закончилась эта сказка?
Дети читают наизусть отрывок из «Сказки
о рыбаке и рыбке».
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне - море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
- Ребята, вот и подошло к концу наше с вами
путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Давайте
им скажем «до свидания» и выйдем через
нашу «дверь» (макет большой книги).
Дети перелезают через макет большой книги.
- Вот мы с вами снова очутились в детском
саду.
- Что вы можете сказать о сказках, которые
написал А.С. Пушкин?
- Какая вам из них больше нравится и почему?
Заключение воспитателя.
- Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны.
В них прославляются добрые и смелые люди
и высмеиваются жадные, трусливые, злые.
Они написаны красивым поэтичным языком.
Место действия пушкинских сказок – Древняя
Русь – избяная, рубленная из столетних
кряжей или сложенная из белого известкового
камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами,
поблескивающая золотистой дранкой кровель,
куполов и маковок.
Любить Россию, понимать поэзию своей
страны, узнавать неслыханно богатый и
милый сердцу русский язык научила Пушкина
его няня Арина Родионовна Матвеева. Может
быть, не все даже знают ее простую фамилию.
Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек
и бабок.
Они ее берегли. Они передавали ее из уст
в уста неторопливо и спокойно, будто плели кружево.
В селе Михайловском среди зимы, завалившей
снегом проселки и старенький дом поэта,
Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно
простые и волшебные. Там в теплом сумраке
родились все эти замечательные сказки
– о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом
петушке, мертвой царевне, о попе и работнике
его Балде.
Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным
правом можем гордиться тем, что мы – дети
страны, давшей миру одного из самых пленительных
и певучих поэтов – Александра Сергеевича
Пушкина.
В конце занятия
воспитатель раздает детям небольшие
книжки со сказками А.С. Пушкина.
Изготовление книги по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», с использованием нетрадиционных техник рисования
Изготовление книги по сказке А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке», с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.
Предварительная работа. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание и наблюдение за золотой рыбкой, живущей в аквариуме в группе.
Цели:
1. Закрепить с детьми освоенные техники рисования: рисование пальчиками, ватными палочками, поролоном.
Учить детей анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности.
2. Развивать мелкую моторику
рук, воображение,
3. Обогащать речь детей
эмоционально-окрашенной
Материалы:
1. Альбомный лист тонированный формата А 4.
2. Набор гуашевых красок, цветной клейстер.
3. Кисть.
4. Стаканчик с водой.
5. Поролоновая губка с
прищепкой, ватные палочки,
6. Салфетки.
7. Иллюстрации к сказке
А. С. Пушкина «Сказка о
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Воспитатель. Ай, потешить вас сказочкой?
А сказочка чудесная:
Есть в ней дива дивные,
Чуда чудные…
Слушайте!
(Открывается занавес. Сидят девицы.)
Воспитатель. «Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Вовсе время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь (ребенок). «Здравствуй, красная девица, -
Говорит он: - Будь царица,
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж голубушки – сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Воспитатель. Ребята, вы узнали из какой сказки этот сюжет?
Дети. Да. Этот отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне, о прекрасной царевне лебеди».
Воспитатель. Продолжаем слушать сказки.
«В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
- А теперь узнали из какой сказки эта злая царица?
Дети. Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Воспитатель. «… Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела… »
- Из какого произведения этот сюжет?
Дети. «Сказка о золотом петушке».
Воспитатель. Послушайте еще один отрывок.
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод… »
- Ребята, а эти герои из какой сказки?
Дети. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы все сказки назвали правильно. А кто автор этих замечательных сказок?
Дети. Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт.
Воспитатель. Правильно. Ребята, вспомните, пожалуйста, что же в третий раз вытащил из моря старик?
Дети. Рыбку.
Воспитатель. А какую рыбку? Простую?
Дети. «Не простую, а золотую. Голосом человеческим говорила». Умела исполнять желания.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, на золотую рыбку, которая живет у нас в аквариуме. Какая она красивая! А какого она цвета?
Дети. Оранжевого, немного красного.
Воспитатель. А почему ее называют «золотой»?
Дети. Она блестит, как золото.
Воспитатель. Чешуя, которая покрывает туловище рыбки крупная, бле-стит, играет, на солнышке, словно золотая. А золото, какого цвета?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Значит, золотые рыбки бывают оранжевого и желтого цвета, с красноватым оттенком.
- Ребята. Мы наше занятие
начали со сказок, а в сказках
часто происходят превращения.
Вот и мы сейчас с вами
превратимся ненадолго в
Физкультминутка
«На дне».
Улитки ползут, Дети передвигаются по кругу в полуприседе,
Свои домики везут. сложив руки за спиной.
Рогами шевелят, делают «рожки» из пальчиков, ритмично
На рыбок глядят. наклоняют голову влево-вправо.
Рыбки плывут, Передвигаются по кругу, делая гребковые
Плавниками гребут. движения руками.
Влево, вправо поворот, выполняют повороты туловища влево, вправо
А потом наоборот. и наоборот.
2. Практическая часть.
Воспитатель. Ребята, напомните мне, пожалуйста, где жила золотая рыбка, которую выловил старик?
Дети. В море.
Воспитатель. Старик был добрым, старуха спокойная и в доме у них был мир и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море. А какого цвета бывает море, когда оно спокойное?
Дети. Синего, голубого.
Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, всегда ли море было спокойное, голубое?
Дети. Нет не всегда. Оно было: мутным синим, неспокойным синим, почерневшим.
Воспитатель. А от чего зависело настроение моря?
Дети. От желаний старухи. Сначала она хотела новое корыто, потом новую избу, потом стать столбовою дворянкой, а в конце сказки старуха хочет быть владычицей морской.
Воспитатель. Все желания старухи исполнила золотая рыбка?
Дети. Все, кроме последнего.
Воспитатель. Почему?
Дети. Старуха была жадная и из-за своей жадности осталась опять у разбитого корыта.
Воспитатель. Правильно, ребята. Жадным быть плохо.
Ребята, скажите, а как называют человека, который рисует иллюстрации в книгах?
Дети. Иллюстратор, художник.
Воспитатель. Сейчас каждый из вас побудет ненадолго художником, иллюстратором, которому нужно нарисовать иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Но для рисования вы будете использовать не только кисточку, но те нетрадиционные способы, которыми уже владеете.
Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой