Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:25, реферат

Краткое описание

Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников; организовать формирующий эксперимент и сделать основные выводы; дать методические рекомендации по организации нравственного воспитания, используя средства детской художественной литературы, родителям и педагогам ДОУ.

Файлы: 1 файл

практическая работа.docx

— 107.47 Кб (Скачать)

игрушка телефон.

Ход занятия:

В песне поется:

Наша служба и опасна, и трудна,

И на первый взгляд как будто-то не видна.

Если кто-то честно жить порой  не хочет,

Значит с ними нам вести  незримый бой.

Так назначено судьбой  для нас с тобой…

Мы часто встречаем  на улицах города людей в серой  форме с погонами. Это

милиционеры. Они служат в милиции, именно служат. В любое  время дня и ночи можно позвонить в милицию по телефону и вам ответит дежурный: «Милиция. У телефона дежурный,…», и назовет свое звание. У милиционеров, как и у военных есть звания. Они выполняют приказы командира, им вручают оружие, т.к. милиционерам приходиться бороться с

вооруженными преступниками. Милиционеры защищают нас от грабителей,

разыскивают украденные ворами вещи, следят за порядком на улицах, охраняют банки. Днем и ночью несут они службу. В любую погоду мы видим

их на посту. Нередко рискуя своей жизнью, спасают они людей. В наше время милиционеры несут службу в Чеченской республике, чтобы помочь мирным людям наладить спокойную жизнь.

Чтобы выполнять такую  нелегкую работу, милиционер должен быть: (дети

перечисляют качества).

Мы вызываем милицию по номеру 02, запомните этот номер.

Расскажите, в чем заключается  служба милиционера.

Каким должен быть милиционер?

По какому номеру мы вызываем милицию?

Как, по-вашему, следует относиться к работе милиционера?

С.В.Михалков написал стихотворение о милиционере, имя которого

угадайте:

«Он очень высокий, его  называют великаном и каланчей, но он не

обижается».

Да, это стихотворение  о Дяде Степе «Дядя Степа –  милиционер».

Чтение стихотворения.

Беседа:

Кем теперь служит дядя Степа? Опишите его форму.

Как относятся к нему окружающие?

Почему дядю Степу прозвали Светофор?

Это обижает дядю Степу?

Как Степан приходит людям  на помощь?

Кем был дядя Степа для  хулиганов? Как относится Степан к своей

работе?

Малыши боятся дяди Степы?

Дядю Степу зовут великаном? В этом заключается сказка или  правда?

Каким вы представляете себе дядю Степу?

Творческие рассказы детей.

Физкультминутка «Зарядка».

Дидактическая игра «Кто приходит к нам на помощь?»

Эти люди выбрали себе важное дело – приходить в случае беды на

помощь.

Мы к ним обращаемся:

при пожаре (01, в пожарную часть);

человеку очень плохо (03, в скорую помощь);

при краже (02, в милицию);

авария на дороге (03, 02).

Иногда в наш дом  приходит беда, а рядом нет взрослых. Вы, ребята, должны

знать, как поступить в  таком случае, куда позвонить по телефону, куда

обратиться за помощью.

Мы будем сейчас учиться  вызывать на помощь.

Вам нужно набрать номер, рассказать, что случилось четко  и коротко, ясно и

понятно и назвать свой домашний адрес.

1. Пожар.

2. Вашу дверь пытаются  открыть воры.

3. Маме плохо.

Дидактическая игра « Скажи наоборот».

Храбрый –

Добрый –

Высокий –

Сильный –

Быстрый –

Крепкий –

Трудолюбивый –

Веселый –

Умный –

Итог занятия: Какая, по-вашему, профессия милиционер? Что вам в ней нравится?  Творческая работа: рисование «Дядя Степа – милиционер».

Конспект  занятия

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина  

Задачи 

  1. Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.
  2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения. 
  3. Воспитывать у детей  интерес к детской художественной литературе.

 

  Материалы: портрет А.С. Пушкина; книги с иллюстрациями; музыкальное сопровождение; предметные картинки (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц);  красивая коробка; макет большой книги.  
  Ход занятия 

В начале занятия  воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Послушайте, ребята, что я вам буду читать: (воспитатель читает детям наизусть  отрывки из произведений А.С.  Пушкина).  

Гонимы вешними  лучами,  
С окрестных гор уже снега  
Сбежали мутными ручьями  
На потопленные луга.  
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)  
   
Унылая пора! Очей очарованье!  
Приятна мне твоя прощальная краса –  
Люблю я пышное природы увяданье,  
В багрец и в золото одетые леса…  
(Отрывок из стихотворения «Осень»)  
     
Буря мглою небо кроет,  
Вихри снежные крутя;  
То, как зверь, она завоет,  
То заплачет, как дитя…  
(Отрывок из стихотворения «Зимний вечер»)  
   
- Что я вам сейчас прочитала?  Кто автор?  
Ответы детей: «Вы прочитали отрывки из произведений (стихотворений), которые написал А.С. Пушкин».  
- А что еще написал А.С. Пушкин?  
Ответы детей: «Еще Александр Сергеевич Пушкин написал сказки».  
- Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина?  
Ответы детей: «Мы знаем сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».  
- Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите, ребята, на полу стоит большая книга сказок (деревянный макет книги). Это непростая книга, она волшебная. Через эту книгу мы и будем путешествовать (дети все перелезают через макет). А на чем же мы будем путешествовать по сказкам? Я предлагаю «ковер – самолет» - это очень удобный вид транспорта для путешествий по сказкам.  
- Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (звучит «волшебная» музыка, а затем «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова).  
-  Мы прилетели с вами в сказку. Слышите, кто-то жужжит? В какую же сказку мы с вами прилетели? Ой, ребята, посмотрите у меня на столе лежат какие-то насекомые. Назовите мне их.  
Ответы детей: « На столе лежат насекомые: комар, муха, шмель».  
- Из какой сказки А.С. Пушкина эти насекомые?  
Ответы детей: «Эти насекомые прилетели из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».  
- Кто из вас знает как точнее называется эта сказка?  
Ответы детей: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».  
- И так, мы с вами попали в «Сказку о царе Салтане…».  
- Кто знает, как начинается эта сказка?  
Ребенок читает наизусть отрывок из сказки:  
Три девицы под окном  
Пряли поздно вечерком.  
«Кабы я была царица, -  
Говорит одна девица, -  
То на весь крещеный мир  
Приготовила б я пир».  
«Кабы я была царица, -  
Говорит ее сестрица, -  
То на весь бы мир одна  
Наткала я полотна».  
«Кабы я была царица, -  
Третья молвила сестрица, -  
Я б для батюшки – царя  
Родила богатыря».  
Вопросы к детям по сказке:  
- Кто был в сказке князь Гвидон? (Это сын царя Салтана).  
- Как получилось, что князь Гвидон стал жить на острове? (Ответы детей).  
- Как называется остров, где жил князь Гвидон? (Остров «Буян»).  
- В кого превращался в сказке князь Гвидон? (Он превращался в комара, муху, шмеля).  
- Кто царю Салтану рассказывал об «заморских диковинах»? (Ему рассказывали «корабельщики»)  
- Кого называли  «корабельщиками»? (Ответы детей).  
- Какие  «чудеса» были на острове? (Чудо-белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь).  
- Расскажите об этих «чудесах»  
Дети читают наизусть отрывки из сказки.  
  Белка  
Ель растет перед дворцом,  
А под ней хрустальный дом;  
Белка там живет ручная,  
Да затейница какая!  
Белка песенки поет  
Да орешки все грызет,  
А орешки не простые,  
Все скорлупки золотые,  
Ядра - чистый изумруд;  
Слуги белку стерегут.  
Служат ей прислугой разной –  
И приставлен дьяк приказный  
Строгий счет орехам весть;  
Отдает ей войско честь;  
Из скорлупок льют монету  
Да пускают в ход по свету…  
   
Тридцать три  богатыря  
Каждый день идет там диво:  
Море вздуется бурливо,  
Закипит, подымет вой,  
Хлынет на берег пустой,  
Расплеснется в скором беге –  
И останутся на бреге  
Тридцать три богатыря,  
В чешуе златой горя,  
Все красавцы молодые,  
Великаны удалые,  
Все равны, как на подбор;  
Старый дядька Черномор  
С ними из морю выходит  
И попарно их выводит,  
Чтобы остров тот хранить  
И дозором обходить –  
И той страже нет надежней,  
Ни храбрее, ни прилежней.  
   
Царевна - лебедь  
Царевна есть,  
Что не можно глаз отвесть.  
Днем свет божий затмевает,  
Ночью землю освещает –  
Месяц под косой блестит,  
А во лбу звезда горит.  
А сама-то величава,  
Выступает будто пава;  
Сладку речь-то говорит,  
Будто реченька журчит.  
   
- Как  заканчивается сказка? (Ответы детей).  
- Слышите, ребята? Снова звучит «волшебная» музыка. А это значит,  что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше.  
На столе у воспитателя появляется красивая коробка.  
- Ребята, в этой коробке лежат два предмета. Вам нужно будет угадать эти предметы и сказать сказку.  
1) В коробке лежит предмет, с помощью который в сказке А.С. Пушкина говорил человеческим голосом? Что это за предмет? (Зеркало).  
2) В коробке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет? (Ответ: яблоко).    
3) Из какой сказки эти два предмета? (Ответ: из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).  
Задание детям.  
На мольберте вывешены предметные картинки. Нужно найти те из них, о которых говорится в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц). Что каждый предмет делал в сказке?  
 - А теперь давайте с вами представим, что мы находимся в той светлице, где сидит мачеха и разговаривает со своим зеркалом. А поможет нам в этом ребята, которые приготовили отрывок из этой сказки.  
   
На девичник собираясь,  
Вот царица, наряжаясь  
Перед зеркальцем своим,  
Перемолвилася с ним:  
«Я ль, скажи мне, всех милее,  
Всех румяней и белее?»  
Что же зеркальце в ответ?  
«Ты прекрасна, спору нет;  
Но царевна всех милее,  
Всех румяней и белее».  
Как царица отпрыгнет,  
Да как ручкой замахнет,  
Да по зеркальцу как хлопнет,  
Каблучком-то как притопнет!..  
«Ах ты мерзкое стекло!  
Это врешь ты мне назло.  
Как тягаться ей со мною?  
Я в ней дурь-то успокою.  
Вишь какая подросла!  
И не диво, что бела.  
Но скажи: как можно ей  
Быть во всем меня милей?  
Признавайся: всех я краше.  
Обойди все царство наше,  
Хоть весь мир; мне ровной нет.  
Так ли?» Зеркальце в ответ:  
«А царевна все ж милее,  
Все ж румяней и белее».  
   
- Спасибо вам ребята, но нам пора в следующую сказку (снова звучит «волшебная» музыка, затем «шум морского прибоя»).  
- Ребята, что это за шум? (Шум моря). А в какой сказке мы сейчас находимся? В «Сказке о рыбаке и рыбке».  
Вопросы к детям по сказке:  
- Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику.  
- Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?  
- Каким вам показался старик? Как вы себе его представляете? Какими словами можно сказать о нем, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, жалостливый).  
- Как каждый раз встречало море старика? (Каждый раз по-разному: «…море слегка разыгралось…», «Помутилось синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»).  
- Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? (Поэт хотел показать, что природа не довольна , как старуха меняет свои желания).  
   
Задание детям: «Собери картинку». Дети должны собрать иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке».  
- Какой эпизод из сказки изображен? Как вы это поняли?  
- Расскажите, чем закончилась эта сказка?  
   
Дети читают наизусть отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».  
   
Вот идет он к синему морю,  
Видит, на море черная буря:  
Так и вздулись сердитые волны,  
Так и ходят, так воем и воют.  
Стал он кликать золотую рыбку,  
Приплыла к нему рыбка, спросила:  
«Чего тебе надобно, старче?»  
Ей старик с поклоном отвечает:  
«Смилуйся, государыня рыбка!  
Что мне делать с проклятою бабой?  
Уж не хочет быть она царицей,  
Хочет быть владычицей морскою;  
Чтобы жить ей в Окияне - море,  
Чтобы ты сама ей служила  
И была бы у ней на посылках».  
Ничего не сказала рыбка,  
Лишь хвостом по воде плеснула  
И ушла в глубокое море.  
Долго у моря ждал он ответа,  
Не дождался, к старухе воротился –  
Глядь: опять перед ним землянка;  
На пороге сидит его старуха,  
А пред нею разбитое корыто.  
  - Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Давайте им скажем «до свидания» и выйдем через нашу «дверь» (макет большой книги).  
Дети перелезают через макет большой книги.  
- Вот мы с вами снова очутились в детском саду.  
- Что вы можете сказать о сказках, которые написал А.С. Пушкин?  
- Какая вам из них больше нравится и почему?  
Заключение воспитателя.  
- Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые и смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Они написаны красивым поэтичным языком.  
Место действия пушкинских сказок – Древняя Русь – избяная, рубленная из столетних кряжей или сложенная из белого известкового камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами, поблескивающая золотистой дранкой кровель, куполов и маковок.  
Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева. Может быть, не все даже знают ее простую фамилию.  
Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок.   
Они ее берегли. Они передавали ее из уст в уста неторопливо и спокойно, будто плели  кружево.  
 В селе Михайловском среди зимы, завалившей снегом проселки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Там в теплом сумраке родились все эти замечательные сказки – о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом петушке, мертвой царевне, о попе и работнике его Балде.  
Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.  
В конце занятия воспитатель раздает детям небольшие книжки со сказками А.С. Пушкина.

 

Изготовление книги по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», с использованием нетрадиционных техник рисования

 

Изготовление  книги по сказке А. С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке», с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.

Предварительная работа. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание и наблюдение за золотой рыбкой, живущей в аквариуме в группе.

Цели:

1. Закрепить с детьми  освоенные техники рисования:  рисование пальчиками, ватными палочками,  поролоном.

Учить детей анализировать  натуру, выделять ее признаки, особенности.

2. Развивать мелкую моторику  рук, воображение, цветовосприятие.

3. Обогащать речь детей  эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через  знание содержания сказок А.  С. Пушкина.

Материалы:

1. Альбомный лист тонированный  формата А 4.

2. Набор гуашевых красок, цветной клейстер.

3. Кисть.

4. Стаканчик с водой.

5. Поролоновая губка с  прищепкой, ватные палочки, гофрированный  картон.

6. Салфетки.

7. Иллюстрации к сказке  А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке  и рыб-ке».

Ход занятия:

1. Организационная  часть.

Воспитатель. Ай, потешить вас  сказочкой?

А сказочка чудесная:

Есть в ней дива дивные,

Чуда чудные…

Слушайте!

(Открывается занавес. Сидят девицы.)

Воспитатель. «Только вымолвить  успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Вовсе время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь (ребенок). «Здравствуй, красная девица, -

Говорит он: - Будь царица,

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж голубушки –  сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха».

Воспитатель. Ребята, вы узнали из какой сказки этот сюжет?

Дети. Да. Этот отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне, о прекрасной царевне лебеди».

Воспитатель. Продолжаем слушать  сказки.

«В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

- А теперь узнали из какой сказки эта злая царица?

Дети. Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Воспитатель. «… Вдруг шатер

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

Как пред солнцем птица  ночи

Царь умолк, ей глядя в  очи,

И забыл он перед ней  смерть обоих сыновей.

И она перед Дадоном

Улыбнулась – и с  поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела… »

- Из какого произведения  этот сюжет?

Дети. «Сказка о золотом  петушке».

Воспитатель. Послушайте еще  один отрывок.

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три  года.

Старик ловил неводом  рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул  невод, -

Пришел невод с одною  тиной.

Он в другой раз закинул  невод, -

Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод… »

- Ребята, а эти герои  из какой сказки?

Дети. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы все сказки назвали правильно. А кто автор этих замечательных сказок?

Дети. Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт.

Воспитатель. Правильно. Ребята, вспомните, пожалуйста, что же в третий раз вытащил из моря старик?

Дети. Рыбку.

Воспитатель. А какую рыбку? Простую?

Дети. «Не простую, а золотую. Голосом человеческим говорила». Умела исполнять желания.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, на золотую рыбку, которая живет у нас в аквариуме. Какая она красивая! А какого она цвета?

Дети. Оранжевого, немного красного.

Воспитатель. А почему ее называют «золотой»?

Дети. Она блестит, как золото.

Воспитатель. Чешуя, которая покрывает туловище рыбки крупная, бле-стит, играет, на солнышке, словно золотая. А золото, какого цвета?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Значит, золотые рыбки бывают оранжевого и желтого цвета, с красноватым оттенком.

- Ребята. Мы наше занятие  начали со сказок, а в сказках  часто происходят превращения.  Вот и мы сейчас с вами  превратимся ненадолго в морских  обитателей.

Физкультминутка

«На дне».

Улитки ползут, Дети передвигаются  по кругу в полуприседе,

Свои домики везут. сложив руки за спиной.

Рогами шевелят, делают «рожки»  из пальчиков, ритмично

На рыбок глядят. наклоняют голову влево-вправо.

Рыбки плывут, Передвигаются  по кругу, делая гребковые

Плавниками гребут. движения руками.

Влево, вправо поворот, выполняют  повороты туловища влево, вправо

А потом наоборот. и наоборот.

2. Практическая часть.

Воспитатель. Ребята, напомните мне, пожалуйста, где жила золотая рыбка, которую выловил старик?

Дети. В море.

Воспитатель. Старик был добрым, старуха спокойная и в доме у них был мир и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море. А какого цвета бывает море, когда оно спокойное?

Дети. Синего, голубого.

Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, всегда ли море было спокойное, голубое?

Дети. Нет не всегда. Оно было: мутным синим, неспокойным синим, почерневшим.

Воспитатель. А от чего зависело настроение моря?

Дети. От желаний старухи. Сначала она хотела новое корыто, потом новую избу, потом стать столбовою дворянкой, а в конце сказки старуха хочет быть владычицей морской.

Воспитатель. Все желания старухи исполнила золотая рыбка?

Дети. Все, кроме последнего.

Воспитатель. Почему?

Дети. Старуха была жадная и из-за своей жадности осталась опять у разбитого корыта.

Воспитатель. Правильно, ребята. Жадным быть плохо.

Ребята, скажите, а как  называют человека, который рисует иллюстрации в книгах?

Дети. Иллюстратор, художник.

Воспитатель. Сейчас каждый из вас побудет ненадолго художником, иллюстратором, которому нужно нарисовать иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Но для рисования вы будете использовать не только кисточку, но те нетрадиционные способы, которыми уже владеете.

Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой