Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:25, реферат

Краткое описание

Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников; организовать формирующий эксперимент и сделать основные выводы; дать методические рекомендации по организации нравственного воспитания, используя средства детской художественной литературы, родителям и педагогам ДОУ.

Файлы: 1 файл

практическая работа.docx

— 107.47 Кб (Скачать)

- Вот и сейчас злая  мачеха задала девочке работу: кофточку починить и пуговицу  к ней пришить.  Давайте поможем  девочке выполнить эту работу.

(дети подбирают нужную  заплатку к кофточке)

- Хорошо справились с  первым заданием, а вот пуговицу  подобрать посложнее будет.  Она должна быть не зелёная и не синяя: не большая, не с четырьмя дырочками. Какую пуговицу нужно найти падчерице?

                  (красную, маленькую, с 2 дырочками) 

- Молодцы, ребята, и с  этим заданием справились.  Но  злая мачеха не успокаивается: (выставляется вторя иллюстрация) 

«злая мачеха приоткрыла дверь  и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: 
- Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.».

-  Ребята, а  в какое  время года происходит событие? (зимой)

- А в каком  месяце? ( январь)

- В какое время года  распускаются подснежники? А в  каком месяце?

- Давайте пойдём в лес  вместе с девочкой, чтобы ей  не было страшно.

 

Физкультминутка:

Мы шагаем по сугробам, по сугробам белолобым.

Подними повыше ногу, покажи другим дорогу.

(дети идут, высоко поднимая  ноги, по сигналу сворачивают  – то направо, то налево.

В конце пути воспитатель  выставляет новую иллюстрацию.

«И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек — будто звезда среди ветвей запуталась. Поднялась  девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом  перелезает. "Только бы, — думает, — огонек не погас!" А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила  шагу и вышла на полянку. Да так  и замерла. Светло на полянке, точно  от солнца. Посреди полянки большой  костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.»

- Кого увидела девочка  на полянке?   Расскажите, как  одеты люди, где сидят. Почему  одни сидят ближе к костру, а другие – поодаль?

«И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый - и поглядел в ту сторону, где  стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь  нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Нужно мне набрать в эту  корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками  моя мачеха и не велела мне с  пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели  на нее и стали между собой  переговариваться».

- Решили месяцы помочь падчерице.  Дали они девочке волшебный  подснежник. на каждом его лепестке есть задания. Выполнит падчерица эти задания, получит подснежники.   Ребята, поможем девочке выполнить задания?

Задание 1.

«Что изменилось»

(воспитатель выкладывает 5 геометрических  фигур в определённой последовательности. По сигналу, дети закрывают глаза, 2 фигуры меняются местами. Ребята открывают глаза, говорят, какие фигуры поменялись местами).

Задание 2.

Решение задач по карточкам.

(девочка положила в корзинку 4 подснежника, на поляне она  нашла ещё один. Сколько всего цветов стало у девочки?)

(в году 12 месяцев, три из них  – зимние месяцы.) эту задачу  решить нельзя. Т.к. нет вопроса.

Задание 3.

«Четвёртый лишний»

Работа по карточкам.

Задание 4.

«Кладоискатели» - по плану-схеме группы найти «клад» - коробку с материалом для аппликации.

Задание 5.

Выполнение аппликации: «Подснежники для падчерицы»

Проблемная ситуация: в коробке  находится материал для изготовления только 5 цветов, а детей больше, как поступить? (дети приходят к выводу, что нужно разделиться двойками или тройками и выполнить работу группами)

- Ну вот вы и помогли девочке! Спасибо, ребята, вы – настоящие друзья!!! Теперь у падчерицы целая корзина весенних цветов! 

-  Какие задания вы выполняли,  чтобы помочь ей? (ответы детей).

- Какое задание было самым  трудным? 

- А какое самым интересным? 

- Чем же закончилась сказка? 

Воспитатель предлагает ребятам посмотреть окончание сказки по диску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по сказке

Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

 

Цель. Отработка навыков взаимодействия в группе при творческом выполнении общего дела.

Особенностью занятия  является то, что в его ходе участники  развивают творчество и воображение, подбирая разные по цвету и размеру  заготовки геометрических фигур, используют в работе дополнительные детали. Задачи. Приобретение навыков создания коллективного  панно, объединяя части общей  композиции и выбора места для  своей поделки на коллективном панно. Способствовать желанию детей прийти на помощь своему товарищу в случае необходимости.

Методы занятия. Метод психологической композиции и интерпретации, методы рефлексии, самоанализа, конструирования, метод метафоры.

Материалы.

1.Лист бумаги А3. Клей. Ножницы. Рисунки-трафареты Дюймовочки и Эльфа, настоящие или игрушечные предметы или рисунки (горошина, санки и северный олень, бумажный корабль, крапива и перо птицы, утенок). Квадраты бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы, бумага для дополнительных деталей.  Описание занятия. Занятие состоит из 3 частей. 1Часть-вступление. Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

2 Часть. Составление панно  по ходу творческого анализа  хода сказки, определение места  своей поделки на панно. 3 Часть.  Рефлексия. Анализ содержания  выполненной работы. В 3 части  занятия использована музыка  немецко-датского композитора Ф.Кулау Сонатина, Op.55, №1.

  1. Ход занятия. 1 Часть. Приветствие. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на соседа сначала слева от себя, потом справа и скажите ему: «Здравствуй,…имя, я рад тебя видеть». В далекой стране Дании, в Европе жил сказочник по имени Ганс. Он родился в 19 веке, 2 апреля 1805, рос в бедной семье Андерсенов. Ему приходилось с детства выполнять тяжелую работу, так, что даже помечтать ему было некогда. Но Ганс был очень наблюдательным человеком. Он очень внимательно наблюдал за жизнью, которая происходила вокруг него, и составлял из настоящих событий, как из мозаики, разные интересные истории. А когда Ганс Андерсен вырос, то стал знаменитым сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Он написал много разных сказок. Кто из вас читал сказки Андерсена, кто с ними знаком по книжкам или мультфильмам? Посмотрите вот на эти предметы (рисунки). Какие они вам напоминают сказки?

· Горошина («Принцесса на горошине»).

· Санки и северный олень (Кай, «Снежная королева»).

· Бумажный кораблик (“Стойкий оловянный солдатик”).

· Трава и перо птицы («Дикие лебеди»). Утенок («Гадкий утенок»). Ребята, узнайте, про какую сказку говорится в этой загадке?

 Появилась девочка  в чашечке цветка,

 И была та девочка  чуть больше ноготка. 

В ореховой скорлупке та девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла. Отгадка - сказка «Дюймовочка.». Кто такая Дюймовочка? Почему девочку назвали Дюймовочкой? (её рост 2,5 см – дюйм). Покажите, какая она была (малюсенькая, крохотная, небольшая…). Чтение сказки Андерсена «Дюймовочка» (Приложение 2. Сокращенный вариант сказки).

Часть2. Составление панно. Давайте вспомним то, что произошло в этой сказке?

1. Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный  горшочек? (Цветок, на котором сидела  Дюймовочка). Составим и наклеим из цветных квадратиков этот цветок и горшок, в котором он вырос. Дорисуем те части, которые мы хотим дорисовать.

2. Что послужило Дюймовочке озером, по которому она плавала на лепестке тюльпана? (Тарелка). Наклеим квадратики для озера и дорисуем очертания озера.

3. Кто похитил Дюймовочку? (Жаба). Что можно казать о жабе и ее сыночке. Какие они (ужасные, безобразные, некрасивые, отвратительные) Приклеим квадратики нужного цвета. Дорисуем недостающие части у Жабы.

4. Кто так говорил о Дюймовочке: «У неё только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия. Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!» (Жучки-барышни) Приклеим нужных цветов квадратики, которые будут похожи на жучков. Не понравилась жукам Дюймовочка, посадили они ее на полянку и улетели. Вокруг Дюймовочки было много цветов. Послушайте стихотворение и скажите, какие цветы росли на поляне? Вокруг Дюймовочки синели… васильки. Рядом звенели… колокольчики. А вот, посмотрите, розовеет… клевер, кашка. И вся поляна белеет от… ромашек. Кто так говорил Дюймовочке: «Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые белые зубы?» (Мышь — Дюймовочке). Приклеим нужных цветов квадратики, которые будут похожи на мышь. Дорисуем недостающие контуры мыши. Вам понравилась полевая мышь. Какая она (добрая, отзывчивая, приветливая…) Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказывала сказки). Какой птице помогла Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка). Приклеим нужных цветов квадратики, которые будут похожи на ласточку. Почему не улетела ласточка? Чем закончилась сказка? Кого встретила наша героиня? Что предложил ей эльф? Посмотрите герои сказки Дюймовочка и принц Эльф прилетели к нам. Что им нравилось больше всего? (перелетать с цветка на цветок). Я предлагаю вам сделать для наших сказочных героев цветочную поляну, чтобы они остались немного погостить у нас. Какие вы знаете полевые цветы? Так как мы делаем сказочную поляну, у нас могут быть любые цветы, в том числе и сказочные, волшебные. Ребята, выберите квадраты бумаги для своего цветка и приклейте их на поляне на обороте листа бумаги (переворачивают листА3).

Часть 3. Анализ выполненной  работы. Звучит фонограмма датской  народной музыки. Представьте, что вы волшебники и скоро вы сумеете  создать волшебную поляну, где  растут чудесные цветы разнообразного оттенка. Нашим героям уже не терпится очутиться на этой волшебной поляне. Не забывайте, что у каждого цветка есть стебель, листья. Для этого приготовлена бумага разной формы, клей. Не забывайте  помогать своим друзьям, если у них  что-то не получается. Подумайте, в каком  месте нашей поляне будет расти  ваш цветок. Можете сделать еще  другой цветок. Не забывайте, приклеивать  свою работу аккуратно, убрать свое рабочее  место за собой. Давайте поместим наших героев на вашу цветочную поляну. Для этого вырежем и приклеим Дюймовочку и Эльфа.

Как им здесь все нравится?

 Посмотрите на то, что  у вас получилось?

Расскажите по очереди, что  ты видишь, что здесь получилось? Что ты чувствуешь, когда смотришь на эту картину? Какое у тебя настроение? Вспомните, как звали сказочника, который написал сказку про Дюймовочку и в какой стране он жил? Попросите маму или папу прочесть вам еще какую-нибудь сказку датского писателя Ганса Христиана Андерсена.

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия  «Волшебство в сказке»

С.Т. Аксакова «Аленький  цветочек»

 

Цель:  обобщить полученные знания о сказке «Аленький цветочек»

Задачи: - учить работать с произведением, развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы.

Оборудование: Для учителя:   портрет С.Т. Аксакова, сказка «Аленький цветочек», диапроектор, диафильм «Аленький цветочек», иллюстрации к сказкам, пословицы, зеркальце с ручкой, детская корона-венец, цветок в горшочке.

Ход урока

1.Слово учителя

- Сегодня у нас с  вами не простой урок, а –  волшебный. Так как мы побываем  в мире, где творится добро,  происходят всякие чудеса. А где  это может происходить?      

       Ответ: в сказках.

- Я знаю, что вы очень  любите сказки. За что вы любите  их?

Учащиеся отмечают социально  значимые признаки сказок: торжество  добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.

-Да, нет ничего интереснее  сказки. Об одной такой сказке  пойдет сегодня речь на уроке. 

2. Подготовка к восприятию.

Угадайте, в содержание какой  сказки мы будем «погружаться»? Кому могли бы принадлежать эти предметы?

(Демонстрирую зеркальце  с ручкой, детскую корону-венец  и яркий комнатный цветок в  горшочке).

 Учащиеся легко и  свободно называют сестер из  сказки «Аленький цветочек» С.Т.  Аксакова.

- Кто является автором  этой сказки     

Ответ: С.Т.Аксаков.

 Объявление темы урока,  его цель и задачи  Слайд  №1   Смотрите презентацию.

3.Слово воспитателя об авторе

Слайд №2

С.Т. Аксаков  - русский  писатель. Он любил охоту, которая  помогла для написаний его  произведений. Автора в детстве увлекали сказки, которые рассказывала ему  ключница Пелагея, действия которых  он представлял себе на самом деле. Книги для детей С.Т. Аксаков  начал писать уже будучи взрослым человеком. Сначала это были шуточные стихотворения для своей внучки. А затем он написал замечательную сказку «Аленький цветочек» по памяти, которую он слышал в детстве от Пелагеи.

Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой