Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:25, реферат

Краткое описание

Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников; организовать формирующий эксперимент и сделать основные выводы; дать методические рекомендации по организации нравственного воспитания, используя средства детской художественной литературы, родителям и педагогам ДОУ.

Файлы: 1 файл

практическая работа.docx

— 107.47 Кб (Скачать)

 Кто же была эта  Пелагея? Крепостная крестьянка. Она была ключницей в доме  Аксаковых. В старину ключница  заведовала всеми съестными припасами  в доме, у нее хранились ключи  от всех помещений, в ее ведении  была и домашняя прислуга

4.Размышление над прочитанным (беседа-рассуждение)

- Как начинается сказка? Находим в учебнике и прочитаем.

     (Учащиеся читают  начало сказки)

  - Куда  должен был  ехать отец?

    (Он был купец  и часто уезжал по «купецким  делам».)

- Какие гостинцы просили  привезти его дочери?

   (Старшая - «золотой  венец из камениев самоцветных», средняя - «тувалет из хрусталю восточного», младшая - «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».)

- Все ли наказы дочерей  выполнил отец?

-Как купец оказался  в дремучем лесу?

(«Налетели на него  разбойники бусурманские, турецкие да индейские».)

-  Где увидел отец  цветок и как он выглядел? Давайте мы тоже посмотрим. (просмотр отрывка из сказки от места, где он увидел цветок до волшебного кольца)

- Что же случилось,  когда он сорвал этот цветок?                

-  А можно ли рвать  цветы? Почему? (нельзя, цветы украшают землю, если их сорвать, то они завянут).

- Какое обещание дал  купец зверю лесному? (Обещал вернуться  в назначенный срок)

- С помощью какого  предмета отец мог быстро оказаться  дома?   (с помощью волшебного кольца)

- Когда купец вернулся  домой, как приняли его подарки  дочери? Найти это место в тексте  и прочитать.     (Две старшие - рассматривали гостинцы и не могли опомниться от радости; младшая, «увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило».)

- Кто из дочерей согласился  спасти отца?    (Младшая.)

- Что стало с цветочком,  когда младшая дочь оказалась  у «зверя лесного»?                                           (Он сам вылетел из рук ее  и прирос к стеблю.)

- Показался ли девушке  хозяин дворца - зверь лесной? Как  он с ней сначала разговаривал? (Сначала не показывался, его слова появлялись на мраморной стене огненными буквами.)

- Что случилось, когда  купецкая дочь впервые увидела  зверя лесного?      (Упала без памяти.)

- А почему же она  упала без памяти? (он был страшный) Давайте мы тоже представим  себе, как же выглядел этот  зверь лесной, чудо морское.

5. Физкультминутка

- Изобразите мимикой,  жестами лесного чудища. Я показываю,  вы повторяете за мной.

Слайд №3

Да и страшен был  зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие  верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные.

- Как жила младшая  дочь во дворце несмотря на то, что хозяин страшный зверь?

- Довелось ли купецкой  дочери повидаться с отцом  и сестрами? Сколько дней она  у них гостила? (Три дня и три ночи.)

- Почему девушка не  смогла вернуться во дворец  в срок? Что случилось тогда  со зверем лесным? (Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад: а зверь лесной бездыханный лежал на пригорке, обхватив аленький цветочек лапами). (просмотр кадра из сказки)

- Какие слова купеческой  дочери избавили зверя от чар  злой волшебницы? («Ты встань, пробудись,  мой сердечный друг, я люблю  тебя, как жениха желанного».)

6.Подведение итогов

-  Понравилась ли сказка?  Какие эпизоды особенно запомнились?  Зачитайте их и покажите рисунки  к этим эпизодам.

(Учащиеся свободно высказываются,  зачитывают понравившиеся отрывки  из сказки к подготовленным  заранее рисункам.)

- О чем же эта сказка?

Учащиеся формулируют  тему сказки, говорят:

- о заколдованном королевиче  и девушке, которые силой своей  любви одолели чары злой волшебницы;

- о доброте и силе  любви, которая только одна  может бороться со злом.

Слайд №4

- Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» о волшебной силе любви и добра.

Даны пословицы. Выберите одну к нашей сказке, объясните  значение:

Слайд №5

нет друга лучше, чем родная матушка.

 

всяк человек по делу познается.

добра желаешь – добро  и делай.

- Какие ещё пословицы  о добре вы знаете?

- Кто больше всего вам  понравился? Почему?

Учащиеся обязательно  назовут младшую сестру и чудище.

Слайд №6

Младшая сестра – добрая, отзывчивая, преданная, смелая девушка, щедрая душой…

Чудище – ласковый, добрый, щедрый, любящий,…

- Почему младшая сестра  пожелала стать женой чудища?   ( Она поняла, как любит ее чудище, смогла распознать настоящую  любовь)

- Чему учит эта сказка?

- Представьте себе на  место этой девушки. Вы смогли  бы совершить такой поступок?

- Ради кого пошла младшая  дочь к чудищу?

- Как вы оцениваете  ее поступок?

7.Заключительное  слово 

Слайд №7

Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького  цветочка? Аленький цветочек - символ настоящей  преобразующей любви. Настоящая  любовь видит душу человека, его  внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек  преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и  сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир  вокруг сделать лучше, чище, красивее. В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько  у нас на поляне Аленьких цветов, пусть они расцветут в душе каждого из нас.

 

 

 

Итоги работы

 

Проделанная работа позволяет  сделать ряд выводов и рекомендаций.

Целесообразно начинать работу над произведением непосредственно  с чтения. Перед чтением создавалась  определённая эмоциональная атмосфера: выдерживалась продолжительная  пауза между чтением и предыдущей деятельностью. Ребята располагались  свободно вокруг воспитателя. Текст  читали не очень быстро с эмоциональными акцентами. По мере развития сюжета можно  было наблюдать, как дети сопереживали героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех). Однако некоторые дети улыбались, когда положительный  персонаж попадал в бедственное  положение. В этом случае чтение не прекращалось, а в дальнейшем велась индивидуальная беседа с этими детьми для того, чтобы помочь им разобраться  в содержании произведения. Иногда во время чтения рассказов можно  было наблюдать детские слёзы  или бурную эмоциональную активность (Л.Н. Толстой «Лев и собачка»,. С. Сахарнова "два радиста").

 В этом случае делалась  пауза, а когда дети успокаивались,  продолжалось чтение.

 После прочтения произведения  проводилась беседа о прочитанном  произведении. Готовясь к беседе, тщательно продумывались вопросы,  которые будут задаваться детям  в связи с прочитанной книгой. Например, при работе над произведением  "Рассказ о неизвестном герое"  С. Маршака мы говорили с  детьми, прежде всего о подвиге  героя, который, рискуя своей  жизнью, спасает человека. Спрашивали  у детей, что их больше всего  взволновало. Дети отвечали: "Как  парень шел по карнизу, задыхаясь  в дыму, как он весь в синяках,  корчась от боли, крепко держал  девочку". Чтобы правильно ответить  на вопросы: "Почему наш герой  так быстро ушел? Почему его  искали пожарные, милиция и фотографы?", надо было не упустить главного: "Подвиг свой он совершил не ради награды, а просто, чтобы помочь людям!".

 

 При беседе по произведению "Двенадцать месяцев" С. Маршака  использовалось вступление для  спорного вопроса: "Вспомните,  дети, в сказке рассказывается  о том, что мачеха любила  свою дочь за то, что она  была такая же некрасивая, как  она сама, такая же ленивая  и грубая, а падчерицу не любила  за ее красоту, трудолюбие и  доброту. Справедливо ли обижать  и унижать за то, что кто-то  красив или некрасив, беден или  богат?" Вот что отвечают дети: "Несправедливо так относиться. Мне жалко падчерицу, потому  что она очень много работала  на свою мачеху и мало отдыхала. Я переживала за девочку, когда  она темной ночью осталась  в лесу одна, мне так хотелось  согреть ее, напоить горячим чаем".

 Иногда после чтения  или просмотра диафильма, практиковался  прием "построения пирамиды". Из плотной бумаги вырезается  контур пирамиды. Дети должны  расположить героев следующим  образом: на самых верхних ступенях  тех, которые понравились больше  всего, а на самых нижних  тех, которые совсем не понравились,  показались злыми, жестокими.  Раскладывая картинки, дети вели  себя очень эмоционально, замеченные  ошибки тут же исправляли. Затем  у детей спрашивали, на кого  они похожи, по их мнению, в  данное время и на кого хотели  бы быть похожими в будущем.  Большинство детей считало себя  похожими на положительных персонажей, реже на нейтральных. Прием "пирамиды" позволил нам более точно определить показатели эмоционального отношения детей к персонажам .

 Как видно, ребенок  способен вполне правильно осознать, оценить, описанное событие, поведение  персонажей, а так же выразить  свои чувства.

 Таким образом, правильно  организованные беседы, помогают  развитию эмоциональной сферы  дошкольников, помогают усваивать  этические представления, полученные  детьми при беседе.

 При работе над художественным  произведением детям предлагалось  рассмотреть иллюстрации к произведениям.  При рассматривании с дошкольниками  иллюстраций особое внимание  уделяли анализу эмоциональных  состояний персонажей, изображенных  на картинках /"Что с ним  происходит? Почему он плачет? Почему  он смеется?.../, а так же определялось настроение при рассматривании пейзажных картин. Так при работе над произведением С. Маршака "Двенадцать месяцев" детям задавались вопросы: 'Что вы чувствуете, о чем вам хочется рассказать при рассматривании пейзажа "Зимняя ночь в лесу". На картине нет сказочных персонажей, но дети, как бы мысленно, переносят себя в зимний лес и выражают свои чувства в ответах: "Если бы я попал в этот лес, мне было бы страшно, холодно. Мне бы не хотелось когда-нибудь остаться одному в дремучем лесу".

 Осмысливая произведение, детям предлагали разыграть этюды  на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей  рассматриваемого произведения. Такая  работа велась по всем художественным  произведениям. В процессе работы  дети пытались перевоплотиться  в героев из произведений и  показать мимикой и жестами  своё отношение к ним. 

 Следующий этап в  работе над книгой — это  игра-драматизация.

 Для организации таких  игр использовались простые и  выразительные костюмы и декорации,  изготавливали их вместе с  детьми, распределяли роли. Дети  по-разному относились к проигрыванию  отрицательной роли: одни из них  старались ближе к тексту воспроизвести  речь и действия отрицательного  персонажа, при этом явно чувствовалось  формальное исполнение роли, в  которой не затрагивается эмоциональная  сфера ребенка. Были дети, которые  категорически отказывались играть "плохих" персонажей, поэтому воспитателю  приходилось предлагать таким  детям роль второстепенных персонажей  нейтрального или положительного  характера. Но была и небольшая  группа детей, которые с нескрываемым  удовольствием, очень эмоционально проигрывали роль отрицательного персонажа. Приходилось внимательно наблюдать за тем, как вносит ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Такие моменты встречались в произведениях "Дюймовочка" Г-Х. Андерсена (жабы украли девочку, презрение майских жуков, скупость и расчетливость серой мыши)."Аленький цветочек" С. Т Аксакова (жадность и скупость сестер, жестокость злой волшебницы). В этих ситуациях использовался следующий метод руководства игрой: приходилось выступать в качестве одного из персонажей игры, старались показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя.

 При проведении игр-драматизаций  детям предлагалось обыграть  не только эпизоды по сюжету  произведения, но и совершенно  новые темы. Например, при работе  над произведением "Лев и  собачка" предлагалась ситуация  для разыгрывания "Собачка выздоравливает", при анализе произведения "Рассказ  о неизвестном герое", предлагалась  ситуация "Что могло бы случиться,  если бы молодой парень проехал  мимо". Проведение таких игр  помогает детям обнаружить в  жизни ситуации, похожие на те, которые проигрывали по содержанию  произведений.

 Основным звеном в  работе над художественным произведением  является процесс внедрения ситуаций  из произведений в жизнь группы. При работе над произведением  "Лев и собачка" Л.Н. Толстого  была затронута тема, касающаяся  жизни и поведения детей всей  группы: "Что значит настоящий,  верный друг? Кого из детей  нашей группы можно назвать  настоящим другом?" Беседа велась  от лица персонажа произведения - льва, с примерами из разбираемого  рассказа. Большинство детей старались  назвать настоящим другом лидеров  группы, чтобы угодить им, но в  этот момент персонаж - лев, стараясь  не обидеть данных детей, упорно  и настойчиво объяснял им, какими  качествами должен обладать настоящий  друг. Дети в растерянности смотрели  друг на друга, перед ними  стояла цель самостоятельно, с точки зрения нравственности, решить эту задачу. С помощью беседы персонажа с детьми эта спорная ситуация была решена. Все ребята были очень удивлены, когда определились в выборе настоящих друзей, которыми оказались скромные, тихие дети. В ответах ребята так обосновывали свое мнение: "Хороший друг Вадик Якушев, он никогда не жадничает, всегда делится своими игрушками, он замечает, когда кому-то плохо, старается успокоить, утешить, он добрый, играет со всеми детьми, всегда защитит слабого в группе". После этой беседы многие дети изменили свое мнение о лидерах группы, стали доброжелательно относиться к слабым детям, старались не давать их в обиду.

Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с детской художественной литературой