Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:04, автореферат

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена психолого-педагогической и социально-психологической важностью проблематики, ее практической значимостью в свете современных идей Российского образования. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.

Файлы: 1 файл

Автореферат Захаровой О.Л..doc

— 271.50 Кб (Скачать)

На  правах рукописи

ЗАХАРОВА  Ольга Леонидовна

 
 
 
 
 
 

РАЗВИТИЕ  ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА

К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ 

ГРУПП ДЕТСКОГО САДА 

19.00.07- педагогическая  психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2006

     Работа  выполнена на кафедре общей и  социальной психологии Курганского государственного университета 

Научный руководитель                       доктор психологических наук, профессор

                                             Шнейдер Лидия Бернгардовна 
 

Официальные оппоненты:                 доктор психологических наук, профессор

                                           Гинзбург Михаил  Романович

                                                             кандидат психологических наук, доцент

                                     Бабеева Нигина  Сафоевна
 

Ведущая организация           кафедра возрастной и педагогической психологии                          Оренбургского государственного университета 
 
 
 
 

       Защита  состоится  13 ноября 2006 г. в 14 ч. на заседании диссертационного совета К 521.027.01 при Московском психолого-социальном институте по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а.

      С диссертацией можно ознакомиться в  библиотеке Московского психолого-социального института.

     Автореферат разослан   13 октября  

     Ученый  секретарь 

     диссертационного  совета

     канд. пед. наук                                                           Н. П. Молчанова

Общая характеристика работы 

       Актуальность  проблемы исследования обусловлена психолого-педагогической и социально-психологической важностью проблематики, ее практической значимостью в свете современных идей Российского образования. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.

       Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть одна, лежащая, на первый взгляд, в плоскости принципов организации деятельности дошкольных учреждений – проблема разновозрастных групп. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе, по сути, попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы.

       В раннем детстве закладываются все  основные качества будущего человека. Существующие одновозрастные (гомогенные) группы детских садов формируются по возрастному критерию – младшие, средние, старшие, подготовительные. В то же время, ребенок общается с гораздо более разнообразным социумом, и его отношения значительно богаче, чем он получает в группе дошкольного учреждения.

       Создание  разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательным процессом ДОУ, способствующим оптимальным условиям социализации детей разного возраста.

       Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

       Целью нашего исследования является выявить особенности  влияния разновозрастной группы детского сада на развитие готовности ребенка к школе.

       Объект  исследования: разновозрастная группа детского сада, как социально-психологическая общность и фактор развития ребенка.

       Предмет исследования: особенности и закономерности социально-психологического развития детей в условиях разновозрастной группы в контексте готовности к школьному обучению.

       В соответствии с выделенным объектом, предметом и целью    исследования решались следующие задачи:

       1. Проанализировать современные подходы  к проблеме построения образовательного процесса в разновозрастных группах и коллективах.

       2. Выявить специфику в развитии готовности детей к школе в условиях разновозрастной группы

       3. В ходе экспериментального исследования  определить влияние разновозрастной группы детского сада на  развитие готовности ребенка к школе.

       4. Провести анализ полученных результатов и их статистическую обработку.

       В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения:

       - специфика образовательного процесса  в разновозрастных группах детского сада обусловлена наличием системы межвозрастных детских взаимодействий, дополняющих и изменяющих социальный опыт ребенка, складывающийся в системах взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-сверстник», обеспечивая положительную динамику в социальном и личностном развитии дошкольника;

       - в образовательном процессе разновозрастной  группы детского сада формируется высокий психолого-педагогический потенциал развивающих возможностей для его субъектов;

       - общение ребенка в микросреде  разновозрастной группы детского  сада повысит его социальную  компетентность, сформирует социальное  Я, разовьет социальную чуткость, будет способствовать развитию межличностных отношений, так необходимых ему в процессе адаптации в школьный период, который скоро станет зоной актуального развития ребенка.

       Методологические  и научно-педагогические основы исследования составили:

  • философские, социально-психологические и педагогические исследования взаимодействия (А.Н. Аверьянов, Г.М. Андреева, Л.В. Байбородова, И.И. Жбанкова, С.Л. Ильюшкина, Н.Ф. Родионова, О.В. Соловьев, А.Г. Чусовитин и др.);
  • теория социализации личности, педагогические концепции социализации ребенка (К.А. Абульханова-Славская, Б.П. Битинас, Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, Т.Е. Конникова, Т.Н. Мальковская, Н.П. Дубинин, Б.П. Парыгин и др.);
  • теории социального познания, общения, взаимоотношений и взаимодействий детей дошкольного возраста (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, Т.Н. Пашукова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский и др.);
  • концепции дошкольного детства как этапа становления сущностных характеристик человеческой личности, теория целостного развития ребенка в онтогенезе (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);
  • теории и концепции отечественной и зарубежной педагогической психологии о подготовке детей к обучению в школе, о психологической готовности детей к обучению в школе, об адаптации учащихся к обучению в школе, а именно:

       - о подготовке к обучению в  школе (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина, М.И. Лисина и др.);

       - о психологической готовности  ребенка к школьному обучению (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Г.Г.  Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.И. Гуткина и др.);

       - об адаптации учащихся к образовательной деятельности (Э.М. Александровская, С.М. Громбах, А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина, А.А. Налчаджян и др.).

       Методы  исследования:

  • Анализ научно-психологической литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования.
  • Диагностические:

       1. Метод социометрического исследования  межличностных отношений (вариант  для дошкольников «Дворец, Дом,  Изба и Избушка») – А.А. Реан, Я.Л. Коломинский.

       2. Метод экспертной оценки профиля социального развития ребенка.

       3. Тест «Лесенка» направленный  на изучение самооценки  - Т.Д.  Марцинковская.

       4. Методика изучения коммуникативных  умений. Исследование проводилось в виде игры «Рисуем варежки» - Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

       5. Опросник Л.М. Ковалевой для изучения адаптационного периода учащихся первых классов.

  • Методы математической статистики.

       Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций исследования, применением системы методов, адекватных его цели, задачам и логике исследования, сочетанием качественных и количественных методов анализа, статистической обработкой данных, репрезентативностью выборки исследования.

       Данное  исследование включало в себя ряд этапов: поисковый этап; теоретический; опытно-экспериментальный; обобщающий.

       Организация исследования: исследование проведено в течение 2002 – 2005 г. в г. Кургане. Всего в исследовании приняло участие 261 ребенок в возрасте от 3 до 7 лет.

       Кроме этого в исследовании приняло участие 22 воспитателя и 36 родителей воспитанников ДОУ; 169 учащихся первых классов школ г. Кургана.

       Исследование  проводилось на базе двух ДОУ г. Кургана (ДОУ №97, ДОУ №126).

       Апробация работы и внедрение  результатов исследования: отдельные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии КГУ; аспирантских объединениях; на конференциях аспирантов и студентов факультета психологии, валеологии и спорта КГУ (Курган, 2003, 2004); на научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» (Курган, 2005). Прикладной  аспект исследуемой проблемы выразился в разработке программы «Социально-психологическая адаптация первоклассников», которая прошла апробацию и внедрение в практику школ г. Кургана и Курганской области. Данная программа была представлена на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации – 2006».  Основные положения исследования изложены в 8 опубликованных статьях.

       Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

       Практическая  значимость проведенного исследования состоит в том, что в его ходе были разработаны критерии, позволяющие определить уровень социального развития ребенка в условиях разновозрастной группы; разработаны психолого-педагогические рекомендации для педагогов и психологов, работающих с разновозрастными группами детского сада по подготовке детей к школе. Прошедшая экспериментальную проверку программа «Социально-психологическая адаптация первоклассников» может быть использована в массовой педагогической практике психологов образовательных учреждений и учителей начальных классов.

       Теоретическая значимость: результаты исследования расширяют научное представление о влиянии разновозрастной группы детского сада на уровень развития готовности детей к школе; разновозрастная группа изучена как специфическая социально-психологическая среда развития ребенка-дошкольника, характеризующаяся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которые одновременно включен ребенок.

       Научная новизна:

       - раскрыты социально-психологические  механизмы разновозрастного взаимодействия  детей дошкольного возраста;

       - разработаны критерии профиля социального развития ребенка;

       - теоретически определено и эмпирически  доказано влияние развивающей среды разновозрастной группы детского сада на содержание и формы взаимодействия детей разного возраста, стимулирующие социально-психологическое и личностное развитие ребенка.

Информация о работе Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада