Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:04, автореферат
Актуальность проблемы исследования обусловлена психолого-педагогической и социально-психологической важностью проблематики, ее практической значимостью в свете современных идей Российского образования. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА
К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ
ГРУПП
ДЕТСКОГО САДА
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
психологических наук
Москва 2006
Работа
выполнена на кафедре общей и
социальной психологии Курганского государственного
университета
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор
Ведущая
организация
кафедра возрастной и педагогической
психологии
Защита состоится 13 ноября 2006 г. в 14 ч. на заседании диссертационного совета К 521.027.01 при Московском психолого-социальном институте по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а.
С
диссертацией можно ознакомиться в
библиотеке Московского психолого-
Автореферат
разослан 13 октября
Ученый секретарь
диссертационного совета
канд.
пед. наук
Общая
характеристика работы
Актуальность проблемы исследования обусловлена психолого-педагогической и социально-психологической важностью проблематики, ее практической значимостью в свете современных идей Российского образования. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.
Среди
многообразных проблем
В раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Существующие одновозрастные (гомогенные) группы детских садов формируются по возрастному критерию – младшие, средние, старшие, подготовительные. В то же время, ребенок общается с гораздо более разнообразным социумом, и его отношения значительно богаче, чем он получает в группе дошкольного учреждения.
Создание разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательным процессом ДОУ, способствующим оптимальным условиям социализации детей разного возраста.
Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.
Целью нашего исследования является выявить особенности влияния разновозрастной группы детского сада на развитие готовности ребенка к школе.
Объект исследования: разновозрастная группа детского сада, как социально-психологическая общность и фактор развития ребенка.
Предмет исследования: особенности и закономерности социально-психологического развития детей в условиях разновозрастной группы в контексте готовности к школьному обучению.
В соответствии с выделенным объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
1.
Проанализировать современные
2. Выявить специфику в развитии готовности детей к школе в условиях разновозрастной группы
3.
В ходе экспериментального
4.
Провести анализ полученных
В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения:
-
специфика образовательного
-
в образовательном процессе
-
общение ребенка в микросреде
разновозрастной группы
Методологические и научно-педагогические основы исследования составили:
- о подготовке к обучению в школе (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина, М.И. Лисина и др.);
-
о психологической готовности
ребенка к школьному обучению
(Л.С. Выготский, А.В.
- об адаптации учащихся к образовательной деятельности (Э.М. Александровская, С.М. Громбах, А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина, А.А. Налчаджян и др.).
Методы исследования:
1.
Метод социометрического
2. Метод экспертной оценки профиля социального развития ребенка.
3. Тест «Лесенка» направленный на изучение самооценки - Т.Д. Марцинковская.
4.
Методика изучения
5. Опросник Л.М. Ковалевой для изучения адаптационного периода учащихся первых классов.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций исследования, применением системы методов, адекватных его цели, задачам и логике исследования, сочетанием качественных и количественных методов анализа, статистической обработкой данных, репрезентативностью выборки исследования.
Данное исследование включало в себя ряд этапов: поисковый этап; теоретический; опытно-экспериментальный; обобщающий.
Организация исследования: исследование проведено в течение 2002 – 2005 г. в г. Кургане. Всего в исследовании приняло участие 261 ребенок в возрасте от 3 до 7 лет.
Кроме этого в исследовании приняло участие 22 воспитателя и 36 родителей воспитанников ДОУ; 169 учащихся первых классов школ г. Кургана.
Исследование проводилось на базе двух ДОУ г. Кургана (ДОУ №97, ДОУ №126).
Апробация работы и внедрение результатов исследования: отдельные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии КГУ; аспирантских объединениях; на конференциях аспирантов и студентов факультета психологии, валеологии и спорта КГУ (Курган, 2003, 2004); на научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» (Курган, 2005). Прикладной аспект исследуемой проблемы выразился в разработке программы «Социально-психологическая адаптация первоклассников», которая прошла апробацию и внедрение в практику школ г. Кургана и Курганской области. Данная программа была представлена на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации – 2006». Основные положения исследования изложены в 8 опубликованных статьях.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в его ходе были разработаны критерии, позволяющие определить уровень социального развития ребенка в условиях разновозрастной группы; разработаны психолого-педагогические рекомендации для педагогов и психологов, работающих с разновозрастными группами детского сада по подготовке детей к школе. Прошедшая экспериментальную проверку программа «Социально-психологическая адаптация первоклассников» может быть использована в массовой педагогической практике психологов образовательных учреждений и учителей начальных классов.
Теоретическая значимость: результаты исследования расширяют научное представление о влиянии разновозрастной группы детского сада на уровень развития готовности детей к школе; разновозрастная группа изучена как специфическая социально-психологическая среда развития ребенка-дошкольника, характеризующаяся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которые одновременно включен ребенок.
Научная новизна:
-
раскрыты социально-
- разработаны критерии профиля социального развития ребенка;
-
теоретически определено и