Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:04, автореферат

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена психолого-педагогической и социально-психологической важностью проблематики, ее практической значимостью в свете современных идей Российского образования. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.

Файлы: 1 файл

Автореферат Захаровой О.Л..doc

— 271.50 Кб (Скачать)
 

       Примечание: I – «Звезды»; II – «Предпочитаемые»; III – «Пренебрегаемые»; IV – «Изолированные». 

       Данные  результаты, представленные в таблице 3, получены и подтверждены по возрастным подгруппам старших и средних дошкольников в младших возрастных подгруппах социометрическое исследование не проводилось в силу известных методических сложностей, обусловленных ограниченными возможностями младших дошкольников вычленять и вербально обозначать свои предпочтения в общении.

       Интересен тот факт, что в I статусную группу наряду со старшими детьми входят дети младшего возраста. Такой возрастной диапазон, вероятнее всего, обусловлен условиями функционирования разновозрастных групп.

       Анализ  соотношений величин благоприятных  статусных категорий и неблагоприятных по всем трем разновозрастным группам, характеризуется высоким уровнем коэффициента благополучия взаимоотношений (КБВ).

       Результаты  социометрического анализа разновозрастных  групп показали, что старшие дошкольники, имеющие статус лидера, выборы чаще делают среди сверстников. Наблюдения подтверждают их тягу к взаимодействию с ровесниками в свободной деятельности и общении. Однако в ситуациях стимуляции взрослым взаимодействий с малышами активно переключаются на другую сферу общения, подталкивают сверстников к общению с младшими.

       У старших дошкольников с благополучным  положением среди сверстников (наиболее благополучная группа детей) преобладают предпочтения в пользу ровесника, хотя каждый третий выбор делается все-таки в пользу младшего ребенка.

       Для выявления особенностей характера  межличностных взаимоотношений в условиях разновозрастных и гомогенных групп был проведен сравнительный анализ (см. таблицу 4).

 

        Таблица 4 

Сравнительные результаты статусной  структуры групп 

Статус Разновозрастные группы Гомогенная  группа
Кол-во % Кол-во %
I 18 24 4 22
II 24 33 6 33
III 18 24 2 12
IV 14 19 6 33
I + II 42 57 10 55
III + IV 32 43 8 45
Общее кол-во детей  74 18
 

       Примечание: I – «Звезды»; II – «Предпочитаемые»; III – «Пренебрегаемые»; IV – «Изолированные». 

       Сравнение результатов разновозрастных и  гомогенной групп по уровню КБВ (коэффициент  благополучия взаимоотношений) позволило  обнаружить минимальные различия данного  параметра. В разновозрастных группах  он составляет 57%, в гомогенной – 55%. Данные показатели можно квалифицировать как высокие.

       Большинство детей исследуемых групп находятся  в благоприятных статусных категориях. В то же время, анализ результатов индекса изолированности показывает, что в разновозрастных группах детей имеющих такой статус, значительно меньше чем в гомогенной. Их соотношения равны: разновозрастные группы – 19%, гомогенная – 33%. Таким образом, можно констатировать, что индекс изолированности действительно отражает существенные качественные характеристики внутригрупповых процессов.

       С целью изучения коммуникативных  умений была использована методика, которая проводилась в виде игры «Рисуем варежки». 

       При наблюдении обращалось внимание на то, как протекало взаимодействие детей: умеют ли ребята договариваться, приходить к общему решению, как они это делают и какие средства используют – уговаривают, убеждают, заставляют и т.п.? Как осуществляется взаимный контроль по ходу выполняемой работы, замечают ли они друг у друга отступления от первоначального замысла и какова их реакция? Фиксировалось отношений к результату деятельности, своему и партнеру. Помогали дети друг другу по ходу рисования или нет? Полученные данные сравнивались как в условиях гомогенных, так и в разновозрастных группах, а также и между ними (см. таблицу 5).

 

        Таблица 5

       Сравнительные результаты коммуникативных

       умений  и навыков детей  дошкольного возраста, % 

№ п/п Признаки Гомогенная  группа Разновозрастная группа
1. Умеют ли дети договориться. 35 100
2. Осуществляют  ли взаимопомощь 20 50
3. Осуществляют ли взаимный контроль 30 100
4. Как относятся  к результату деятельности 0 50
5. Умеют ли рационально  использовать средства деятельности 10 75
 

       Как видно из таблицы 5, наличие положительного роста факторов в разновозрастной группе отмечается по всем отслеженным показателям. Причем, по первому и третьему на 100%. Интересно, что в гомогенной группе отсутствует четвертый показатель: отношение к результату деятельности как к своему, так и партнера, а в разновозрастных он составляет 50%. Здесь вероятно проявляется привычка ожидания более компетентной оценки со стороны воспитателя, а не со стороны сверстников. В разновозрастной группе важность оценки и умение ее делать, проявляется достаточно ярко, так как отношения в микросреде самой группы более разнообразны и демократичны.

       Отметим, что у старших детей разновозрастной  группы, общение со сверстниками отличается от общения с младшими. В игре с ровесниками наблюдается активное использование когнитивных моментов общения – приведение примеров, доводов, показывающих необходимость выполнения определенных действий. В общении с детьми младшего возраста преобладают эмоциональные способы воздействия: использование активных действий, сильных звуков, движений, которые отвлекают малыша, например, от желания разрушить что-то в игре. Вероятно, этот прием старшие ребята наблюдали у взрослых и, скопировав, удачно им пользуются.

       Значительный  рост коммуникативных навыков и  умений, свидетельствует о том, что старшие дети, в условиях разновозрастной группы, берут на себя ответственность за младших, опекают, помогают и заботятся о них. Дети младшего и среднего возраста, при постоянном психолого-педагогическом сопровождении воспитателей, приобщаются к самостоятельности, целенаправленно приобретают опыт взросления через призму социального опыта старших детей, удачнее адаптируются к возникающим ситуациям.

       Для получения более полной картины  уровня социально-психологической  готовности ребенка к школе и  подтверждения ранее полученных результатов был использован метод экспертной оценки. С этой целью был разработан индивидуальный профиль социального развития ребенка. Он включал в себя 22 полярных утверждения, которые отражают 4 основных компонента процесса социализации как педагогического явления: коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный.

       Ведущую роль в организации деятельности и общения выполняет воспитатель. Он несет ответственность за самочувствие детей, которое связано с удовлетворенностью ребенка взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Педагог должен научиться видеть какое место занимает каждый ребенок в структуре группы, его позицию и роль.

       Так как данный профиль позволяет  систематизировать наблюдения воспитателей за ходом развития ребенка, именно они выступали экспертами.

       Для более полной интерпретации результатов мы сравнили средние значения экспериментальной группы со средними значениями контрольной группы (см. рис. 1).

       Рисунок 1

Средние значения профиля  социального развития ребенка

 

       Обнаруженные  различия достоверны по 20 из 22 утверждений при p < 0,05. Достоверность устанавливалась с помощью непараметрического критерия W – Вилкоксона для независимых выборок.

       Различия  между утверждениями, отражающими  умение успешно разрешать конфликты с другими детьми (№14) и способность жертвовать своими интересами ради других (№18) – недостоверны.

       Максимальные  различия средних значений в пользу экспериментальной группы отмечаются по утверждениям №20 и №21, которые  отражают поведенческий компонент социального развития ребенка. Этот компонент предполагает освоение ребенком различных правил, норм поведения необходимых ему в процессе адаптации в школьный период, который скоро станет зоной его актуального развития.

       Общая картина средних значений индивидуального  профиля социального развития показывает более высокие результаты в пользу разновозрастной группы. Дети из разновозрастной группы стремятся расширить сферу содержательных взаимодействий с другими детьми, хорошо действуют самостоятельно, проявляют качества лидера, успешно участвуют в делах и играх, предлагаемых другими детьми.

       Критерии  индивидуального профиля социального  развития ребенка отражают наше понимание специфики процессов развития ребенка в условиях разновозрастной группы и обеспечивают сравнительный анализ эффективности традиционной (гомогенной) и экспериментальной (разновозрастной) образовательных технологий.

       С целью изучения уровня самооценки была использована методика «Лесенка».  

       Таблица 6

       Результаты  диагностики самооценки, % 

Группа  по признаку комплектования Уровни  самооценки
Высокая Адекватная  Низкая 
Разновозрастная группа 61 38 1
Гомогенная  группа 79 16 5
 

       Анализ  результатов, представленных в таблице 6, не показал существенных различий между детьми экспериментальной и контрольной группы по показателям уровней высокой и низкой самооценки. В тоже время, процент детей с адекватным уровнем самооценки гораздо выше в разновозрастной группе.

       Сопоставив  и обобщив данные, полученные в  ходе комплексного исследования социального компонента готовности ребенка к  школе, можно сделать вывод о том, что специфика разновозрастных групп детского сада обусловлена наличием системы межвозрастных детских взаимодействий, дополняющих и изменяющих  социальный опыт ребенка обеспечивая положительную динамику в социальном и личностном развитии дошкольника.

       Заключительный  этап диагностики был посвящен исследованию уровня адаптационного периода первоклассников (выпускников разновозрастной и гомогенной групп), как основного показателя готовности детей к школе.

       Выпускники  экспериментальной и контрольной группы были приняты в первый класс в 13 образовательных учреждений г. Кургана. Из них 8 общеобразовательных школ, что составляет 62% от общего числа и 5 гимназий, что составляет 38%.

       На  данном этапе исследования был использован  опросник Л.М. Ковалевой для изучения адаптационного периода учащихся первых классов. 

 

        Таблица 7 

 Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников 

  Кол-во

детей

Коэффициент дезадаптации
0 – 14 % 15 – 30 %

Выше 30%

31 – 40%(А) Выше 40%(Б)
Кол. детей %                    Кол.

детей

% Кол.

детей.

% Кол.

детей

% Кол.

детей.

%
Выпускники  ЭГ 18 16 89 2 11 - - - - - -
Выпускники  КГ 18 13 72 5 28 - - - - - -

Информация о работе Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада