Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:04, автореферат

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена психолого-педагогической и социально-психологической важностью проблематики, ее практической значимостью в свете современных идей Российского образования. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.

Файлы: 1 файл

Автореферат Захаровой О.Л..doc

— 271.50 Кб (Скачать)

       Большое количество зарубежных исследований школьной адаптации проводится в рамках изучения таких явлений как «страх школы» и «избегание школы». Оба синдрома рассматриваются как эмоциональные  расстройства, имеющие свои корни  в нарушенных семейных отношениях (Hersov; Last, Francis).

       Рассматривая  принятие ребенка одноклассниками  как один из условий успешной адаптации, многие исследователи в качестве показателей выделяют «коммуникативную компетентность» (Sholom, Zuker, Stollak; Wood; Shiefelbusch и др.).

       Анализ  зарубежной психологической литературы показывает, что адаптированность дошкольников к школе определяется:

  1. Стилем семейного воспитания ребенка до школы;
  2. Уровнем готовности детей к школе.

       Анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации к школе позволяет сделать вывод о том, что ребенок поступивший в школу, не сразу становится школьником, а требуется определенный этап адаптации, в ходе которого его прежний опыт,  взаимоотношения с окружающими, все привычные факторы и стереотипы его поведения преобразуются в соответствии с новыми требованиями и условиями. В случаях, когда прежний опыт вступает в противоречие с новыми требованиями, возникают неблагоприятные последствия для психического развития ребенка. Как отмечают исследователи, успешность прохождения переходного периода ребенком зависит, как от физической, так и от психологической готовности ребенка к школьному обучению, включающей в себя в свою очередь: интеллектуальную, эмоциональную, социально-психологическую готовности.

          В главе 2. «Эмпирическое  изучение влияния  разновозрастных  групп детского  сада на готовность  ребенка к школьному  обучению» описывается организация, процедура и методы исследования, приведена характеристика полученных результатов, их анализ и обсуждение. Дается характеристика формирующего лонгитюдного эксперимента; представлена разработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов и психологов, работающих с разновозрастными группами дошкольников и программа социально-психологической адаптации первоклассников, как основного показателя готовности детей к школе.

       Данное  исследование является частью формирующего лонгитюдного эксперимента, организованного в рамках областного инновационного образовательного проекта по организации модели дошкольного образовательного учреждения с разновозрастными группами.

       На  этапе исходной диагностики основной фактический материал был получен в ходе бесед, анкетирования родителей и воспитателей, а также в ходе наблюдений за не регламентируемой взрослыми совместной деятельностью детей.

       Анализ  запроса родителей показывает достаточную  удовлетворенность условиями разновозрастных  групп и степенью их влияния на развитие ребенка.  79% родителей утверждают, что их ребенок ходит в детский  сад с удовольствием. 80% родителей устраивает полностью работа педагогов в группе, которую посещает их ребенок.

       Анализ  анкет воспитателей показывает наличие  общего положительного отношения к разновозрастным группам как наиболее благоприятным с точки зрения интересов, здоровья, спокойствия ребенка, но негативного отношения к этим группам как особым условиям их собственной профессиональной деятельности.

       В процессе анализа знаний воспитателей об  особенностях работы в разновозрастной  группе выявилась тенденция четко  разделять образовательный процесс на две составляющие – обучение на занятиях и руководство деятельностью детей, каждая из которых имеет, как полагают воспитатели, свою специфику и трудности.

       Анализ  деятельности воспитателей разновозрастных  групп позволяет выделить два  относительно самостоятельных направления образовательной работы: обучение на занятиях и организация разнообразных детских деятельностей, в которых используются разные педагогические стратегии. В обучении на занятиях явно доминирует ориентация на каждую возрастную подгруппу, что позволяет утверждать преобладание в педагогической практике стратегии раздельного обучения детей разных возрастов. В образовательной работе вне занятий наблюдаются три основные педагогические стратегии – организация совместной деятельности детей, организация деятельности по возрастам и комбинированная, включающая элементы первой стратегии и второй.  

       Первый  этап исследования позволил нам сделать  некоторые первоначальные выводы, характеризующие особенности взаимодействия дошкольников в условиях разновозрастной группы.

  1. Результаты наблюдения свидетельствуют о готовности большинства средних и старших дошкольников к взаимодействию с детьми младше себя. Об этом говорят и факты выбора варианта деятельности в пользу младшего в разрез своих собственных предпочтений деятельности. Младшие дети, в большинстве своем, ведут себя менее инициативно, охотно подчиняясь действиям и указаниям старшего, что также свидетельствует о готовности к взаимодействиям с более старшими партнерами.
  2. В характере взаимодействий старших детей с младшими отчетливо наблюдается влияние образца взаимодействия взрослого с маленькими детьми.
  3. В абсолютном большинстве экспериментальных ситуаций старшие дети занимают активную позицию более умелых, знающих, ответственных перед взрослым за младшего ребенка.

       Целью основного этапа исследования было изучение уровня и особенностей развития готовности детей к школе, воспитывающихся в разновозрастной группе (сравнение хода и результатов развития готовности к школе в гомогенных группах).  На данном этапе использовались результаты городского мониторинга по определению уровня готовности детей к школе. Диагностика готовности детей к школе по единой форме ставит детей в равные условия не зависимо от особенностей ДОУ. 

       Таблица 1

Сравнительные результаты уровня

готовности  детей к школьному обучению

 
Параметры готовности Группа  по признаку комплектования Уровни  готовности
Высокий Средний Низкий
 
Кол-во детей
% Кол-во детей % Кол-во детей %
Внимание Гомогенная 9 50 3 17 6 33
Разновозрастная 7 39 7 39 4 22
Зрительная  память Гомогенная 9 50 3 17 6 33
Разновозрастная 6 33 9 50 3 17
Слуховая  память Гомогенная 13 72 3 17 2 11
Разновозрастная 5 28 12 66 1 6
Мышление Гомогенная 6 33 4 22 8 45
Разновозрастная 9 50 7 39 2 11
 

       Сравнительный анализ результатов параметров готовности детей к школьному обучению, представленный в таблице 1, позволяет заключить, что дети из гомогенной группы имеют тенденцию к высокому уровню развития готовности по трем позициям: внимание, зрительная и слуховая память. Дети из разновозрастной группы имеют высокий уровень по развитию мышления.

       Для более полной интерпретации данных результатов мы сравнили средние  значения показателей параметров готовности в разновозрастной группе со средними значениями гомогенной группы (см. таблицу 2).

 

        Таблица 2

Средние  значения показателей  параметров готовности, %

 
Группа  по признаку комплектования Уровни  готовности
Высокий Средний Низкий
Гомогенная 51 18 31
Разновозрастная 38 49 13
 

       Анализ  результатов свидетельствует о  том, что вся выборка контрольной (гомогенной) группы имеет полярный характер уровня развития готовности к обучению в школе. Обращает на себя внимание тот факт, что в данной группе  преобладают дети с высоким и низким уровнем готовности и очень мало детей со средним уровнем.

       Анализ  средних значений в экспериментальной (разновозрастной) группе показывает незначительные различия между  результатами высокого (38%) и среднего (49%) уровня готовности. Процент детей с низким уровнем развития составляет 13%. Такое распределение значений говорит о более гармоничном  характере уровня развития готовности детей к школе.

       Поскольку мы предполагали, что есть некая  специфика в развитии готовности детей к школе в условиях разновозрастной группы, обусловленная многообразными взаимными влияниями детей разных возрастов, важно было выбрать такие показатели, которые бы позволили эту специфику обнаружить. Предполагалось, что выпускники разновозрастных групп могут опережать своих сверстников, воспитывающихся в среде ровесников по параметрам социального развития.

       Изучение  взаимоотношений детей носило комплексный  характер. Исследование было проведено в трех разновозрастных группах детского сада, так как именно в них находились дети экспериментальной выборке (старший возраст).

       Для изучения характера межличностных отношений в исследуемых группах использовался метод социометрического исследования (вариант для дошкольников «Дворец, Дом, Изба и Избушка») – А.А. Реан, Я.Л. Коломинский.

       Согласно  классификации, предложенной Я.Л. Коломинским, можно выделить две существенные категории – членов группы с благоприятным статусом (I и II категории), и членов группы с неблагоприятным статусом (III и IV категории). Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, который квалифицируется как «коэффициент благополучия взаимоотношений» (КБВ).  В качестве диагностического параметра можно рассматривать также «индекс изолированности» - процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории.

       Таблица 3

Результаты  статусной структуры  разновозрастных  групп 

Статус 1 группа 2 группа 3 группа
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
I 5 20 5 24 8 29
II 10 40 6 29 8 29
III 5 20 6 29 7 25
IV 5 20 4 18 5 17
I + II 15 60 11 53 16 58
III + IV 10 40 10 47 12 42
Общее кол-во детей 25 21 28

Информация о работе Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада