Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:04, автореферат
Актуальность проблемы исследования обусловлена психолого-педагогической и социально-психологической важностью проблематики, ее практической значимостью в свете современных идей Российского образования. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.
Анализ результатов диагностики адаптационного периода первоклассников, представленных в таблице 7, показал, что 89% выпускников экспериментальной (разновозрастной) группы и 72% выпускников контрольной (гомогенной) группы легко включились в школьную жизнь. Как правило, эти дети из семей, где родители уделяют внимание их развитию, читают книги, играют, разговаривают, в школе поддерживают контакт с учителем. Дети данной группы (высокий уровень адаптации) хорошо подготовлены к школе (что согласуется с результатами психодиагностического исследования), обладают широким кругом познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, с удовольствием отвечают на уроках. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что еще больше повышает учебную мотивацию.
Во вторую группу (средний уровень адаптации) входит 11% детей экспериментальной группы и 28% детей контрольной группы. Эти дети отличаются некоторой неравномерностью в развитии. Например, при высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения, проявляется инфантилизм. На уроках они отвлекаются, поэтому не успевают вовремя ответить, выполнить задание, требуют к себе постоянного внимания учителя. В эту же группу попали дети с плохим развитием тонкой моторики при хорошем развитии устной речи и мышления.
Как показали результаты диагностики в третью группу (низкий уровень адаптации) входят 0% детей и можно сделать вывод о том, что большинство выпускников как экспериментальной, так контрольной группы успешно прошли период адаптации к школе.
Для
получения более полной картины
адаптационного периода первоклассников
был проведен факторный анализ и сравнительный
рейтинг факторов поведения детей при
поступлении в школу. Результаты представлены
в таблице 8.
Таблица
8
Факторный
анализ адаптации
первоклассников
Факторы | |||||||||||
РО |
НГШ |
Л | НС |
И | ГС | ИНС | НП | НМ | АС | НИД | |
Выпускники ЭГ | 1/6 | 2/11 | - | - | 5/28 | 7/39 | 5/28 | 3/17 | 2/11 | 3/17 | 3/17 |
Выпускники КГ | 3/17 | 7/39 | 1/6 | - | 7/39 | 8/44 | 11/61 | 9/50 | 4/22 | 1/6 | 10/56 |
Факторный анализ позволил увидеть, что при относительно благоприятной картине адаптационного периода более чем у половины детей контрольной группы наблюдается высокие показатели по таким факторам как ИНС – инертность нервной системы (11 детей – 61%) и НИД – нарушения интеллектуальной деятельности (10 детей – 56%). В контексте нашего исследования интересен процентный показатель по такому фактору как НГШ – неготовность к школе, который составляет в экспериментальной группе 11%, в контрольной – 39%.
Данные показатели подтверждают ранее полученные результаты готовности детей к школе на основном этапе исследования, которые свидетельствуют о том, что дети из разновозрастной группы имеют более высокий уровень готовности по развитию мышления, в сравнении с детьми из гомогенной группы.
Так как мы предполагали, что развивающий эффект разновозрастной группы детского сада изменяет социальный опыт ребенка, влияет на его социальный статус в группе и это было подтверждено исследованиями социального компонента готовности детей к школе, то нам было необходимо проследить как изменился характер межличностных отношений и социальный статус выпускников разновозрастной группы в условиях школы (в сравнении с выпускниками гомогенной группы).
Сравнительные
результаты продвижений ребенка
и характер взаимодействия с другими
детьми в условиях школы представлены
в таблице 9.
Таблица 9
Сравнительные
результаты статусной
структуры групп
Статус | Выпускники ЭГ | Выпускники КГ | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
I | 8 | 45 | 5 | 28 |
II | 6 | 33 | 4 | 22 |
III | 4 | 22 | 6 | 33 |
IV | - | - | 3 | 17 |
Общее кол-во детей | 18 | 18 |
Примечание: I – «Звезды»; II – «Предпочитаемые»; III – «Пренебрегаемые»; IV – «Изолированные
78%
выпускников экспериментальной
группы имеют благоприятное
Поскольку анализ анкет воспитателей, работающих в условиях разновозрастных групп детского сада, выявил трудности связанные с организацией обучающих занятий с детьми разного возраста, возникла необходимость разработки психолого-педагогических рекомендаций. Так как в процессе исследования был подтвержден высокий развивающий потенциал разновозрастной группы детского сада, как педагогического феномена, то данные рекомендации были посвящены организации развивающей среды разновозрастной группы в контексте готовности детей к школьному обучению.
В результате аналитической деятельности по проблеме готовности детей к школе выявлено, что социальному аспекту подготовки дошкольников и дальнейшей адаптации первоклассников уделяется меньшее внимание. В связи с этим, возникла необходимость разработки программы социально-психологической адаптации первоклассников, как основного показателя готовности детей к школьному обучению.
Результаты проведенных научно–
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:
8. Захарова О.Л. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада // Образование и наука. 2006. № 5 – С. 27 – 33.