Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:04, автореферат

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена психолого-педагогической и социально-психологической важностью проблематики, ее практической значимостью в свете современных идей Российского образования. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.

Файлы: 1 файл

Автореферат Захаровой О.Л..doc

— 271.50 Кб (Скачать)
 

       Анализ  результатов диагностики адаптационного периода первоклассников, представленных в таблице 7,  показал, что 89% выпускников экспериментальной (разновозрастной) группы и 72% выпускников контрольной (гомогенной) группы легко включились в школьную жизнь. Как правило, эти дети из семей, где родители уделяют внимание их развитию, читают книги, играют, разговаривают, в школе поддерживают контакт с учителем. Дети данной группы (высокий уровень адаптации) хорошо подготовлены к школе (что согласуется с результатами психодиагностического исследования), обладают широким кругом познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, с удовольствием отвечают на уроках. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что еще больше повышает учебную мотивацию.

       Во  вторую группу (средний уровень адаптации) входит 11% детей экспериментальной группы и 28% детей контрольной группы. Эти дети отличаются некоторой неравномерностью в развитии. Например, при высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения, проявляется инфантилизм. На уроках они отвлекаются, поэтому не успевают вовремя ответить, выполнить задание, требуют к себе постоянного внимания учителя. В эту же группу попали дети с плохим развитием тонкой моторики при хорошем развитии устной речи и мышления.

       Как показали результаты диагностики в третью группу (низкий уровень адаптации) входят 0% детей и можно сделать вывод о том, что большинство выпускников как экспериментальной, так контрольной группы успешно прошли период адаптации к школе.

       Для получения более полной картины  адаптационного периода первоклассников был проведен факторный анализ и сравнительный рейтинг факторов поведения детей при поступлении в школу. Результаты представлены в таблице 8. 

       Таблица 8 

Факторный анализ адаптации  первоклассников 

  Факторы

РО

НГШ

Л

НС

И ГС ИНС НП НМ АС НИД
Выпускники  ЭГ 1/6 2/11 - - 5/28 7/39 5/28 3/17 2/11 3/17 3/17
Выпускники  КГ 3/17 7/39 1/6 - 7/39 8/44 11/61 9/50 4/22 1/6 10/56
 

       Факторный анализ позволил увидеть, что при  относительно благоприятной картине адаптационного периода более чем у половины детей контрольной группы наблюдается высокие показатели по таким факторам как  ИНС – инертность нервной системы (11 детей – 61%) и НИД – нарушения  интеллектуальной деятельности  (10 детей – 56%). В контексте нашего исследования интересен процентный показатель по такому фактору как НГШ – неготовность к школе, который составляет в экспериментальной группе 11%, в контрольной – 39%.

       Данные  показатели подтверждают ранее полученные результаты готовности детей к школе на основном этапе исследования, которые свидетельствуют о том, что дети из разновозрастной группы имеют более высокий уровень готовности  по развитию мышления, в сравнении с детьми из гомогенной группы. 

       Так как мы предполагали, что развивающий  эффект разновозрастной группы детского сада изменяет социальный опыт ребенка, влияет на его социальный статус в группе и это было подтверждено исследованиями социального компонента готовности детей к школе, то нам было необходимо проследить как изменился характер межличностных отношений и социальный статус выпускников разновозрастной группы в условиях школы (в сравнении с выпускниками гомогенной группы).

       Сравнительные результаты продвижений ребенка  и характер взаимодействия с другими детьми в условиях школы представлены в таблице 9. 

 

        Таблица 9

       Сравнительные результаты статусной  структуры групп 

Статус Выпускники  ЭГ Выпускники  КГ
Кол-во % Кол-во %
I 8 45 5 28
II 6 33 4 22
III 4 22 6 33
IV - - 3 17
Общее кол-во детей  18 18
 

       Примечание: I – «Звезды»; II – «Предпочитаемые»; III – «Пренебрегаемые»; IV – «Изолированные

       78% выпускников экспериментальной  группы имеют благоприятное статусное  положение, в то время как  в контрольной группе такой  статус имеют 50% детей. Кроме  того, 17% выпускников контрольной  группы отнесены в статусную группу «Изолированные», тогда как в экспериментальной группе таких детей нет.

       Поскольку анализ анкет воспитателей, работающих в условиях разновозрастных групп детского сада, выявил трудности связанные с организацией обучающих занятий с детьми разного возраста, возникла необходимость разработки психолого-педагогических рекомендаций. Так как в процессе исследования был подтвержден высокий развивающий потенциал разновозрастной группы детского сада, как педагогического феномена, то данные рекомендации были посвящены организации развивающей среды разновозрастной группы в контексте готовности детей к школьному обучению.

       В результате аналитической деятельности по проблеме готовности детей к школе выявлено, что социальному аспекту подготовки дошкольников и дальнейшей адаптации первоклассников уделяется меньшее внимание. В связи с этим, возникла необходимость разработки программы социально-психологической адаптации первоклассников, как основного показателя готовности детей к школьному обучению.

      Результаты проведенных научно–теоретических и эмпирических исследований позволяют сделать выводы о том, что заявленные гипотезы получили подтверждение, как на уровне теоретических выкладок, так и в практической деятельности.

  1. Доказано, что сущность и специфика образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольников определяется  наличием системы межвозрастных детских взаимодействий, которая обогащает социальный опыт ребенка и обеспечивает положительную динамику в личностном и социально-психологическом развитии.
  2. Организуя разновозрастное взаимодействие, мы расширяем пространство развивающего общения. Вхождение ребенка в область разновозрастного детского взаимодействия – одного из ряда возможных условий обогащенного развития – расширяет его социальный опыт, обеспечивает становление гибких механизмов социального взаимодействия, что, в конечном счете, движет его развитие вперед.
  3. Доказано, что эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий. Уровень освоения реальной ролевой позиции выступает важнейшим показателем социально-психологического развития ребенка.
  4. В исследовании определены показатели продвижения детей в процессе межвозрастных взаимодействий, позволяющие диагностировать ход их социального развития, разработаны критерии индивидуального профиля социального развития ребенка.
  5. Анализ результатов показал, что развитие готовности детей к обучению в школе достигает высокого уровня практически по большинству показателей, признанных в качестве значимых в педагогической психологии.

    Основное  содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

  1. Захарова О.Л. Типы общения детей в условиях разновозрастной группы // Реализация качества дошкольного образования в условиях вариативности программного обеспечения. Материалы научно-практической конференции. – Курганский ИПКиПРО, 2000. – С.82 – 83.
  2. Захарова О.Л. проблема преемственности и адаптации к школе // Психологическая служба муниципальной системы образования: опыт, проблемы, решения. Материалы городской научно-практической конференции. – Курган, 2001. – С. 25 – 27.
  3. Захарова О.Л. Формирование социального опыта в условиях разновозрастных групп детского сада // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета, №6. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. – Вып. 6. – С. 61 – 62.
  4. Захарова О.Л. Адаптация учащихся к школьному обучению как показатель готовности к школе // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета, №7. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – Вып. 7. – С. 97 - 98.
  5. Захарова О.Л. Социально-психологическая адаптация первоклассников как показатель готовности к школе // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Материалы научно-практической конференции. – Курганский ИПКиПРО, 2005. – С. 65 – 67.
  6. Социально-психологическая адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л.; МУ «Средняя общеобразовательная школа №56». – Курган, 2005. – 42 с.
  7. Захарова О.Л. Роль разновозрастных групп детского сада в формировании готовности детей к школе // Актуальные проблемы психологического знания: Сб. науч. трудов. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – Вып. 2. – С. 55 – 60.

       8. Захарова О.Л. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада // Образование и наука. 2006. № 5 – С. 27 – 33.

Информация о работе Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада