Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:04, автореферат
Актуальность проблемы исследования обусловлена психолого-педагогической и социально-психологической важностью проблематики, ее практической значимостью в свете современных идей Российского образования. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.
Положения, выносимые на защиту:
Основное содержание работы
Во введении диссертации обосновываются выбор и актуальность темы, формируется проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования, определяются положения, выносимые на защиту, а также характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В главе 1. «Характеристика основных подходов к организации разновозрастных групп в детских образовательных учреждениях в контексте готовности к школе» дается характеристика разновозрастной группы в контексте современных научно-педагогических идей; проводится теоретический анализ организации образовательного процесса в разновозрастной группе; приводится характеристика готовности ребенка к школе как психолого-педагогического феномена; приведена характеристика социально-психологической адаптации как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Анализ теоретических идей разновозрастной педагогики, показывает наличие определенного широко распространенного мнения о проблемах совместного обучения и воспитания детей разного возраста. В отечественной педагогической традиции можно увидеть:
-
отношения к разновозрастной
группе и классам как к
-
стремление обнаружить и
-
преобладающую ориентацию на
образовательные задачи
-
приоритет групп,
-
преобладание эмпирического
Теоретический
анализ показал, что как социально-
В процессе анализа исследований разновозрастной группы в дошкольной педагогике показано, что разновозрастная группа детского сада имеет значительный развивающий потенциал. Подтверждено наличие очень сложных и неоднозначно протекающих процессов взаимного влияния детей разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.
Исследования обнаруживают, что в разновозрастной группе дошкольников своеобразно проявляются индивидуальные особенности детей: в одних случаях индивидуальные особенности как бы сглаживают возрастные различия, в других – усиливает их.
Учет индивидуальных черт воспитанников – традиционный и устоявшийся принцип любой педагогической концепции, системы, технологии. В известном смысле – это аксиома традиционной и инновационной педагогики. Чем же обусловлена необходимость переосмысления этого принципа в контексте исследования педагогических проблем разновозрастной группы дошкольников?
Во-первых, учет индивидуальных особенностей детей – это часть вопроса о соотношении возрастных и индивидуальных особенностей конкретных участников межвозрастного взаимодействия и их учете в образовательном процессе. Во-вторых, на наш взгляд, эта проблема в разновозрастных группах выражена острее, чем в одновозрастных, т.к. она «отягощена» необходимостью одновременно ориентироваться на несколько возрастов в педагогическом целеполагании, отборе содержания, средств и способов педагогической деятельности. В-третьих, индивидуальные особенности детей могут, вероятно, в какой-то мере сглаживать различия возрастов, или, наоборот, усиливать их. В-четвертых, проблему учета индивидуальных особенностей детей в процессе руководства межвозрастными взаимодействиями следует понимать как проблему поиска наиболее оптимальных в педагогическом отношении вариантов сочетания индивидуальности детей.
Поскольку
межвозрастные взаимодействия являются
видом социальных взаимодействий детей,
реализующих и формирующих
Под социальной активностью в дошкольном возрасте понимается способность ребенка включаться в специфические для данного возраста виды деятельности по решению общественных задач, проявляя такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для окружения и для самого ребенка (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров). Значимость результатов определяется становлением социально значимых черт личности ребенка. С содержательной стороны социальная активность проявляется в инициативности и исполнительности ребенка в процессе достижения социально значимых задач деятельности.
Анализ методологических, научно-педагогических и практических предпосылок построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада позволил увидеть проблематику разновозрастных группах через призму некоторых современных идей в области дошкольной педагогики, педагогической психологии, психологии развития, социальной психологии.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько ребенок был психологически готов к школьному обучению. Психологическая подготовка к школе, с нашей точки зрения, является важнейшей стороной проблемы готовности к школе.
Вопросами психологической подготовки дошкольников к школе занимались отдельные отечественные ученые, но как показал анализ, большая часть исследований посвящена выявлению новообразований у детей дошкольного возраста, от которых зависит уровень готовности ребенка к школе. К таким новообразованиям они относят: отношение ребенка к самому себе, сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником, сознательное подчинение своих действий заданному правилу.
Готовность детей к школе – это результат, прежде всего, целенаправленной подготовки ребенка к различным видам школьной деятельности, состояние, которое, наряду с биологически заданными параметрами естественного развития индивида, обязательно должно включать определенный социальный опыт (знания, умения, представления, потребности, мотивы и т.д.), необходимый для будущего успеха.
При всех различиях в формулировках, авторов объединяет понимание готовности к обучению в школе как комплекса определенных психических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития, результатом совместных усилий по развитию семьи и детского сада.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме готовности детей к обучению в школе показал, что при несомненном теоретическом и практическом значении работ, выполненных в контексте решения этой проблемы, одним из важных компонентов на сегодняшний день является поиск ключевого компонента в структуре психологической готовности, развитие которого влечет за собой изменение качественных и количественных характеристик всех остальных элементов. Готовность к школе не сводится к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений «она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности».
Поступление в школу – является кризисным периодом в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, меняется фактор места, т.е. социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от того, как пойдет приспособление, привыкание к школе, во многом зависят его эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы.
Социально-
Первоначальный этап пребывания в школе первоклассников как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Перед ребенком в школе сразу же ставится ряд задач, которым он до сих пор не сталкивался. Он сталкивается с необходимостью:
Адаптация
ребенка рассматривается
Результатом процесса адаптации является социально-психологическая адаптированность – такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
В
большинстве психологических
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно выделить несколько уровней адаптации первоклассников к школе. Каждому уровню соответствует определенная группа детей. Условно ученые выделяют три группы: высокий, средний и низкий уровни.
По описанию уровней адаптации к обучению в школе можно проследить, что приспособление у первоклассников протекает по-разному и отличается по скорости приспособления и устойчивости.
Как отмечают многие психологи: Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.С. Мухина, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, М.А. Амонашвили и др., период социально-психологической адаптации в среднем продолжается от 10 – 18 дней до 1 – 3 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности, повышенным уровнем тревожности, снижением самооценки.