Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:04, автореферат

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена психолого-педагогической и социально-психологической важностью проблематики, ее практической значимостью в свете современных идей Российского образования. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.

Файлы: 1 файл

Автореферат Захаровой О.Л..doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Положения, выносимые на защиту:

  1. Образовательный процесс в разновозрастной группе детского сада представляет собой систему взаимодействия и взаимовлияния его основных компонентов. Все структурные компоненты имеют расширенное наполнение за счет сосуществования адекватных каждому возрасту фрагментов, что определяет их высокий развивающий потенциал.
  2. В иерархии компонентов образовательного процесса разновозрастной группы детского сада ведущей выступает социальная составляющая, обеспечивающая актуализацию развивающего потенциала каждого из компонентов.
  3. Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса в ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, а уровень освоения реальной ролевой позиции служит важнейшим интегрированным показателем социального развития дошкольника.
  4. Жизнедеятельность детей в условиях разновозрастной группы формирует социально-психологические навыки, способствующие успешной адаптации в школе.

Основное  содержание работы

       Во  введении диссертации обосновываются выбор и актуальность темы, формируется проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования, определяются положения, выносимые на защиту, а также характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

       В главе 1. «Характеристика  основных подходов к  организации разновозрастных групп в детских образовательных учреждениях в контексте готовности к школе» дается характеристика разновозрастной группы в контексте современных научно-педагогических идей; проводится теоретический анализ организации образовательного процесса в разновозрастной группе; приводится характеристика готовности ребенка к школе как психолого-педагогического феномена; приведена характеристика социально-психологической адаптации как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

       Анализ  теоретических идей разновозрастной  педагогики, показывает наличие определенного широко распространенного мнения о проблемах совместного обучения и воспитания детей разного возраста. В отечественной педагогической традиции можно увидеть:

       - отношения к разновозрастной  группе и классам как к явлению  вынужденному, нежелательному;

       - стремление обнаружить и учесть  в педагогическом процессе некоторые взаимные влияния детей разных возрастов;

       - преобладающую ориентацию на  образовательные задачи каждого  отдельного возраста;

       - приоритет групп, сформированных  по возрастному принципу;

       - преобладание эмпирического над  теоретическим в осмыслении педагогических проблем разновозрастных дошкольных групп.

       Теоретический анализ показал, что как социально-психологическое  явление взаимодействие дошкольников разных возрастов исследовано недостаточно. Однако, наука располагает обширными сведениями об особенностях общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками. Опираясь на позицию ряда исследователей о генетическом родстве всех сфер общения ребенка-дошкольника (со взрослым, сверстником, детьми другого возраста, старше и младше его), можно полагать что черты и механизмы, выявленные в ходе изучения общения и взаимодействия со взрослым и сверстником, могут характеризовать и разновозрастные взаимодействия дошкольников.

       В процессе анализа исследований разновозрастной группы в дошкольной педагогике показано, что разновозрастная группа детского сада имеет значительный развивающий потенциал. Подтверждено наличие очень сложных и неоднозначно протекающих процессов взаимного  влияния детей разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.

       Исследования  обнаруживают, что в разновозрастной  группе дошкольников своеобразно проявляются индивидуальные особенности детей: в одних случаях индивидуальные особенности как бы сглаживают возрастные различия, в других – усиливает их.

       Учет  индивидуальных черт воспитанников  – традиционный и устоявшийся принцип любой педагогической концепции, системы, технологии. В известном смысле – это аксиома традиционной и инновационной педагогики. Чем же обусловлена необходимость переосмысления этого принципа в контексте исследования педагогических проблем разновозрастной группы дошкольников?

       Во-первых, учет индивидуальных особенностей детей – это часть вопроса о соотношении возрастных и индивидуальных особенностей конкретных участников межвозрастного взаимодействия и их учете в образовательном процессе. Во-вторых, на наш взгляд, эта проблема в разновозрастных группах выражена острее, чем в одновозрастных, т.к. она «отягощена» необходимостью одновременно ориентироваться на несколько возрастов в педагогическом целеполагании, отборе содержания, средств и способов педагогической деятельности. В-третьих, индивидуальные особенности детей могут, вероятно, в какой-то мере сглаживать различия возрастов, или, наоборот, усиливать их. В-четвертых, проблему учета индивидуальных особенностей детей в процессе руководства межвозрастными взаимодействиями следует понимать как проблему поиска наиболее оптимальных в педагогическом отношении вариантов сочетания индивидуальности детей.

       Поскольку межвозрастные взаимодействия являются видом социальных взаимодействий детей, реализующих и формирующих социальную активность ребенка, необходимо рассмотреть особенности проявления и механизмы социальной активности в дошкольном возрасте.

       Под социальной активностью в дошкольном возрасте понимается способность ребенка включаться в специфические для данного возраста виды деятельности по решению общественных задач, проявляя такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для окружения и для самого ребенка (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров). Значимость результатов определяется становлением социально значимых черт личности ребенка. С содержательной стороны социальная активность проявляется в инициативности и  исполнительности ребенка в процессе достижения социально значимых задач деятельности.

       Анализ  методологических, научно-педагогических и практических предпосылок построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада позволил увидеть проблематику разновозрастных группах через призму некоторых современных идей в области дошкольной педагогики, педагогической психологии, психологии развития, социальной психологии.

       Успешное  решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько ребенок был психологически готов к школьному обучению. Психологическая подготовка к школе, с нашей точки зрения, является важнейшей стороной проблемы готовности к школе.

       Вопросами психологической подготовки дошкольников к школе занимались отдельные отечественные ученые, но как показал анализ, большая часть исследований посвящена выявлению новообразований у детей дошкольного возраста, от которых зависит уровень готовности ребенка к школе. К таким новообразованиям они относят: отношение ребенка к самому себе, сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником, сознательное подчинение своих действий заданному правилу.

       Готовность детей к школе – это результат, прежде всего, целенаправленной подготовки ребенка к различным видам школьной деятельности, состояние, которое, наряду с биологически заданными параметрами естественного развития индивида, обязательно должно включать определенный социальный опыт (знания, умения, представления, потребности, мотивы и т.д.), необходимый для будущего успеха.

       При всех различиях в формулировках, авторов объединяет понимание готовности к обучению в школе как комплекса  определенных психических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития, результатом совместных усилий по развитию семьи и детского сада.

       Анализ  отечественной и зарубежной литературы по проблеме готовности детей к обучению в школе показал, что при несомненном теоретическом и практическом значении работ, выполненных в контексте решения этой проблемы, одним из важных компонентов на сегодняшний день является поиск ключевого компонента в структуре психологической готовности, развитие которого влечет за собой изменение качественных и количественных характеристик всех остальных элементов.  Готовность к школе не сводится к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений «она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности».

       Поступление в школу – является кризисным  периодом в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Это переход к  новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, меняется фактор места, т.е. социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.

       Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от того, как пойдет приспособление, привыкание к школе, во многом зависят его эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы.

       Социально-психологическая адаптация младших школьников к условиям школы представляет собой процесс усвоения норм и способов поведения, одобряемых родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками.

       Первоначальный  этап пребывания в школе первоклассников  как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Перед ребенком в школе сразу же ставится ряд задач, которым он до сих пор не сталкивался. Он сталкивается с необходимостью:

  1. успешного овладения учебной деятельностью;
  2. освоения школьных норм поведения и приобщения к классному коллективу;
  3. приспособления к новым условиям умственного труда и режиму дня.

       Адаптация ребенка рассматривается большинством исследователей как процесс активного  приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса. В основном адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.

       Результатом процесса адаптации является социально-психологическая  адаптированность – такое состояние  взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

       В большинстве психологических исследований адаптация понимается как процесс  взаимодействия социальной среды и  личности, направленный на включение личности в новый для нее вид деятельности. Качественной характеристикой успешности адаптации является степень освоения личностью норм, характерных для данного коллектива. В качестве другого показателя адаптированности может выступать форма включенности личности в тот или иной вид деятельности. При этом адаптационный процесс может проявляться в одной из следующих форм: приспособленности, когда личность перестраивает лишь внешние формы поведения, не изменяя при этом ценностей, норм, установок; подчиненности, когда личность пассивно усваивает групповые нормы и образцы поведения, воспроизводя их репродуктивно; включенность, когда личность не только усваивает групповые нормы, но и творчески их воспроизводит, т.е. преобразует их в процессе практической деятельности (А.А. Прохватилов, А.Ю. Шалыто).

       Анализируя  психолого-педагогическую литературу, можно выделить несколько уровней  адаптации первоклассников к  школе. Каждому уровню соответствует определенная группа детей. Условно ученые выделяют три группы: высокий, средний и низкий уровни.

       По  описанию уровней адаптации к  обучению в школе можно проследить, что приспособление у первоклассников протекает по-разному и отличается по скорости приспособления и устойчивости.

       Как отмечают многие психологи: Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.С. Мухина, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, М.А. Амонашвили и др., период социально-психологической адаптации в среднем продолжается от 10 – 18 дней до 1 – 3 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности, повышенным уровнем тревожности, снижением самооценки.

Информация о работе Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада