Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 21:53, курсовая работа
Цель: изучение особенностей детской агрессивности и способов ее профилактики.
Предмет: выявление специфики работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения среди детей.
Объект: явление агрессивности в детской среде.
Введение..............................................................................................................4
Глава I. Понятие агрессии в психологической науке......................................
1.1. Понятие агрессии
1.2. Виды агрессии
1.3. Особенности проявления агрессии у детей
Глава II. Исследование детской агрессии
2.1. Методика исследования агрессии «Несуществующее животное»
2.2Диагностика агрессивного поведения
2.3. Профилактика и коррекция детской агрессии
Заключение
Список использованной литературы
Данные подтвердили результаты, полученные из предыдущих диагностик. То есть дети с высоким уровнем агрессивного поведения отдают предпочтение таким цветам, которые характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, агрессией, эмоциями гнева, капризностью, высокой активностью, тревожностью. Наиболее предпочитаемые цвета этих детей – черный, красный, фиолетовый. Менее предпочитаемые цвета – серый, синий, желтый.
Дети с менее выраженным агрессивным поведением, предпочитают выбирать цвета, которые характеризуются повышенным самоконтролем, высокой самооценкой, энтузиазмом, легкой вживаемостью в социальную роль, эмоциональной устойчивостью, потребностью в общении, активностью в достижении поставленных целей. Наиболее предпочитаемые цвета – желтый, синий, зеленый, серый. Менее предпочитаемые – черный, коричневый, фиолетовый.
Таким образом, из 100% детей, 42% - дети с ярко выраженным агрессивным поведением, а 51% - дети с менее выраженными агрессивными реакциями.
Вывод: Анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Но любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных упражнений с детьми.
2.3. Профилактика и коррекция детской агрессии.
Исходя из данных, полученных во время проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста, была составлена и осуществлена на практике коррекционная программа.
Цель коррекционной программы: научение детей системе управления своим агрессивным поведением, ослабление негативных эмоций, поиск альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей.
Задачи:
Коррекционная программа состоит из цикла занятий. Всего было проведено двадцать занятий по 30 – 35 минут каждое. Все занятия состояли из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Во вводную часть были включены физические упражнения, цель которых – поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние детей. Содержание основной части предполагало знакомство детей с теоретическим материалом, игры и упражнения. Заключительная часть – релаксация.
Тематика занятий:
Занятия № 1. Знакомство с эмоциями.
Цель: познакомить детей с эмоциями, рассмотреть, как они проявляются. Провести дифференциацию эмоций (негативные и позитивные).
Занятие № 2. Эмоции и наше настроение.
Цель: продолжить знакомство с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами.
Занятие № 3. Мое отношение к эмоциям.
Цель: развитие способности осознания, принятия и выражение собственного отношения к эмоциям.
Занятие № 4. Что такое агрессия?
Цель: ознакомить детей с понятием агрессия. Научить распознавать собственные агрессивные реакции.
Занятие № 5. Динамика агрессивного поведения
Цель: продолжать знакомить детей с понятием агрессия. Рассмотреть динамику агрессивного поведения, как не вербально она проявляется.
Занятие № 6. Комплекс гимнастики «Бэби – йога» Цель: выработать механизмы саморегуляции у детей, вызвать положительные эмоции, снять мышечное напряжение.
Занятие № 7. Управление агрессией
Цель: учить понимать, осознавать и принимать свое чувство злости, гнева; знать, как оно проявляется. Обучать конструктивным способам выражения агрессии.
Занятие № 8. Уходи, злость, уходи!
Цель: выбор приемлемых способов поведения разрядки гнева и агрессии, отреагирование негативных эмоций. Снятие мышечных зажимов, способствовать развитию положительных эмоций.
Занятие № 9. Да! Нет!
Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.
Занятие № 10. Карикатура.
Цель: осознание своих личностных качеств детьми, возможность «посмотреть на себя со стороны». Изменение психосоматического состояния во время агрессивных проявлений.
Занятие № 11. Лепим сказку
Цель: учим направлять энергию детей в определенный вид деятельности, расслаблять руки. Закрепление навыков совместной деятельности. Изменение психосоматического состояния. Осознание внутренних чувств.
Занятие № 12. Связующая нить.
Цель: формирование чувства близости с другими детьми, принятие детьми друг друга такими, какие они есть. Формирование чувства ценности других.
Занятие № 13. Взаимоотношения.
Цель: показать на примере сказочных героев, как агрессивное поведение влияет на других персонажей. Обсудить возможные варианты выхода сказочных героев из конфликтной ситуации.
Занятие № 14. Возьми себя в руки.
Цель: учить детей изменять свое психосоматическое состояние, путем дыхательной гимнастики. Снятие мышечных зажимов. Научение системе управления своим агрессивным поведением.
Занятие № 15. Дыши и думай красиво.
Цель: изменение психосоматического состояния. Умение выражать чувство гнева и злости в движении танца под музыку.
Занятие № 16. Ругаемся овощами.
Цель: выражение негативных эмоций через вербализацию чувств; понимание, осознание и принятие своего чувства гнева. Закреплять знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Занятие № 17. Стойкий солдатик.
Цель: закрепление знаний о том, что такое агрессия, и как она проявляется. Рассмотреть и зафиксировать динамику агрессии. Проанализировать умения конструктивно выражать агрессию за пределами занятий.
Занятие № 18. Сломанная кукла.
Цель: учить, не вербально отобразить чувство гнева, нарисовать на бумаге. Закрепление умения конструктивно выражать агрессию.
Занятие № 19. Театр прикосновений.
Цель: закрепление системы управления своей агрессией. Обменяться чувствами и мнениям и о прошедших занятиях. Передать каждому ребенку положительные эмоции через прикосновения.
Занятие № 20. Портрет.
Цель: выяснить, что знают дети об агрессии. Обсуждение своих чувств и переживаний.
Так же вне занятий, в основном во второй половине дня, проводились различные игровые упражнения с целью научения детей системе управления своей агрессией.
Игры – упражнения:
Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные ситуации агрессивного поведения, затем распределяются роли между детьми и проигрываются ситуации, в которых дети сами выбирают наиболее подходящее решение для разрешения конфликта.
2. «Строители».
Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому строителю задаются вопросы:
После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей.
Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.
Игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Консруктора». По ходу игры взрослый помогает решать возникшие конфликты и избегать их. После игры проигрываются конфликтные ситуации с нахождением путей выхода из них.
В совместных настольных играх дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.
В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования выбирается самый лучший рисунок. В последующей игре «предметом» обсуждения становится другой ребенок.
Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».
Ребенку в руку дается какая-нибудь мелкая игрушка. Затем просят ребенка сжать кулачок крепко – крепко, и несколько секунд просят подержать кулачок сжатым, затем раскрыть руку, она расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.
Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
Подушки раскрываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилением. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква – ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.
Упражнение способствует научению альтернативных форм поведения, быстрому реагированию в безвыходной ситуации.
7. «Ты - лев!»
Ребенку предлагается закрыть глаза, представить льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как и тебя, и у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!
Упражнение помогает успокоиться, восстановить эмоциональную возбужденность, снизить порыв гнева.
Таким образом, коррекционная программа основывалась на следующих принципах:
И именно от соблюдения этих принципов в работе воспитателя зависела эффективность коррекционной программы.
Рекомендации родителям и воспитателям для общения с агрессивными детьми.
Приложение к занятиям.
Занятие № 5. Динамика агрессивного поведения.
Цель: развить способность понимания процесса агрессии, регулировать свое поведение. Увидеть и проанализировать динамику агрессивного поведения.
Оборудование: карточки с изображением динамики агрессивного поведения ,магнитофон, кассета, мел, доска.
Ход занятия:
Комплекс упражнений:
1. Ходьба по кругу. Спина прямая, делаем медленные шаги, никуда не торопимся. Затем шаги в быстром темпе. Побежали. Варьируем то медленная ходьба, то быстрая, то бежим.
2. Ходьба по кругу на корточках (как гуси), затем руки в стороны, выпрямились, полетели, как лебеди. Останавливаемся, делаем глубокий вдох, выдох.
Информация о работе Детская агрессия: особенности проявления, профилактика и коррекция