Детская агрессия: особенности проявления, профилактика и коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей детской агрессивности и способов ее профилактики.
Предмет: выявление специфики работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения среди детей.
Объект: явление агрессивности в детской среде.

Оглавление

Введение..............................................................................................................4

Глава I. Понятие агрессии в психологической науке......................................
1.1. Понятие агрессии
1.2. Виды агрессии
1.3. Особенности проявления агрессии у детей

Глава II. Исследование детской агрессии
2.1. Методика исследования агрессии «Несуществующее животное»
2.2Диагностика агрессивного поведения
2.3. Профилактика и коррекция детской агрессии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа Детская психология.docx

— 82.03 Кб (Скачать)

 

Данные подтвердили результаты, полученные из предыдущих диагностик. То есть дети с высоким уровнем агрессивного поведения отдают предпочтение таким цветам, которые характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, агрессией, эмоциями гнева, капризностью, высокой активностью, тревожностью. Наиболее предпочитаемые цвета этих детей – черный, красный, фиолетовый. Менее предпочитаемые цвета – серый, синий, желтый.

Дети с менее выраженным агрессивным поведением, предпочитают выбирать цвета, которые характеризуются повышенным самоконтролем, высокой самооценкой, энтузиазмом, легкой вживаемостью в социальную роль, эмоциональной устойчивостью, потребностью в общении, активностью в достижении поставленных целей. Наиболее предпочитаемые цвета – желтый, синий, зеленый, серый. Менее предпочитаемые – черный, коричневый, фиолетовый.

Таким образом, из 100% детей, 42% - дети с ярко выраженным агрессивным поведением, а 51% - дети с менее выраженными агрессивными реакциями.

Вывод: Анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Но любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных упражнений с детьми.

2.3. Профилактика и коррекция  детской агрессии.

Исходя из данных, полученных во время проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста, была составлена и осуществлена на практике коррекционная программа.

Цель коррекционной программы: научение детей системе управления своим агрессивным поведением, ослабление негативных эмоций, поиск альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей.

Задачи:

  • развить способность осознания и принятия детьми собственного чувства гнева, злости;
  • обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
  • обучение способам конструктивного выражения агрессии;
  • формирование позитивных эмоций;

Коррекционная программа состоит из цикла занятий. Всего было проведено двадцать занятий по 30 – 35 минут каждое. Все занятия состояли из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Во вводную часть были включены физические упражнения, цель которых – поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние детей. Содержание основной части предполагало знакомство детей с теоретическим материалом, игры и упражнения. Заключительная часть – релаксация.

Тематика занятий:

Занятия № 1. Знакомство с эмоциями.

Цель: познакомить детей с эмоциями, рассмотреть, как они проявляются. Провести дифференциацию эмоций (негативные и позитивные).

Занятие № 2. Эмоции и наше настроение.

Цель: продолжить знакомство с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами.

Занятие № 3. Мое отношение к эмоциям.

Цель: развитие способности осознания, принятия и выражение собственного отношения к эмоциям.

Занятие № 4. Что такое агрессия?

Цель: ознакомить детей с понятием агрессия. Научить распознавать собственные агрессивные реакции.

Занятие № 5. Динамика агрессивного поведения

Цель: продолжать знакомить детей с понятием агрессия. Рассмотреть динамику агрессивного поведения, как не вербально она проявляется.

Занятие № 6. Комплекс гимнастики «Бэби – йога» Цель: выработать механизмы саморегуляции у детей, вызвать положительные эмоции, снять мышечное напряжение.

Занятие № 7. Управление агрессией

Цель: учить понимать, осознавать и принимать свое чувство злости, гнева; знать, как оно проявляется. Обучать конструктивным способам выражения агрессии.

Занятие № 8. Уходи, злость, уходи!

Цель: выбор приемлемых способов поведения разрядки гнева и агрессии, отреагирование негативных эмоций. Снятие мышечных зажимов, способствовать развитию положительных эмоций.

Занятие № 9. Да! Нет!

Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.

Занятие № 10. Карикатура.

Цель: осознание своих личностных качеств детьми, возможность «посмотреть на себя со стороны». Изменение психосоматического состояния во время агрессивных проявлений.

Занятие № 11. Лепим сказку

Цель: учим направлять энергию детей в определенный вид деятельности, расслаблять руки. Закрепление навыков совместной деятельности. Изменение психосоматического состояния. Осознание внутренних чувств.

Занятие № 12. Связующая нить.

Цель: формирование чувства близости с другими детьми, принятие детьми друг друга такими, какие они есть. Формирование чувства ценности других.

Занятие № 13. Взаимоотношения.

Цель: показать на примере сказочных героев, как агрессивное поведение влияет на других персонажей. Обсудить возможные варианты выхода сказочных героев из конфликтной ситуации.

Занятие № 14. Возьми себя в руки.

Цель: учить детей изменять свое психосоматическое состояние, путем дыхательной гимнастики. Снятие мышечных зажимов. Научение системе управления своим агрессивным поведением.

Занятие № 15. Дыши и думай красиво.

Цель: изменение психосоматического состояния. Умение выражать чувство гнева и злости в движении танца под музыку.

Занятие № 16. Ругаемся овощами.

Цель: выражение негативных эмоций через вербализацию чувств; понимание, осознание и принятие своего чувства гнева. Закреплять знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Занятие № 17. Стойкий солдатик.

Цель: закрепление знаний о том, что такое агрессия, и как она проявляется. Рассмотреть и зафиксировать динамику агрессии. Проанализировать умения конструктивно выражать агрессию за пределами занятий.

Занятие № 18. Сломанная кукла.

Цель: учить, не вербально отобразить чувство гнева, нарисовать на бумаге. Закрепление умения конструктивно выражать агрессию.

Занятие № 19. Театр прикосновений.

Цель: закрепление системы управления своей агрессией. Обменяться чувствами и мнениям и о прошедших занятиях. Передать каждому ребенку положительные эмоции через прикосновения.

Занятие № 20. Портрет.

Цель: выяснить, что знают дети об агрессии. Обсуждение своих чувств и переживаний.

 

 

Так же вне занятий, в основном во второй половине дня, проводились различные игровые упражнения с целью научения детей системе управления своей агрессией.

Игры – упражнения:

  1. Разыгрывание ситуаций

Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные ситуации агрессивного поведения, затем распределяются роли между детьми и проигрываются ситуации, в которых дети сами выбирают наиболее подходящее решение для разрешения конфликта.

  • Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
  • Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее.
  • Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
  • Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка – пожалей его.

2. «Строители».

Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому строителю задаются вопросы:

  • Удобно ли тебе будет жить в этом доме?
  • Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?
  • Кто будет жить в этом доме кроме тебя?

После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей.

Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.

  1. Совместные настольные игры.

Игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Консруктора». По ходу игры взрослый помогает решать возникшие конфликты и избегать их. После игры проигрываются конфликтные ситуации с нахождением путей выхода из них.

В совместных настольных играх дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

  1. «Карикатура».

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования выбирается самый лучший рисунок. В последующей игре «предметом» обсуждения становится другой ребенок.

Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».

  1. «Кулачок».

Ребенку в руку дается какая-нибудь мелкая игрушка. Затем просят ребенка сжать кулачок крепко – крепко, и несколько секунд просят подержать кулачок сжатым, затем раскрыть руку, она расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.

Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

  1. «По кочкам».

Подушки раскрываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилением. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква – ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

Упражнение способствует научению альтернативных форм поведения, быстрому реагированию в безвыходной ситуации.

7. «Ты - лев!»

Ребенку предлагается закрыть глаза, представить льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как и тебя, и у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!

Упражнение помогает успокоиться, восстановить эмоциональную возбужденность, снизить порыв гнева.

Таким образом, коррекционная программа основывалась на следующих принципах:

  • Внимательное и терпеливое отношение к детям.
  • Дана возможность ребенку выразить свою агрессию, сместив ее на другие объекты.
  • Показ ребенку личного примера эффективного поведения. Не допускались при нем со стороны взрослых вспышки гнева и выражения агрессии по отношению к другим людям.
  • Создавались такие условия для детей, при которых они в каждый момент времени чувствовали, что их любят, ценят и принимают такими, какие они есть.

И именно от соблюдения этих принципов в работе воспитателя зависела эффективность коррекционной программы.

Рекомендации родителям и воспитателям для общения с агрессивными детьми.

  1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые не эффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
  2. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
  3. Показывайте ребенку личный пример эффективного повеления. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
  4. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

 

 

 

Приложение к занятиям.

Занятие № 5. Динамика агрессивного поведения.

Цель: развить способность понимания процесса агрессии, регулировать свое поведение. Увидеть и проанализировать динамику агрессивного поведения.

Оборудование: карточки с изображением динамики агрессивного поведения ,магнитофон, кассета, мел, доска.

Ход занятия:

  • Здравствуйте ребята! Давайте образуем круг и немного разогреемся.

Комплекс упражнений:

1. Ходьба по кругу. Спина прямая, делаем медленные шаги, никуда  не торопимся. Затем шаги в  быстром темпе. Побежали. Варьируем  то медленная ходьба, то быстрая, то бежим.

2. Ходьба по кругу на корточках (как гуси), затем руки в стороны, выпрямились, полетели, как лебеди. Останавливаемся, делаем глубокий  вдох, выдох.

  • А теперь сядем на ковре кругом.
  • Ребята, посмотрите на эти карточки и скажите, что на них изображено.
  • Правильно эмоции. А как вы думаете положительные это эмоции или отрицательные.
  • Верно отрицательные эмоции. Вспомните и скажите, каким одним словом мы называли такие эмоции, как злость, гнев, ярость.
  • Агрессия. Давайте с вами поиграем в игру. Нам нужно изобразить поочередно все эмоции, которые изображены на картинках. В начале мы будем по кругу передавать то, как мы сердимся, затем, как злимся, затем будем изображать гнев, а потом ярость.
  • Молодцы! У вас очень все хорошо получилось. Вы почувствовали, как происходил накал чувств, от менее слабых к сильным. Какая была самая сильная эмоция.
  • Правильно ярость. Итак, сейчас мы с вами рассмотрели, с какой эмоции начинается агрессия, и какой заканчивается. И в тот момент, когда мы испытываем ярость по отношению к другому человеку, что ему мы можем сделать?
  • Правильно причинить боль. А ответный сигнал, какой получим?
  • То же боль, правильно. Так какого чувства не надо допускать: первого или последнего, какое опаснее? Давайте, нарисуем на доске, как протекает агрессия.

Информация о работе Детская агрессия: особенности проявления, профилактика и коррекция