Особенности проявления детского темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать как проявляется темперамент у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза : Предположим, что в игровой деятельности происходит проявление особенностей детского темперамента.

Оглавление

Введеие………………………………………………………………………2-4
Проявление детского темперамента в игровой деятельности
1.1.Общая характеристика дошкольного возраста………………………...5-8
1.2.Особенности проявления детского темперамента…………………….9-15
1.3.Игровая деятельность дошкольника……………………………………16-19

Файлы: 1 файл

курсовая Проявление детского темперамента в игровой деятельности.docx

— 56.46 Кб (Скачать)

Содержание

Введеие………………………………………………………………………2-4

  1. Проявление детского темперамента в игровой деятельности

1.1.Общая характеристика дошкольного возраста………………………...5-8

1.2.Особенности проявления детского темперамента…………………….9-15

1.3.Игровая деятельность дошкольника……………………………………16-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Моя  работа посвящена теме «Проявление  детского темперамента в игровой  деятельности» Проблема данного  исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема «Проявление детского темперамента в игровой деятельности»  изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для  современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем данной тематики. Вопросам исследования посвящено множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более  узкие вопросы .Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики .

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим  интересом к теме «Проявление  детского темперамента в игровой  деятельности» в современной  науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.

     Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. 
Игровая деятельность в дошкольном детстве является ведущей деятельностью, она занимает большую часть времени. В ней складываются главные психические новообразования этого возраста. В игре происходит формирование и развитие личности, что требует особого внимания со стороны взрослых. Чтобы сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход, педагогу и родителям важно знать темперамент детей.

Темперамент – это сочетание  индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально- волевую стороны её поведения и деятельности. Большинство учёных едины в мнении, что темперамент -  это врождённая характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребёнка в учебно- воспитательной работе с ним.

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у сангвиника – распыленности интересов; у холерика – несдержанности, резкости; у флегматика – вялости, безучастности к окружающему; у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент таким образом, чтобы противодействовать появлению слабых сторон темперамента ребенка и поддерживать сильные его стороны. Важно также не только выработать определенный комплекс воспитательных воздействий, но и адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для проявления отдельных типологических свойств (т.е. учитывать сензитивные периоды).

Данная  тема представляется мне очень актуальной, поскольку: без знаний теории темпераментов сложно строить взаимоотношения. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий. Если  не учитывать темперамент ребенка  в учебно-воспитательном процессе, то труднее раскрыть особенности  личности. Вот почему, тема изучения проявление темперамента дошкольников в игровой деятельности очень важна  и актуальна.

Предмет исследования: игровая деятельность

Объект исследования: особенности проявления детского темперамента.

Цель работы – исследовать как проявляется темперамент у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Гипотеза : Предположим, что в игровой деятельности происходит проявление особенностей детского темперамента.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
  2. Рассмотреть особенности проявления темперамента у дошкольников.
  3. Сформировать группу для исследования и выявить проявление темперамента в игре.
  4. Проанализировать результаты.
  5. Сформулировать  рекомендации.

Практической значимостью исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в практике воспитателя, в работе практикующего психолога.

Теоретическая ценность состоит в  том, что данная работа расширяет  и углубляет имеющиеся представления  о особенностях темперамента; о особенностях проявление детского темперамента в игровой деятельности

Исследование проводиться  на базе МКДОУ п.г.т. Верхошижемье №2 «Солнышко».

В эксперименте приняло участие  20   человек.

 

 

 

 

 

1.1.Общая характеристика дошкольного возраста.

Моя  работа посвящена теме «Проявление  детского темперамента в игровой  деятельности» Проблема данного  исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы .Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики .

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим  интересом к теме «Проявление  детского темперамента в игровой  деятельности» в современной  науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.

Дошкольный возраст - особо ответственный  период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления  личности ребенка. В это время  в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Некоторые зарубежные психологи, в  первую очередь немецкие(К. Бюлер, В.Келер,  В. Штерн, К. Левин), пытались выявить закономерности психического развития ребенка и помочь педагогу в его практической деятельности. Это нашло отражение в трудах немецкого психолога Э. Мсн-Мана (1862--1915). Он считал, что экспериментальная педагогика должна заниматься изучением «душевного и телесного развития ребенка в период его школьной жизни», что «ни одного педагогического правила или предписания не следовало, бы устанавливать без соображения о том, на какой ступени душевного и телесного развития находится ребенок в данном периоде, и, следовательно, без точного знания особенностей ребенка, присущих ему в этом периоде».

Американский психолог С. Холл (1844-1924), опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Используя большой фактический материал, С. Холл раскрывает возрастные особенности детей. Ему принадлежала идея создания особой комплексной дисциплины, куда, по мнению Холла, должны включаться психологические, физиологические, а также педагогические знания о ребенке. Впоследствии эта дисциплина, возникшая в начале XX в., получила название педологии.[14]

Дошкольный период детства сензетивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому  Пиаже считает, что общество детей  возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи, и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду. [1]

Дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на подобные возрастные закономерности отмечаются и процессе развития памяти.

 Память в старшем  дошкольном возрасте носит непроизвольный  характер. Ребенок лучше воспринимает  то, что для него представляет  наибольший интерес, дает наилучшие  впечатления. Таким образом, объем  фиксируемого материала во многом  определяется эмоциональным отношением  к данному предмету или явлению.Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте четырех-пяти лет, однако значительного развития оно достигает к шести-семи годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.

"Наглядно-схематическое  мышление создает большие возможности  для освоения внешней среды,  будучи средством для создания  ребенком обобщенной модели различных  предметов и явлений. Приобретенная  черта обобщенного, эта форма  мышления остается образной, опирающейся  на реальные действия с предметами и их заместителями". [2]

В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные  состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок  может сопереживать, сочувствовать  литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. [16]

Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка. Родители должны понимать: ребенок кричит, дерется и капризничает не потому, что он плохой, а потому что не понимает, что так делать нельзя. Развитие эмоционально-волевой сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

Игры на развитие эмоционально-волевой  сферы помогут ребенку научиться  выплескивать негативные эмоции, помогут  снять мышечное и эмоциональное  напряжение. Учтите, что для всех этих игр (особенно тех, в которых  принимают участие двое и больше детей) необходимо участие взрослого — он будет следить за эмоциональным состоянием детей.[15]

Итак, дошкольное детство - чрезвычайно  важный период развития человека. Его  существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием  общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности  развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной  ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного  обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности проявления детского темперамента.

Слово "темперамент" происходит от латинского "temperamentum", являющегося переводом греческого слова "krasis", и означает "надлежащее соотношение частей". В Древней  Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда - сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес. [5].

 Темперамент подобно  всем свойствам организма, подвержен  возрастным изменениям, прежде всего  связанным с процессом созревания  или с изменениями поведения,  вытекающими главным образом  из анатомического и физиологического  развития нервной системы и  других систем организма.

Тот факт, что свойства темперамента подвержены возрастным изменениям, подтверждается результатами исследований, проведенных  как с животными, так и с  людьми.

Изучение типов нервной  системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств  нервной системы), обусловленных прежде всего созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата. Такие наблюдения проводили еще в 30-х годах нашего столетия, и в настоящее время дают примерно такие же результаты. Наиболее систематично они изложены в работах психологов: В.Э. Чудновского, Н.С. Лейтеса и Э.И. Маствилискер. Из них выводятся некоторые закономерности. [2].

На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной  системой; это в равной мере относится  к процессам возбуждения и  торможения. Слабость процесса торможения в первые годы жизни ребенка проявляется главным образом в пониженной способности сдерживать различные реакции.

Информация о работе Особенности проявления детского темперамента