Особенности проявления детского темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать как проявляется темперамент у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза : Предположим, что в игровой деятельности происходит проявление особенностей детского темперамента.

Оглавление

Введеие………………………………………………………………………2-4
Проявление детского темперамента в игровой деятельности
1.1.Общая характеристика дошкольного возраста………………………...5-8
1.2.Особенности проявления детского темперамента…………………….9-15
1.3.Игровая деятельность дошкольника……………………………………16-19

Файлы: 1 файл

курсовая Проявление детского темперамента в игровой деятельности.docx

— 56.46 Кб (Скачать)

Возрастная характеристика уравновешенности нервных процессов  вытекает, собственно, из специфики  возбуждения и торможения в соответствующих  периодах жизни. Принимая во внимание более длительный процесс созревания силы торможения в нервной системе, в первоначальный период развития наблюдается  неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок дошкольного  возраста своим поведением в известном  смысле напоминает холерика. Затем  эта неуравновешенность, вызванная  большей слабостью торможения в  сравнении с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 9 лет ребенок в этом отношении  уже заметно не отличается от взрослого. Преобладание возбуждения над торможением  проявляется прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами). Однако аналогичное поведение может быть вызвано не только недостаточно зрелой способностью к торможению и, следовательно, преобладанием возбуждения, но и слабостью возбуждения при одновременной слабости торможения. Слабость процесса возбуждения является фактором, вызывающим такие формы поведения, которые напоминают неуравновешенных индивидов. Это объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей или в более общем случае - значению ситуации, на которую реагирует индивид. [17]

Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые  признаки слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность  и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных  переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.[3]

Как писал К.Д. Ушинский, "заставьте  ребенка сидеть, он очень скоро  устанет, лежать - то же самое; идти он долго  не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего  долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы". [18].

В связи со всем вышесказанным  нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: "в каждом возрасте - своя специфика  активности, эмоциональности и моторики. В старшем дошкольном возрасте - это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью  нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и  утрата ее ценных детских свойств", - отмечал Я. Стреляу в своей книге "Роль темперамента в психическом развитии". [4].

Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие  черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.

Существуют и выделяются исследователями и педагогами (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицын, И.П.Павлов) особенности проявления темпераментных особенностей  дошкольников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

Выделяются четыре типа темперамента. Первый тип темперамента -сангвинический тип дошкольника, ребенок с данным типом темперамента очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать преподавателю - разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно воспитанники сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи в проводимых воспитателями играх, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за обеденным столом, часто вскакивает, вертится. На прогулках такие дети чаще всего бегают по участку, устраивают возню и т.д.

 

Холерический тип дошкольника  характеризуется тем ,что его поведение выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос воспитателя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков дошкольного  возраста мыслительные процессы протекают  энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие воспитанники, рассказывают, пересказывают с одного раза, с  увлечением.Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ребёнка, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Дошкольники этого типа темперамента часто с увлечением что-то мастерят.

Холерики обладают высокой  моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

В отличии от холерического типа дошкольника, флегматический тип темперамента дошкольника характеризуется неторопливостью и спокойствием. Ребёнок с таким типом темперамента отвечает на вопросы воспитателя не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В группе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит игры, где что-то нужно сосчитать (в школьные годы такие дети как правило становятся отличниками по математике). Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для детей флегматиков  характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно воспитателю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью  и слабостью своих действий. На подготовительных занятиях они обычно сидят спокойно, не вертятся, не толкают  соседей, редко поднимают руку. Такой  ребёнок не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Рисует дошкольник-флегматик, обычно, тоже медленно. Движения его спокойные и медленные, мимика бедная и маловыразительная, жесты редкие и неэнергичные.

И последний тип дошкольного  темперамента - меланхолический тип. Ребёнок меланхолического типа на подготовительных занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда воспитатель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к воспитателю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит воспитателю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь другим детям в группе.

Меланхолики - дети со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим  голосом. Внимание такой ребенок  может сосредоточить только при  отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На подготовительных занятиях такие дети сидят неподвижно, а на прогулке оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты  скупые и вялые. [19]

Знание темперамента, знание особенностей прирождённой организации  нервной системы ,оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека ,необходимо воспитателю в его учебной и воспитательной работе. Воспитателю необходимо учитывать особенности темперамента дошкольников, с целью создания оптимальный для них условий развития. Определить темперамент ребёнка можно различными способами. Один из способов - это определение темперамента ребёнка в игровой деятельности.

 

 

 

 

 

1.3. Игровая деятельность дошкольника

Игровая деятельность проходит длинны путь развитии. Впервые её элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно – ролевая игра. Возрастающее стремление  к самостоятельности и потребность поступать как взрослый  приводит к тому ,что малыш стремиться подражать взрослым во всём. Создавшееся противоречие  между  желаемым и возможным приводит к возникновению  сюжетно- ролевой игры, где ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.[7]

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская  игра - исторически развивающийся  вид деятельности, заключающийся  в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению  А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью  ребенка-дошкольника, то есть такой  деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Центральным вопросом теории детской  игры является вопрос об ее историческом происхождении. Д. Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.

Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования  им отношений между взрослыми, фиксируемых  в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

Мотивация игры лежит в самом  процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет  и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит  в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми. [12]

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий учёный К.Гросс. Он рассматривал игру как  важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичную  форму приобщения человека к социуму,[9] то есть, по К. Гроссу в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим  условиям жизни[10].

Основное достоинство теории К.Гросса, по мнению С.Л.Рубинштейн, заключается  в том, что «она  связывает игру с развитием и ищет смысл её в той роли ,которую она  в развитии выполняет»;основным же недостатком этой  теории является то, что она  указывает лишь смысл игры, а не её источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть .[11]

Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность - сюжетно - ролевая  игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы - палочка - расческа), замещение происходит по символическому типу (палочкой можно расчесаться), а кубиком нельзя). В игре есть свои правила, своя последовательность (игровые правила формируют произвольность поведения). Развитие направления игры - от копирования к моделированию, от развернутой операционно - технической игры к моделированию (скрытые правила, скрытая роль, скрытая воображаемая ситуация).Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс. С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира[8]

В игровой деятельности можно определить тип темперамента ребёнка. Например, сангвиники любят подвижные шумные игры, которые сами и организовывают, и веселые соревнования, в которых часто и побеждают, а если и проигрывают — то не расстраиваются. Сангвиники любопытны, им интересно все новое — предлагайте им разнообразные игры и занятия, но следите, чтобы они доводили их до логического конца.  

Информация о работе Особенности проявления детского темперамента