Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:32, курсовая работа
Цель работы – исследовать как проявляется темперамент у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза : Предположим, что в игровой деятельности происходит проявление особенностей детского темперамента.
Введеие………………………………………………………………………2-4
Проявление детского темперамента в игровой деятельности
1.1.Общая характеристика дошкольного возраста………………………...5-8
1.2.Особенности проявления детского темперамента…………………….9-15
1.3.Игровая деятельность дошкольника……………………………………16-19
В отличии от сангвиников флегматики любят спокойные, даже однообразные игры, они усидчивы и могут подолгу играть наедине с самими собой. Создайте такому ребенку уголок для игр и обеспечьте его всевозможными конструкторами и развивающими играми. Флегматики очень медлительны и им нужно время, чтобы вникнуть в суть задания. Формируйте у ребенка интерес к двигательной деятельности, поощряйте его инициативу.
Холерики же находятся в постоянном движении и любят шумные игры. Учитывая их непоседливость, предлагайте занятия, в которых чередуются разные виды деятельности. Информацию холерики усваивают быстро, но на следующий же день могут ничего и не вспомнить. Развивайте усидчивость холериков, давая им творческие задания и занятия, требующие концентрации на мелких деталях.
А меланхолики, как никто другой, нуждаются в родительской любви, внимании, теплоте, ласке, позитивной оценке, поощрении, тактильных контактах и поддержке. Меланхолики любят постоянство. Они усидчивы, предпочитают спокойные творческие занятия: лепку, рисование, игры с мягкими игрушками. И не любят игры-соревнования, в которых на них ложится большая ответственность. Не перегружайте ребенка большим количеством игр и развивайте его высокие интеллектуальные способности.
В процессе игровой деятельности от
ребёнка требуется
В игре дошкольники развивают
Итак, сюжетно - ролевая игра как ведущая деятельность развивается на протяжении дошкольного возраста. Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально - волевая сфера.
2.1Методологическое
Моя работа посвящена теме «Проявление
детского темперамента в игровой
деятельности» Проблема данного
исследования носит актуальный характер
в современных условиях. Об этом
свидетельствует частое изучение поднятых
вопросов. Тема «Проявление детского
темперамента в игровой деятельности»
изучается на стыке сразу нескольких
взаимосвязанных дисциплин. Для
современного состояния науки характерен
переход к глобальному
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Проявление детского темперамента в игровой деятельности» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Предмет исследования: игровая деятельность
Объект исследования: особенности проявления детского темперамента.
Гипотеза : Предположим, что в игровой деятельности происходит проявление особенностей детского темперамента.
В соответствии с выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть особенности проявления темперамента у дошкольников.
2.Сформировать группу для исследования и выявить проявление темперамента в игре.
3.Проанализировать результаты.
4.Сформулировать рекомендации.
Исследование проводилось на базе МКДОУ п.г.т. Верхошижемье №2 «Солнышко», в нём приняли участие 20 детей от 4 до 5 лет
Тип темперамента определяет
динамические особенности индивидуального
поведения дошкольника: скорость реакции,
темп работы или общения ребёнка,
эмоциональность и уровень
Различия между детьми по свойствам темперамента могут быть достаточно заметными, и чаще всего они могут быть столь велики, что их нельзя не учитывать и как-то приспосабливаться к ним, установив добрые взаимоотношения. Прежде всего, необходимо уметь определять общий тип темперамента, т.е. устанавливать, является ли ребёнок по преобладающим свойствам темперамента: сангвиником, холериком, флегматиком или меланхоликом.
Наибольшую популярность
в исследованиях темперамента, получил
метод лабораторного
Значение этих условий, типичных
для лабораторного
Для преодоления этих трудностей все чаще применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению.
Примерами естественного
эксперимента по исследованию темперамента
детей могут служить
Эти сравнительно простые и протекающие в естественных условиях эксперименты дают возможность количественного описания отдельных свойств темперамента при том, однако, условии, что применяемые в них задачи не должны быть ни слишком легкими, ни слишком трудными и должны хорошо дифференцировать обследуемых детей.
В педагогической работе наиболее
подходящим методом диагностики
темперамента, как и других психологических
особенностей ученика, является, несомненно,
наблюдение. Однако для определения
темперамента и других черт личности
недостаточно просто наблюдать поведение
индивида. Так, констатация того, что
ученик ленив, обманывает или проявляет
интерес к определенным сторонам
жизни, ничего не говорит о его
темпераменте, так как эти черты
зависят от характера, интересов
или мотивации ребенка. В то же
время, если мы замечаем, что ребенок
быстро выполняет порученное ему
действие, совершает движения с большей
или меньшей энергией, или же знакомимся
с поведением ребенка в трудных
или необычных жизненных
Успешным путем познания
темперамента может быть только направленное
наблюдение, проводящееся таким образом,
чтобы с его помощью можно
было бы действительно регистрировать
те формы поведения, в которых
в большей или меньшей степени
проявляются особенности
2.2
Для изучения темперамента применяется и эксперимент. В своей курсовой работе, я провела экспериментальную методику, разработанную Ю.А. Самариным "Перенос кубиков"
Цель: выявить характерные реакции ребёнка при ряде неудач, сопровождающих переносом кубиков.
Эксперимент "Перенос кубиков" проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т.д. кубиков). Ребёнок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться на 180° (продолжая держать лопатку в руке), принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.
Для ребёнка это испытание
ловкости, увлекательная игра. Для
нас - не имеет значения, сколько
кубиков перенес ребенок, он регистрирует
реакции ребенка на удачи и
неудачи. Учитывается сила нервных
процессов, работоспособность (сколько
времени ребенок может
Описание типичного поведения детей разных темпераментов в процессе экспериментальной игры "Перенос кубиков".
Дети-сангвиники очень охотно включаются в игру, рвутся выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущают их. Они энергичны и веселы, охвачены азартом, уверены в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадает, а с ним исчезает и желание продолжать борьбу. Ребенок теряет интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным.
Дети-холерики более настойчивы в достижении цели. Они достаточно долго пытаются добиться успеха, не сдаются, несмотря ни на что. Неудачи вызывают раздражение, агрессию, но настойчивое усердие наиболее ловких приводит к победе, а те, кто не добился успеха, снова и снова просят экспериментатора разрешить им еще одну попытку.
Дети-флегматики не сразу включаются в игру. Они спокойны, присматриваются, двигаются медленно, не суетятся, не делают резких движений. На неудачи почти не обращают внимания, продолжают делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно.
Дети-меланхолики долго
медлят. Им страшно даже прикоснуться
к лопатке. Подбадривание воспитателя
не снимает трепетного волнения. Они
предвидят неудачу, еще не включившись
в игру. А после первых неудач
выходят из игры, не поддаваясь никаким
уговорам. У многих вся процедура
заканчивается непреодолимым
2.Наблюдение Б.С.Волков, Н.В.Волкова
Цель: выявить с помощью вопросов характерные черты каждого ребёнка, определяющие тип темперамента.
Проводиться наблюдение за детьми, индивидуально за каждым ребёнком, по некоторым критериям выбирается определённый вариант ответов . По итогам определяются характерные черты ,подходящие для определённого типа темперамента.
3.3Анализ результатов
Таблица 1.
сангвиник |
холерик |
флегматик |
меланхолик | |||||
колич. |
% |
колич. |
% |
колич. |
% |
колич. |
% | |
Мальчики |
2 |
28.4% |
1 |
14.3% |
3 |
43% |
1 |
14.3% |
Девочки |
5 |
38.4% |
3 |
23% |
4 |
31% |
1 |
7.6% |
Всего |
7 |
35% |
4 |
20% |
7 |
35% |
2 |
10% |
Список литературы
1.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1976. - 156
2.Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб.,2000
3.Логвинова М.А. Возрастная психология. Учебник. М.,1996
4.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1998
5.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста – М., 1988
6. http://ped-kopilka.ru/
7.Г.А. Урунтаева Дошкольная психология учебное пособие М.,2001.
8. Волкова Н. П. Педагогика. – Киев: Академия, 2001.
9.Петричук И.И. Ещё раз об игре. 2007г
10.Психология. Словарь./ Под
ред. А.В. Петровского, М.Г.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2002г
18.К.Д.Ушинский Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии 1 том.
19. http://do.gendocs.ru/docs/
20. Белоус В.В. Темперамент и деятельность, учебное пособие. Пятигорск, 1990.
Информация о работе Особенности проявления детского темперамента