Особенности проявления детского темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать как проявляется темперамент у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза : Предположим, что в игровой деятельности происходит проявление особенностей детского темперамента.

Оглавление

Введеие………………………………………………………………………2-4
Проявление детского темперамента в игровой деятельности
1.1.Общая характеристика дошкольного возраста………………………...5-8
1.2.Особенности проявления детского темперамента…………………….9-15
1.3.Игровая деятельность дошкольника……………………………………16-19

Файлы: 1 файл

курсовая Проявление детского темперамента в игровой деятельности.docx

— 56.46 Кб (Скачать)

В отличии от сангвиников флегматики любят спокойные, даже однообразные игры, они усидчивы и могут подолгу играть наедине с самими собой. Создайте такому ребенку уголок для игр и обеспечьте его всевозможными конструкторами и развивающими играми. Флегматики очень медлительны и им нужно время, чтобы вникнуть в суть задания. Формируйте у ребенка интерес к двигательной деятельности, поощряйте его инициативу.

 

Холерики же находятся в постоянном движении и любят шумные игры. Учитывая их непоседливость, предлагайте занятия, в которых чередуются разные виды деятельности. Информацию холерики усваивают быстро, но на следующий же день могут ничего и не вспомнить. Развивайте усидчивость холериков, давая им творческие задания и занятия, требующие концентрации на мелких деталях.

А меланхолики, как никто другой, нуждаются в родительской любви, внимании, теплоте, ласке, позитивной оценке, поощрении, тактильных контактах и поддержке. Меланхолики любят постоянство. Они усидчивы, предпочитают спокойные творческие занятия: лепку, рисование, игры с мягкими игрушками. И не любят игры-соревнования, в которых на них ложится большая ответственность. Не перегружайте ребенка большим количеством игр и развивайте его высокие интеллектуальные способности.

В процессе игровой деятельности от ребёнка требуется использование  приобретённых ранее знаний и  умений в различных областях. Играя, ребёнок самостоятельно решает мыслительные задачи, описывает различные предметы, выделяет их характерные признаки и т.п. [13].

В игре дошкольники развивают воображение (через импровизацию в реализации замысловатых сюжетов), произвольную память, преодолевают познавательный эгоцентризм (следованию своему представлению о  вещах).

Итак, сюжетно - ролевая игра как  ведущая деятельность развивается  на протяжении дошкольного возраста. Именно в процессе игры у детей  совершенствуются коммуникативные  навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально - волевая  сфера.

 

 

 

 

2.1Методологическое исследование.

Моя  работа посвящена теме «Проявление  детского темперамента в игровой  деятельности» Проблема данного  исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема «Проявление детского темперамента в игровой деятельности»  изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для  современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем данной тематики. Вопросам исследования посвящено множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более  узкие вопросы .Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики .

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим  интересом к теме «Проявление  детского темперамента в игровой  деятельности» в современной  науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.

Предмет исследования: игровая  деятельность

Объект исследования: особенности  проявления детского темперамента.

Гипотеза : Предположим, что в игровой деятельности происходит проявление особенностей детского темперамента.

В соответствии с  выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть особенности проявления темперамента  у дошкольников.

2.Сформировать группу для исследования и выявить проявление темперамента в игре.

3.Проанализировать результаты.

4.Сформулировать  рекомендации.

Исследование проводилось  на базе  МКДОУ п.г.т. Верхошижемье №2 «Солнышко», в нём приняли участие 20 детей от 4 до 5 лет

Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального  поведения дошкольника: скорость реакции, темп работы или общения ребёнка, эмоциональность и уровень активности ребёнка. К каждому типу темперамента воспитателю нужно приспосабливаться  и, зная заранее индивидуальные расхождения  между ними, можно предупредить возникновение  напряжённости между воспитанниками.

Различия между детьми по свойствам темперамента могут  быть достаточно заметными, и чаще всего  они могут быть столь велики, что  их нельзя не учитывать и как-то приспосабливаться  к ним, установив добрые взаимоотношения. Прежде всего, необходимо уметь определять общий тип темперамента, т.е. устанавливать, является ли ребёнок по преобладающим свойствам темперамента: сангвиником, холериком, флегматиком или меланхоликом.

Наибольшую популярность в исследованиях темперамента, получил  метод лабораторного эксперимента, который, по мнению его сторонников, позволяет максимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта. В таком эксперименте можно точно  измерять реакции, что особенно важно  для получения их временных характеристик  и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец, лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному  контролю субъекта и именно поэтому  раскрывающие свойственные ему подлинные  особенности темперамента.

Значение этих условий, типичных для лабораторного эксперимента, подчеркивают главным образом те психологи, которые занимаются изучением типов нервной системы. Однако применительно к диагнозу темперамента лабораторные методы имеют некоторые недостатки, главный из которых состоит в том, что в таких условиях, как правило, производятся измерение по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано, в частности, с тем, что физиологические механизмы темперамента, как мы уже говорили, очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

   Для преодоления этих трудностей все чаще применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению.

Примерами естественного  эксперимента по исследованию темперамента детей могут служить разнообразные  подвижные игры, организуемые исследователем. Понятно, что они могут удовлетворять  условиям такого эксперимента лишь в  том случае, если сам ход игры, ее правила будут навязаны экспериментатором, строго контролироваться и регистрироваться им.

Эти сравнительно простые  и протекающие в естественных условиях эксперименты дают возможность  количественного описания отдельных  свойств темперамента при том, однако, условии, что применяемые в них  задачи не должны быть ни слишком легкими, ни слишком трудными и должны хорошо дифференцировать обследуемых детей.

В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики  темперамента, как и других психологических  особенностей ученика, является, несомненно, наблюдение. Однако для определения  темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение  индивида. Так, констатация того, что  ученик ленив, обманывает или проявляет  интерес к определенным сторонам жизни, ничего не говорит о его  темпераменте, так как эти черты  зависят от характера, интересов  или мотивации ребенка. В то же время, если мы замечаем, что ребенок  быстро выполняет порученное ему  действие, совершает движения с большей  или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных  или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента.

Успешным путем познания темперамента может быть только направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы с его помощью можно  было бы действительно регистрировать те формы поведения, в которых  в большей или меньшей степени  проявляются особенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может облегчить прежде всего схема наблюдения, содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

 

 

 

2.2

Для изучения темперамента применяется и эксперимент. В  своей курсовой работе, я провела экспериментальную методику, разработанную Ю.А. Самариным "Перенос кубиков"

Цель: выявить характерные реакции ребёнка при ряде неудач, сопровождающих переносом кубиков.

Эксперимент "Перенос  кубиков" проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что  испытуемые дошкольники получают небольшую  лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т.д. кубиков). Ребёнок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться  на 180° (продолжая держать лопатку  в руке), принести кубики обратно, поставить  лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.

Для ребёнка это испытание  ловкости, увлекательная игра. Для  нас - не имеет значения, сколько  кубиков перенес ребенок, он регистрирует реакции ребенка на удачи и  неудачи. Учитывается сила нервных  процессов, работоспособность (сколько  времени ребенок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции экспериментатора, так и при его стимуляции). По поведению ребенка в игровой ситуации можно выявить уравновешенность нервных процессов (в какой мере ребенок может сдерживать недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательных, ни в речевых формах). Изучается и подвижность нервных процессов - как быстро ребенок включается в данную работу, приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении задания.

Описание типичного поведения детей разных темпераментов в процессе экспериментальной игры "Перенос кубиков".

Дети-сангвиники очень охотно включаются в игру, рвутся выполнять  задания в числе первых. Первые неудачи не смущают их. Они энергичны  и веселы, охвачены азартом, уверены  в успехе. После 2-3 неудачных попыток  азарт пропадает, а с ним исчезает и желание продолжать борьбу. Ребенок  теряет интерес, дальнейшее участие  в игре кажется ему ненужным и  бессмысленным.

Дети-холерики более настойчивы в достижении цели. Они достаточно долго пытаются добиться успеха, не сдаются, несмотря ни на что. Неудачи  вызывают раздражение, агрессию, но настойчивое  усердие наиболее ловких приводит к победе, а те, кто не добился успеха, снова и снова просят экспериментатора разрешить им еще одну попытку.

Дети-флегматики не сразу  включаются в игру. Они спокойны, присматриваются, двигаются медленно, не суетятся, не делают резких движений. На неудачи почти не обращают внимания, продолжают делать новые попытки  так же усердно и сосредоточенно.

Дети-меланхолики долго  медлят. Им страшно даже прикоснуться к лопатке. Подбадривание воспитателя  не снимает трепетного волнения. Они  предвидят неудачу, еще не включившись  в игру. А после первых неудач выходят из игры, не поддаваясь никаким  уговорам. У многих вся процедура  заканчивается непреодолимым смущением  и слезами.

2.Наблюдение Б.С.Волков, Н.В.Волкова

Цель: выявить с помощью  вопросов характерные черты каждого  ребёнка, определяющие тип темперамента.

Проводиться наблюдение за детьми, индивидуально за каждым ребёнком, по некоторым критериям выбирается определённый   вариант ответов . По итогам  определяются характерные черты ,подходящие для определённого типа темперамента.

3.3Анализ результатов

Таблица 1.

 

сангвиник

холерик

флегматик

меланхолик

 

колич.

%

колич.

%

колич.

%

колич.

%

Мальчики 

2

28.4%

1

14.3%

3

43%

1

14.3%

Девочки

5

38.4%

3

23%

4

31%

1

7.6%

Всего

7

35%

4

20%

7

35%

2

10%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1976. - 156

2.Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб.,2000

3.Логвинова М.А. Возрастная  психология. Учебник. М.,1996 

4.Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  в образовании. М., 1998

5.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста – М., 1988

6.  http://ped-kopilka.ru/pedagogika/temperament-i-igra.html

7.Г.А. Урунтаева  Дошкольная психология учебное пособие М.,2001.

8. Волкова Н. П. Педагогика. – Киев: Академия, 2001.

9.Петричук  И.И. Ещё  раз об игре. 2007г

10.Психология. Словарь./ Под  ред. А.В. Петровского, М.Г.Хорошевского  М. 1990

11. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. 2002г

12. Эльконин Д.Б. Психология игры.

13.Кордуил М. Психологи. А-Я.  Словарь- справочник М.2000г

14. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов.

15. http://strana-sovetov.com/kids/1-6/4200-emotional-sphere-development.html

16. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

17.Я. Стреляу Роль темперамента в психическом развитии. М., 2003

18.К.Д.Ушинский Человек  как предмет воспитания. Опыт  педагогической антропологии 1 том.

19.  http://do.gendocs.ru/docs/index-358376.html

20. Белоус В.В. Темперамент и деятельность, учебное пособие. Пятигорск, 1990.

 


Информация о работе Особенности проявления детского темперамента