Детская агрессия: особенности проявления, профилактика и коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей детской агрессивности и способов ее профилактики.
Предмет: выявление специфики работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения среди детей.
Объект: явление агрессивности в детской среде.

Оглавление

Введение..............................................................................................................4

Глава I. Понятие агрессии в психологической науке......................................
1.1. Понятие агрессии
1.2. Виды агрессии
1.3. Особенности проявления агрессии у детей

Глава II. Исследование детской агрессии
2.1. Методика исследования агрессии «Несуществующее животное»
2.2Диагностика агрессивного поведения
2.3. Профилактика и коррекция детской агрессии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа Детская психология.docx

— 82.03 Кб (Скачать)

 А ведь разве детям нужно  так много? Им бы внимания побольше, каждый ребенок должен чувствовать  любовь и заботу своих близких.  Но в настоящее время практически  все взрослые заняты, и времени  на детей не остается,

вот дети и стараются, кто-то с помощью агрессии, добивается желаемого( покупки игрушки, сладостей), кто-то добивается хоть какого-то внимания со стороны взрослых, а зачастую, не умея дружить, и сверстников. Кто-то наоборот, считает, что лучшая защита, это - нападение...

Заключение: В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым актуальным направлением исследовательской деятельности многих специалистов. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в нашей стране, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детской агрессивности.

Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвящённых проблеме агрессивного поведения, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами детской агрессивности остаются открытыми.

Многие исследователи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации и пр. Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети.

Почти в каждой группе детского сада, в семье встречаются хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять.

Родителям и педагогам не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Многие исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и вариантов такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.

 

 

Глава II. Исследование агрессии у дошкольников.

 2.1Методы и этапы исследования

Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что это поведение опасно. Было бы не допустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг другу вред. Поэтому применяются сравнительно «безопасные» методы и методики, такие как проективные методики, тесты, наблюдения.

Исходя из целей работы вся экспериментальная программа, состоит из трех частей, в которые включены наиболее оптимальные методы и методики диагностики и коррекции агрессивного поведения детей.

Первый этап, – констатирующий эксперимент. В него вошли: метод наблюдения, проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ), Цветовой тест Люшера. Эти диагностики наиболее подходят для данного этапа, так как они ярко показывают наличие, и степень агрессивности у детей старшего дошкольного возрасти.

Метод наблюдения самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.

Методика РНЖ – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть, и проанализировать неадекватное поведение ребенка.

Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Он прост и лаконичен, способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально – личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии. Тест доступен для диагностирования детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап – коррекционная работа. Она состояла из цикла занятий, цель которых: научение детей системе управления своим агрессивным поведением; развитие способности понимать, осознавать и принимать детьми старшего дошкольного возраста своего чувства гнева. Занятия состояли из игр и упражнений, направленных на реализацию поставленных целей.

Третий этап – контрольный эксперимент. В него вошли - Цветовой тест Люшера и анкетирование воспитателя. Эти методики позволяют отметить некоторые результаты коррекционного воздействия.

2.2Диагностика агрессивного  поведения

 

Название: Структурализированное наблюдение.

Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного.

ФРАГМЕНТЫ:

  1. Рассерженный «впадает в бешенство».
  2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.
  3. Ведет себя подобно «настороженному животному».
  4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.
  5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.
  6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.
  7. Портит общественную и личную собственность.
  8. Негативно относится к замечаниям.
  9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.
  10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.
  11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.
  12. Кричит, угрожает, оскорбляет.
  13. Ведет себя непристойно.
  14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.
  15. Подражает хулиганским проделкам других.
  16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
  17. Пристает к более слабым.
  18. Дерется не соответствующим образом.

По результатам наблюдения можно отметить, что из двенадцати детей, в особом внимании нуждаются три ребенка, набравшие по одиннадцать положительных результатов из восемнадцати фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Средний уровень агрессивности у двоих детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Низкий уровень агрессивности у семи детей. Эти дети уравновешенны, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер.

Результаты наблюдения отражены в гистограмме. В ней ось X означает количество детей, а ось Y фрагменты поведения. Темным цветом отмечены результаты наблюдения детей с высоким и средним уровнем проявления агрессивного поведения.

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка подтвердить результаты, полученные из наблюдения.

Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем.

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой.

Интерпретация: для оценки агрессивности детей использовалась следующая таблица:

 

Симптокомплексы теста «Несуществующее животное»

 Симпто-комплекс

Симптом

Балл

1

Сильная, уверенная линия рисунка.

0,1

2

Неаккуратность рисунка.

0,1

3

Большое количество острых углов.

0,1,2

4

Верхнее размещение углов.

0,1

5

Крупное изображение.

0,1,2

6

Голова обращена вправо или анфас.

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный.

0,1

8

Угрожающее выражение.

0,1

9

Угрожающая поза.

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти).

0,1,2

11

Хищник.

0,1

12

Вожак или одинокий.

0,1

13

При нападении дерется традиционным способом.

0,1

14

Ночное животное.

0,1

15

Другие признаки.

0,1


 

Результаты оценивания детских рисунков показали что:

  1. детей набрали – 0,6 – 0,8 балла, высокий уровень агрессии

2 детей набрали – 0,2 – 0,5 балла, средний уровень агрессии

  1. детей набрали - 0 – 0,2 балла, низкий уровень агрессии

Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных – один нападает, другой убегает .Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.

На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.

Уровни агрессивного поведения детей отображены на графике. Ось X – количество детей, ось Y – баллы. Дети с высоким уровнем агрессии попадают за границу 0,5 баллов.


 

Сравнив полученные результаты наблюдения и методики РНЖ

можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую картину поведения детей в группе, а методика РНЖ позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему его миру. Но результаты обоих методик несут в себе большую ценность для исследования.

Название: Цветовой тест Люшера.

Цель: Выявить эмоциональную напряженность детей путем неосознанной реакции на цветовые эталоны, определить проявления агрессивных реакций у испытуемых.

Оборудование: восьми цветовой ряд карточек, окрашенных в синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0.

Инструкция: детям предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц «самый приятный» цвет, затем приятный из оставшихся и так каждый раз, пока все цвета не будут отобраны.

Интерпретация: Результаты, полученные при проведении Цветового теста Люшера, занесены в таблицу.

 

Ф.И. инициалы

   

Ц

В

Е

Т

А

 

Г.К.

ж

кр

си

се

з

ч

ф

ко

И.С.

ч

ж

кр

ф

ко

з

се

си

М.М.

си

ж

се

си

кр

з

ко

ч

П.Г.

кр

ко

ч

ф

си

з

се

ж

П.М.

се

ж

си

з

кр

ко

ф

ч

С.Д.

ж

си

кр

з

се

ф

ко

ч

С.В.

ф

з

ч

ко

кр

си

ж

се

С.Д.

кр

ж

си

се

з

ко

ф

ч

С.Н.

си

ж

з

кр

се

ч

ко

ф

С.Д.

з

кр

ж

ф

се

си

ко

ч

У.Е.

ч

ф

з

ко

си

кр

ж

се

Щ.Н.

з

ч

ф

ко

кр

си

се

ж

Информация о работе Детская агрессия: особенности проявления, профилактика и коррекция