Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:36, реферат
Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Адаптация проявляется в повышении или понижении чувствительности анализаторов в результате длительного воздействия раздражителей. При длительном воздействии слабого раздражителя происходит повышение чувствительности анализатора. Длительное воздействие сильного раздражителя вызывает понижение чувствительности анализатора.
Учредителями специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов РФ.
Факторами, влияющими на отбор и формирование содержания образования, выступают потребности общества в образованных, реальные возможности процесса обучения, стремление и понимание возможностей уч-ся и потребности личности в образовании.
Федеральная программа развития образования, отражающая основы государственной политики в области образования, определяет стратегию приоритетного развития системы образования во всех направлениях, а также способы реализации выбранной стратегии. Федеральную программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, культурные и религиозные, демографические особенности.
Физическая культура - это средства воспитания физической культуры. К основным средствам воспитания физической культуры относят: физические упражнения (гимнастика, игры, туризм, спорт), природные и гигиенические факторы.
Форма обучения, имеющая четкую организационную структуру, удобство в управлении деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий в решении учебных задач, эмоциональное влияние личности учителя на детей и экономию времени, - это классно-урочная. Данная форма обучения впервые была обоснована Я. А. Каменским в книге «Великая дидактика».
Форма обучения, когда преподаватель работает сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами, называется фронтальной. В данной классификации по количеству обучающихся выделяют также индивидуальную, групповую, коллективную формы обучения.
Форма обучения, когда преподаватель работает сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами, называется фронтальной. В данной классискации по количеству обучающихся выделяют также индивидуальную, групповую, коллективную формы обучения.
Формой обучения, широко распространенной за рубежом, способной обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией, является менторство и тьютерство. Менторство подразумевает оказание помощи ученику при выполнении самостоятельных учебных проектов. Тьютерство - научное руководство ученической творческой или исследовательской работой. В современной российской школе данные функции выполняются учителями – предметниками и имеют альтруистический характер.
Формы методической работы в школе. Наиболее распространенными формами методической работы в школе являются методическое объединение и методический совет учителей.
Формы организации обучения: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система, лекционно-семинарская.
Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.
Функции педагогики: 1. Теоретическая: а) описательная (изучение передового опыта), б) диагностическая (выявление состояния пед. явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и уч-ся), в) прогностическая (экспериментальные исследования пед. проц. и построение более эффективных моделей процесса; на этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели пед. систем, опережающие практику образования). 2. Технологическая: а) проективная (разработка методических материалов: учебные планы, программы, уч. пособия и метод, рекоменд.), б) преобразовательная (внедрение достижений пед. науки в практику), в) рефлексивная и корректировочная (анализ и оценка влияния результатов научн. исслед. на практику обучения и воспитания, коррекция н.-практ. деят.).
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях подменяют эти понятия друг другом. Л. С. Выготским и Б. Г. Ананьевым было разработано положение о том, что темперамент является природной основой характера.
Характер является одним из основных проявлений личности. В отечественной психологии все черты характера связывают с психическими процессами. Поэтому выделяют эмоциональные, волевые и интеллектуальные черты характера. К интеллектуальным чертам характера относятся глубокомыслие и любознательность.
Цели воспитания бывают общими и индивидуальными. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного человека.
Целостность пед. процесса. Важнейшей характеристикой пед. процесса является целостность. Целостность - это синтетическое качество педпроцесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов.
Цель педагогической деятельности - управление педагогическими процессами становления и развития целостного человека, а также отдельных свойств его личности.
Ценности. Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах, появляясь в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Групповые педагогические ценности, представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Личностно-педагогические ценности подставляют собой сложные социально-педагогические образования, в которых отражены цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие систему его ценностных ориентации.
Частной собственности возникновение, выделение семьи как экономической общности людей привели к переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать семья, а не община. Главной целью образования стало формирование хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.
Часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и
других органов, называется вегетативной нервной системой._
Чувства высшие. Особую форму переживания приставляют собой высшие чувства. Они подразделяются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. К интеллектуальным чувствам относят переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека, например, любознательность. Нравственные чувства переживаются людьми при восприятии явлений действительности и сравнении их с социальными нормами. К таким чувствам относят гуманность. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. В эту группу чувств входит восторг. Морально-политические чувства проявляется в эмоциональном отношении к общественным организациям, и государству в целом. К данной группе чувств относят патриотизм.
Экономическая культура - это ясное представление об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности.
Эксперимент. По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий, когда проводится целенаправленная его организация
для определения условий развития личности школьника или детского коллектива.
Эльконин Д.Б. в основу возрастной периодизации положил следующие критерии: - социальная ситуация развития - это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется; - основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте; - основные психологические новообразования личности, то есть те способности, которые складываются у ребенка в ходе осуществления ведущего типа деятельности.
Эмоции играют важную роль в жизни человека, выполняя ряд функций. Приспособительная функция помогает устанавливать значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. Отражательная функция связана с тем, что чувства, охватывая весь организм, позволяют дать обобщенную оценку событий, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов. Переключательная функция особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, когда возникает противоречие между инстинктом самосохранения и социальными мотивами, когда привлекательность мотива направляет деятельность человека в ту или иную сторону. Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к предметам.
Эмоционально-импровизационный - педагог строит учебный процесс с учетом самостоятельности учеников, не любит заниматься повторением и закреплением, предпочитает работать с яркими учениками. Эмоционально-методичный - ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью. Рассуждающе-импровизационный - педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения.
Эмоциональные состояния протекают в разных формах. Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Эмоции - непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства. Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Фрустрация - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути достижения цели._
Эриксон Э.: В эпигенетической теории развития личности Э. Эриксон обосновал идею ведущей роли социума. Личность в своем развитии проходит ряд кризисов, ведущей роли социума. Личность в своем развитии проходит ряд кризисов, разрешение которых может принимать положительные или отрицательные значения. В возрасте 20 лет в процессе неконструктивного разрешения жизненного кризиса формируется психологическая, изолированность личности.
Ядов В.А. является автором диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности. Диспозиции личности организованы иерархически. Каждый из уровней диспозиций личности, по В. А. Ядову, можно соотнести с регуляцией конкретных типов проявления деятельности: 1). Поведенческий акт личности 2). Поступок личности 3). Поведение личности 4). Деятельность личности. Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение потребностей и интересов. Поведение - это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека. Действие - единица деятельности, произвольная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.
Ядов В.А. является автором диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности. Диспозиции личности организованы иерархически. Уровни диспозиций личности по В. А. Ядову: 1. Уровень элементарных фиксированных установок. 2. Уровень аттитюдов. 3. Уровень социальных установок. 4. Система ценностных ориентации личности