Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:36, реферат
Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Адаптация проявляется в повышении или понижении чувствительности анализаторов в результате длительного воздействия раздражителей. При длительном воздействии слабого раздражителя происходит повышение чувствительности анализатора. Длительное воздействие сильного раздражителя вызывает понижение чувствительности анализатора.
Педагогика. Философское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования. От системы философских взглядов (материалистических, экзистенциональных, прагматических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направления педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.
Педагогическая деятельность - это особый вид Деятельности (профессиональной), которая направлена на реализацию целей образования. Основными видами деятельности являются обучение и воспитание. В структуре пед. деятельности выделяют три взаимосвязанных компонента: I) конструктивная деятельность [а) конструктивно-содержательная (отбор и сочетание учебного материала, планирование и построение пед. процесса); б) конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся); в) конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы пед. процесса)]; 2) организаторская деятельность (выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности и организацию совместной деятельности); 3) коммуникативная деятельность (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями).
Педагогическая деятельность является разновидностью профессиональной деятельности, направленной на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания. Педагогическая технология объясняется как научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая задача выражает единство цели субъекта деятельности и условий, в которых она решается, отвечает ряду требований, для реализации которых осуществляется педагогическое действие.
Педагогическая деятельность. Объект педагогической деятельности - процесс индивидуально-личностного развития человека, становление человека субъектом социокультурной деятельности, поведения, общения. Предмет педагогической деятельности - закономерности индивидуально-личностного и субъектного становления человека, тенденции этого процесса, определяющие наиболее значимые в социальном отношении черты человека. Цель педагогической деятельности - управление педагогическими процессами становления и развития целостного человека, а также отдельных свойств его личности.
Педагогическая задача - основная единица пед. процесса. Это ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Педагогическая задача - это пед. ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.
Педагогическая задача конкретизирует цель деятельности, определяет или этап, или составляющую в ее достижении. Цель педагогической деятельности - управление педагогическими процессами становления и развития целостного человека, а также отдельных свойств его личности. Средства педагогической деятельности - методы обучения и воспитания, создание образовательной среды, воспитательной системы.
Педагогическая квалификация. Уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач определяется как педагогическая квалификация.
Педагогическая культура. Культуру общения можно отнести к основным системным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры.
Педагогическая специальность. Основанием дифференциации педагогических специальностей не являются физические данные и особенности психических процессов личности педагога, но могут служить: специфика объекта и целей деятельности специалистов; возрастные периоды развития личности обучаемых; особенности развития личности обучаемых, связанные с психофизическими и социальными факторами.
Педагогическая технология (или технология образования) - это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в пед. процессе с целью решения различных пед задач: структурирование и конкретизация целей пед. процесса; преобразование содержания в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и форм пед процесса.
Педагогические способности. К перцептивным способностям педагога относятся профессиональная зоркость, эмпатия , педагогическая интуиция.
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, нацеленное на решение развивающих и образовательных задач. Системообразующим фактором пед. процесса выступает его цель. Или: Педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем единства обучения и воспитания.
Педагогический процесс. Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность, называются принципами педагогического процесса.
Педагогический процесс. К основным аспектам целостности педагогического
процесса не относится национально-региональный.
Учитывая многообразие взаимоотношений
и взаимосвязей между компонентами педагогического
процесса, было бы слишком упрощенным
сводить целостность педагогического
процесса к одной его характеристике,
поэтому необходимо рассматривать следующие аспекты целостности:
содержательно-целевой, организационно-процессуальный
и операционально-
Педагогический процесс. Наименьшей единицей педагогического процесса можно считать оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы.
Педагогический процесс. Структура педагогического процесса исключает такой компонент, как педагогические методы, приемы, средства и формы. С позиции системного подхода безосновательным представляется возведение их в ранг структурных компонентов педагогического процесса. Они так же, как и цель, имманентны динамической системе «педагог - воспитанник». В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы, приемы, формы организации и другие искусственные элементы педагогического процесса.
Педагогический совет. В состав педагогического совета входят директор, его заместители, учителя, библиотекарь, школьный врач, председатель родительского комитета.
Педагогического процесса закономерности. Объективные, существенные, устойчивые связи между сторонами педагогического процесса и явлениями называются закономерностями педагогического процесса.
Педагогическое взаимодействие - преднамеренный контакт педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Педагогическая технология - научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая деятельность - разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.
Педагогическое взаимодействие имеет
два взаимообусловленных
Педагогическое знание. Основу научного педагогического знания составляет народная педагогика. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах.
Педагогическое новаторство
Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Воспитывающая ситуация понимается как обстоятельство затруднения, выборе, толчка к действию, может быть специально организовано воспитателем. Наказание понимается как выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.
Познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей. Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных ученических объединениях. Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение.
Политика государственная в
области образования
Понятия: в понятиях отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Понятия могут быть выражены словом или группой слов.
Потебня А.А. раскрыл и объяснил механизмы формирования этнопсихологической специфики мышления. Н. К. Михайловский всесторонне изучил толпу, понимая под ней скопление людей, которым свойственны истеричность, агрессивность, безответственность. В. М. Бехтерев одним из первых разработал экспериментальные методики, применяя которые на практике открыл путь научным социально-психологическим исследованиям. Г. Г. Шпет первым в России начал читать курс этнопсихологии, которую считал не объяснительной, а описательной наукой.
Потребление и производство материальных благ: В процессе производства и потребления материальных благ между людьми возникают общественные отношения. Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев. С точки зрения принадлежности к различным субъектам общественные отношения бывают конфессиональными.
Предмет педагогики - педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах( семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Предметом изучения педагогики как науки является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Педагогика в этом случае изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Предметы учебные. Традиционно учебные предметы в общеобразовательной школе делят на естественно-математические дисциплины, в которых представлены все элементы науки, и гуманитарные дисциплины, в которых предпочтение отдается и информации о фактах, понятиях. Структура учебного предмета имеет много общего со структурой соответствующей науки. Отличие учебного предмета от соответствующей науки состоит в объеме знаний, в логике изложения, в степени представленности всех элементов науки.
Представления. К приемам изменения и преобразования человеком своих представлений относятся вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства; изменение величины объектов в сторону преувеличения или свойства; изменение величины объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительным; соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов; конструирование предмета в связи с его назначением; мысленное усиление какого-либо свойства; мысленное ослабление какого-либо свойства: создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.
Пример, образец, идеал, норма выполняют для воспитанника ориентирующую и демонстрационную функцию. Требование, контроль, наказание ограничивают или корректируют активность воспитанника. Похвала, поощрение служат для подкрепления и развития социально продуктивных моделей поведения.
Принцип гуманизации содержания общего образования предполагает активное творческое и практическое освоение общечеловеческой культуры, а также формирование гуманитарной культуры личности: интеллектуальной, политической, нравственной, правовой,, физической, экологической, культуры; культуры общения и семейных отношений; культуры труда и жизненного самоопределения.
Принцип демократизации и гуманизации управления предполагает развитие самодеятельности и инициативы всех участников образовательного процесса. Принцип системности и целостности предполагает осуществление управленческой деятельности в системе, в единстве и целостности всех взаимодействующих компонентов и подсистем. Принцип взаимосвязи единоначалия и коллегиальности реализуется в деятельности общественных органов управления, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения.
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития.
Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал. Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным.
Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит о целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.