Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:36, реферат
Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Адаптация проявляется в повышении или понижении чувствительности анализаторов в результате длительного воздействия раздражителей. При длительном воздействии слабого раздражителя происходит повышение чувствительности анализатора. Длительное воздействие сильного раздражителя вызывает понижение чувствительности анализатора.
Коллектив - это группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Сплачивающим ядром коллектива является его актив. Воспитательная работа с активом складывается из следующих видов пед. работы: разъяснение прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказание практической помощи в разработку стратегий коллективной деятельности; организация обмена опытом работы (летучки, совещания); контроль за выполнением поручений и привлечение внимания актива к качеству выполненной работы.
Коллектив трудовой. Характеризуя психологический климат трудового коллектива, обозначают несколько типов отношений, куда включено отношение к труду. В свою очередь, в структуру отношения к труду входит эффективность деятельности коллектива.
Коллектив. Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, то есть группа ранее
непосредственно незнакомых детей, оказавшихся на одном пространстве и в одно время.
Коллектив. Развитию детского коллектива препятствует прочное авторитарное руководство коллективом. Важными условиями развития детского коллектива являются: организация перспективных устремлений воспитанников, накопление и укрепление традиций, организация самоуправления.
Коллектив. Сплачивающим ядром детского коллектива, его организующим центром является актив. В актив
входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах.
Коллектив. Этапы развития коллектива (основное средство - требования, предъявляемые педагогом): I) средство сплочения - единоличное требование педагога, 2) основным проводником требований к личности должен быть актив, 3) сложившаяся система самоуправления (наличие не только органов, но и полномочий,
переданных педагогом).
Коммуникативные способности. Способности к общению, умение найти подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта характеризуют коммуникативные способности.
Коммуникация. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Коммуникативный процесс можно представить как последовательность следующих актов: 1. Замысел сообщения 2. Кодификация сообщения 3. Собственно сообщение 4. Декодификация сообщения
Компетентность становится фактором, обеспечивающим результативность деятельности благодаря ее волевому компоненту. Воля понимается как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, его способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
Компоненты пед. процесса. В пед. процессе выделяют два компонента: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).
Компоненты учебного процесса. К компонентам учебного процесса относятся содержательный компонент, который отражает знания, накопленные человечеством в процессе развития, и процессуальный компонент, который включает методы, приемы и средства, позволяющие освоить предлагаемое содержание.
Конфликт. Трудовой конфликт - вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения. Предметом трудового конфликта является система распределения ресурсов.
Кризис семнадцати лет проявляется в проблеме профессионального самоопределения, в повышении уровня тревожности, в формировании личной идентичности. В связи с окончанием школы в юношеском возрасте возникает необходимость выбора профессии, что приводит к повышению тревожности, связанной с самооценкой.
Кризис трех лет. К симптомам кризиса трех лет относят негативизм, упрямство, строптивость и своеволие. Негативизм проявляется в том, что ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Упрямство - это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно этого хочется, а потому что он это потребовал. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие ребенка заключается в стремлении к самостоятельности.
Кризисы возрастные. Протекание возрастных кризисов зависит от темперамента, характера, особенностей эмоционально-мотивационной сферы личности. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным. Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущего типа деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена или невозможна.
Личности направленность: В психологии под направленностью личности понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. К основным формам направленности личности относят интерес, убеждение.
Личности определение: В психологии выделяют 3 подхода к определению личности. Наиболее актуальным на сегодняшний день признается интерактивный подход. Он базируется на признании взаимодействия внутренних и внешних факторов, а также собственной активности субъекта.
Личности психология: В психологии личности существуют два направления исследования - диспозициональное и типологическое. Первое основано на выделении тех или иных личностных черт, а второе - на определении типов личности. К исследователям, являющимся сторонниками типологического направления в исследовании личности, относят К. Хорни.
Личностные проявления бессознательного представлены в таких психологических качествах и особенностях, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях и психических явлениях
Личность - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции (творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений) и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции (Выготский).
Личность творческая. К факторам, препятствующим становлению творческой личности, относятся: склонность к конформизму; боязнь выглядеть «белой вороной»; боязнь показаться слишком экстравагантным; боязнь возмездия со стороны человека, чья позиция критикуется; завышенная оценка значимости своих идей; высокоразвитая тревожность
Метод изучения продуктов деятельности учащиеся может дать информацию об индивидуальностях учащегося, о достигнутом уровне знаний, навыков в той или иной области, о его интересах и способностях.
Метод наблюдения - целенаправленное восприятие к.-л. пед. явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Основной недостаток - оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психич. сост.).
Метод независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Он относится к вспомогательным методам изучения психики.
Метод опроса: беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится по заранее намеченному плану, без записи. Анкетирование - метод, при котором респонденты дают письменные ответы на вопросы. Различают: открытая анкета - ответы без сопровождающих вопросов; закрытого типа - на каждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы; смешанная - содержит элементы того и другого типа.
Метод тестирования осуществляется по отобранным стандартизированным вопросам и заданиям со шкалами значений для вычисления индивидуальных различий тестируемых.
Методы воспитания - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методический прием - элемент (часть, деталь) метода воспитания. Средства воспитания - конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, наглядные пособия, которые используют в реализации того или иного метода. Классификация методов - выстроенная по определенному признаку система методов.
Методы воспитания. 1. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера^2. Методы организации деятельности информирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, методы создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные) 3. Методы стимулирования и регулирования мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссии, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.)
Методы исследовании в педагогике: теоретические. К теоретическим методам педагогического исследования относят моделирование и обобщение. Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.
Методы исследования в педагогике - способы изучения включают: 1. Теоретические исследования (изучение текстов, составление библиографических списков, реферирование, конспектирование, цитирование). 2. Методы изучения пед. опыта (эмпирические) (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности уч-ся, пед. документации). 3. Эксперимент (исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование пед. явления и возможностей воздействия исследователя на пед. явление). Выделяют след этапы эксперимента: а) теоретический, б) методический, в) собственно эксперимент, д) аналитический, е) интерпретация данных. 4. Математические методы (регистрация, ранжирование и шкалирование).
Методы исследования в педагогике. Методами опроса «лицом к лицу» являются беседа, интервью. Анкетирование называют заочным опросом. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, ответы записываются открыто.
Методы исследования в психологии. К характеристике совершенства методов относится валидность. Валидность - качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.
Методы исследования в социальной психологии. Метод - это основной путь познания того или иного явления. В социальной психологии используется ряд основных методов исследования. Метод обобщения независимых характеристик - выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Моделирование - конструирование второй реальности, обеспечивающей возможность представить соотношение различных сторон объекта, прогнозировать его дальнейшее развитие. Контент-анализ - формализованный метод анализа документов, основанный на выделении
Методы контроля эффективности педпроцесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).
В социальной психологии используется ряд основных методов исследования. Метод обобщения независимых характеристик - выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Моделирование - конструирование второй реальности, обеспечивающей возможность представить соотношение различных сторон объекта, прогнозировать его дальнейшее развитие. Контент-анализ - формализованный метод анализа документов, основанный на выделении
Методы контроля эффективности педпроцесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).
Методы обучения (в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала): объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские.
1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод обучения. Основное назначение - организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Деятельность педагога направлена на сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.
2. Репродуктивный метод обучения. Основное назначение - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических единиц.
3. Проблемный метод (проблемное изложение). (Основное назначение - раскрытие в изучаемом материале различных проблем и демонстрация способов их решения. Деятельность педагога - выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым.
4. Частично-поисковый (или