Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:36, реферат
Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Адаптация проявляется в повышении или понижении чувствительности анализаторов в результате длительного воздействия раздражителей. При длительном воздействии слабого раздражителя происходит повышение чувствительности анализатора. Длительное воздействие сильного раздражителя вызывает понижение чувствительности анализатора.
5. Исследовательский метод. Основные задачи, решаемые эти методом, - обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, сформировать и развить мотивы и способности поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем.
Методы обучения (по источнику получения знаний): 1. Словесные (рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками); 2) Наглядные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.п.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач; Практические методы: практические и лабораторные работы, упражнения. Другая классификация в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские).
Методы обучения. Группа методов, объединенная по внешним признакам, включающая рассказ учителя, беседу, работу с книгой, учебным текстом, относится к словесным методам. Чаще всего данные методы используются при изложении учебного материала, который носит описательный характер (краткая биография писателя, географическое положение, исторические события и т.д.), не вызывает познавательных затруднений при изучении. Источником знаний является слово.
Методы обучения. Если познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, то речь идет об объяснительно-иллюстративном методе обучения. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.
Методы обучения. Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой относятся к словесным методам обучения. Они занимают центральное место в системе методов обучения.
Методы обучения. Способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом это - методы обучения. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебных задач.
Методы педагогики. К математическим методам исследования относятся регистрация, ранжирование, шкалирование. Регистрация - выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует. Ранжирование - расположение данного качества (имеется или отсутствует). Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности и определение места в этом ряду каждого исследуемого. Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений.
Методы педагогики. К методам изучения педагогического опыта относятся наблюдение, методы опроса, изучение работ учащихся, изучение школьной документации, эксперимент. Это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. С их помощью нередко выявляют трудности, которые отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы.
Методы психологии. К основным методам психологии относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Методы управления - это способы достижения поставленных целей. Функции управления - это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Методы формирования сознания личности - рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, пример. Методы организации деятельности формирования опыта общественного поведения личности - приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности - соревнование, поощрение, наказание, ситуации переживания успеха. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании - педагогическое наблюдение, психологические опросники, сознательное включение учеников в различные виды деятельности.
Мировоззрение - это целостная система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление).
Мораль в прямом значении - это обычай, нрав, правило. Этика - философская наука, изучающая мораль. Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Мотивы. Перспективно-побуждающие мотивы учебной деятельности школьников основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности. Непосредственно-побуждающие мотивы основаны на эмоциональных проявлениях личности. Интеллектуально-побуждающие мотивы 'основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания.
Мышление. К этапам решения мыслительных задач относятся формулировка вопроса, выдвижение гипотез, проверка гипотез и нахождение способа решения задачи, проверка правильности найденного способа решения задачи. Правильность решения задачи зависит от правильности формулировки вопроса. Выдвинутые гипотезы должны проверяться в зависимости от вероятности нахождения правильного варианта решения.
Проверка правильности найденного способа решения позволит переосмыслить задачу.
Мышление. По степени новизны и оригинальности найденного способа решения задач выделяют репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое) мышление.
Мышление. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: мышление всегда носит опосредованный характер; опирается на имеющиеся у человека знания; связано с практической деятельностью; мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.
На любом уроке могут быть использованы фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. При групповых формах класс делится на пары или небольшие группы (обычно по 3-6 чел. в каждой). Группы получают определенное задание и выполняют его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Индивидуальная работа предполагает самостоятельное выполнение учащимися одинаковых или дифференцированных заданий.
Навык, умение, привычка, операция. Навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной, сознательной регуляции и контроля. Умение - освоенный субъектом способ выполнения регуляции и контроля. Умение - освоенной субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Привычка является негибкой частью деятельности и выполняется человеком механически. Операция - способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации.
Направления в психологии. Усилия представителей основных психологических школ на Западе в начале XX века были направлены на разработку содержания социальной психологии. Бихевиоризм внес идеи о том, что поведение человека есть совокупность реакций организма человека на стимулы внешней среды, где промежуточными переменными могут выступать намерение, ожидание, знание. Сторонники интеракционизма предполагали, что становление личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом, происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом, которые должны пониматься как система взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени."Психоанализ отстаивал идею о том, что основу психической жизни человека составляют бессознательные влечения, потребности, формирующиеся в раннем детстве, которые определяют социальное поведение и предпочтения. Гештальтпсихология основывалась на утверждении, что социальное поведение человека объясняется особенностями процесса познания человека, в ходе которого его впечатления о мире трансформируются в систему образов.
Научная психология: в истории развития научной психологии выделяют четыре этапа. На первом этапе развития психологии предметом науки считалась душа. Психология как наука о душе возникла более 2000 лет тому назад. На втором этапе предметом наука о душе возникла более 2000 лет тому назад. На втором этапе предметом психологии являлось сознание, на третьем этапе - поведение, на четвертом - психика.
Национальная психика имеет
свою структуру. Принято считать, что
в структуру динамической стороны национальной
психологии входят такие национально-психологические особенности,
как эмоционально-волевые,
мотивационно-фоновые, интеллектуально-
Неврозы. Часто повторяющиеся, травмирующие психику индивида воздействия могут приводить к развитию неврозов. Существуют разные виды неврозов. Среди них выделяют ипохондрию, которая выражается в чрезмерной обеспокоенности человека своим здоровьем, когда он обнаруживает у себя любые болезни и испытывает болезненные ощущения в отсутствие объективных причин.
Непроизвольно внимание. К характеристикам непроизвольного внимания относятся наличие интереса, отсутствие волевых усилий. Непроизвольное внимание - внимание, вызываемое внешними причинами - теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна, необычность объекта и его динамичность.
Нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма, называется анализатором. Он состоит из трех отделов: 1) рецептор 2) проводящие пути 3) корковые отделы головного мозга.
Нравственное поведение
Образование - процесс, структура которого характеризуется такими составляющими как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание с целью приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.
Образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Образование имеет следующие основные элементы в своей структуре: учебно-воспитательные учреждения,
социальные
общности (педагоги и обучающиеся),
учебный процесс как вид
Образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях) является предметом педагогики. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей жизни.
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием.
Образование. Развитие образования характеризуется своеобразным сочетанием таких двух качеств, как консерватизм и стремление к новому. Взятые в отдельности, эти качества неизбежно ведут либо к застою, отставанию от требований времени, либо к разрыву с традициями, рискованным экспериментам. Только единство здорового консерватизма, желание бережно сохранять для новых поколений достижения творческой мысли и исторического опыта с одной стороны и стремление к новому в образовании с другой, придает динамизм,
Образования содержание. С точки зрения знаниево-ориентированного подхода в понятие «содержание образования» входит система научных знаний, а также практические умения и навыки. При таком подходе знания заслоняют собой формирование творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.
Образованность. Показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности называется образованностью личности.
Образовательные учреждения. 1. Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, ясли, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей до шести лет. 2. Общеобразовательные учреждения 1) школы, гимназии, лицеи имеют три ступени: начальная школа (I ступень), неполная средняя школа (II ступень) (обязательная), полная средняя школа (III ступень). Для более глубокой дифференциации обучения школа может ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое). 3. Специальные образовательные учреждения для детей, имеющих отклонения в развитии. 4. Учреждения для детей-сирот (детские дома). 5. Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации программ среднего и высшего профессионального образования. Среднее проф. образование готовит специалистов среднего звена на базе неполного или полного среднего образования. К учреждениям этого типа относят техникумы, училища, колледжи. 6. Высшее проф. образование осуществляется в институтах, университетах, академиях. Поступить в них можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального. 7. Послевузовское профессиональное образование включает в себя аспирантуру, докторантуру, ординатуру. 8. Учреждения дополнительного образования (художественные и музыкальные школы, дома детского творчества, центры профориентации, курсы повышения квалификации и др.).